Клинико - психологическая характеристика задержки психического развития
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Арнаутова Людмила Викторовна

Задержка психического развития (ЗПР) встречается в детском возрасте достаточно часто. По данным отечественных и зарубежных авторов, она наблюдается у 12 — 20% детей. В младенческом возрасте задержка в психическом развитии проявляется в замедленном темперазвития сенсомоторных функций, в вялости или, наоборот, в повышенном беспокойстве ребенка. В дошкольном возрасте родители и педагоги нередко обращают внимание на недоразвитие речи у детей,позднее формирование навыков опрятности, самостоятельности. Однако обычно задержка психического развития диагностируется специалистами у детей к окончанию дошкольного возраста или лишь припоступлении в школу. Наиболее наглядно она проявляется у детей в снижении общего запаса знаний, в ограниченности представлений об окружающем, в выраженных нарушениях внимания и памяти. Дети плохо успевают в школе, педагоги жалуются на их поведение и слабую интеллектуальную продуктивность. И, если к подростковому возрасту задержка психического развития не устранена,  то она находит отражение в личностной незрелости, в повышенной аффективности и нередко в девиантном поведении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristika_zpr.docx39.14 КБ

Предварительный просмотр:

Арнаутова Л.В.,учитель-логопед

 МБДОУ- детский сад №27 «Сказка»

Клинико - психологическая характеристика

задержки психического развития

В последние десятилетия ХХ-ХIвв. особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии.По данным ВОЗ, только 20% рождающихся детей условно являются здоровыми, остальные по своему психофизиологическому состоянию либо занимают краевое положение между здоровьем и болезнью, либо страдают нарушениями психического развития, либо больны.

Задержка психического развития (ЗПР) встречается в детском возрасте достаточно часто. По данным отечественных и зарубежных авторов, она наблюдается у 12 — 20% детей. В младенческом возрасте задержка в психическом развитии проявляется в замедленном темперазвития сенсомоторных функций, в вялости или, наоборот, в повышенном беспокойстве ребенка. В дошкольном возрасте родители и педагоги нередко обращают внимание на недоразвитие речи у детей,позднее формирование навыков опрятности, самостоятельности. Однако обычно задержка психического развития диагностируется специалистами у детей к окончанию дошкольного возраста или лишь припоступлении в школу. Наиболее наглядно она проявляется у детей в снижении общего запаса знаний, в ограниченности представлений об окружающем, в выраженных нарушениях внимания и памяти. Дети плохо успевают в школе, педагоги жалуются на их поведение и слабую интеллектуальную продуктивность. И, если к подростковому возрасту задержка психического развития не устранена,  то она находит отражение в личностной незрелости, в повышенной аффективности и нередко в девиантном поведении.

Задержка психического развития (ЗПР) -  одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. ЗПР – это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.

В нашей стране первые клинические и психолого-педагогические исследования проблемы ЗПР появились в конце 60-х годов. Значительное количество работ отечественных клиницистов было посвящено анализу  причин возникновения ЗПР в детском возрасте.

Клинико-психологические исследования ЗПР.

Выдающийся детский психиатр Г. Е. Сухарева, изучая детей, страдающих стойкой школьной неуспеваемостью, подчеркивала, что диагностируемые у них нарушения необходимо отличать от легких форм умственной отсталости. Кроме того, как отмечала автор, задержку психического развития не следует отождествлять с задержкой темпа психического развития. Задержка психического развития — это более стойкая интеллектуальная недостаточность, в то время как задержка темпа психического развития представляет собой обратимое состояние. Основываясь на этиологическом критерии, то есть причинах возникновения ЗПР, Г. Е. Сухарева (1965г.) выделяла следующие ее формы:

1) интеллектуальная недостаточность в связи с неблагоприятными условиями среды, воспитания или патологией поведения;

2) интеллектуальные нарушения при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями;

3) интеллектуальные нарушения при различных формах инфантилизма;

4) вторичная интеллектуальная недостаточность  в связи с поражениями слуха, зрения, дефектами речи, чтения и письма;

5) функционально-динамические интеллектуальные нарушения у детей в резидуальной стадии и отдаленном периоде инфекций итравм центральной нервной системы

6) интеллектуальные нарушения при прогредиентных нервно-психических заболеваниях.

М. С. Певзнер также рассматривала «задержки психического развития» вне рамок умственной отсталости, а как самостоятельную группу заболеваний и состояний в детском возрасте. При систематике задержки психического развития автор различает две ее основные формы:

1) задержку психического развития, обусловленную психическим и психофизическим инфантилизмом,

2) задержку психического развития, обусловленную длительными астеническими и церебрастеническими состояниями.

Таким образом, традиционно в отечественной психопатологии и психиатрии классификация ЗПР строилась по этиопатогенетическому принципу, когда форма ЗПР определяется причиной и механизмами ее возникновения и формирования.

В. В. Ковалев(1979 г.) выделяет четыре основных формы ЗПР

1) дизонтогенетическая форма ЗПР, при которой недостаточность  обусловлена механизмами задержанного или искаженного психического развития ребенка;

2) энцефалопатическая форма ЗПР, в основе которой лежит opгaническое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах онтогенеза;

3) ЗПР в связи с недоразвитием анализаторов (слепота, глухота, недоразвитие речи и пр.), обусловленная действием механизма сенсорной депривации;

4) ЗПР, вызванная дефектами воспитания и информационным дефицитом с раннего детства (педагогической запущенностью).

Важным этапом в изучении детей с ЗПР стали исследования К.С. Лебединской и сотрудников ее лаборатории в 70-80-е  гг. Исходя из этиологического принципа, она выделила четыре основных варианта задержки психического развития, которые и сегодня используются наиболее продуктивно в оказании коррекционной помощи детям в специальных учреждениях:

1) задержка психического развития конституционального происхождения;

2) задержка психического развития соматогенного происхождения;

3) задержка психического развития психогенного происхождения;

4) задержка психического развития церебрально-органического генеза.

В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных вариантов задержки психического развития  имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.

В специальных исследованиях используется понятие психического инфантилизма, под которым понимают вариант задержанного развития, проявляющегося в несвойственнойвозрасту незрелости физического и психического статуса,не сопровождающегося грубым нарушением интеллекта.

В клинической практике выделяются две формы психического инфантилизма: простой и осложненный.

В дальнейших исследованиях были выделены четыре его основных варианта: гармонический (простой), дисгармонический, органический и психогенный инфантилизм.

Клинико-психологическая характеристика ЗПР.

Гармонический (простой) инфантилизм проявляется в равномерной задержке темпа физического и психического развития. Его клиническая картина характеризуется чертаминезрелости, «детскости» в соматическом и психическом облике. Детивыглядят младше своего возраста, так как у них наблюдается инфантильный тип телосложения с детской пластичностью мимики и моторики. Эмоциональная сфера этих детей как бы находится на более ранней ступени развития, соответствуя психическому складу ребенка младшего возраста: с яркостью и живостью эмоций, преобладанием в поведении игровых интересов, внушаемости и недостаточной самостоятельности.

В раннем возрасте у ребенка признаки эмоционально-волевой незрелости выявить достаточно сложно, и поэтому психический инфантилизм значительно чаще диагностируется в школьном и подростковом возрасте. Однако уже в первые годы жизни у детей с психическим инфантилизмом специалисты могут наблюдать снижение познавательной активности, симбиотическую связь с матерью, задержку в развитии навыков самостоятельности.

В дошкольном возрасте у таких детей наблюдается недоразвитие интеллектуальных интересов, что проявляется в повышенной отвлекаемости, утомляемости, особенно когда от ребенка требуются волевые усилия для выполнения сложных заданий. Эти дети неутомимы в игре, в которой проявляют много творчества и выдумки, но в то же время быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью.

При поступлении в школу у детей с простым инфантилизмом наблюдается преобладание игровых интересов над познавательными. Им трудно длительно сосредоточиваться на задании, проявлять усидчивость на протяжении всего урока, подчиняться правилам дисциплины. И нередко в ответ на обычные учебные задания могут возникать невротические реакции и нарушения поведения. «Гармоничность» психического облика часто нарушается в школьном и взрослом возрасте, поскольку незрелость эмоциональной сферы затрудняет социальную адаптацию ребенка.

Между тем возрастная динамика гармонического инфантилизма относительно благоприятна. При правильной организации учебно-воспитательной работы дети с подобным пропорциональным сочетанием психической и физической незрелости догоняют своих сверстников в общем психическом развитии. Постепенно возрастает их индивидуальная активность и самостоятельность, появляются исследовательские и творческие элементы в деятельности, наблюдается развитие воображения и фантазий. По наблюдениям клиницистов, проявления простого психического инфантилизма уменьшаются или полностью исчезают приблизительно к десяти годам.

Клинико-психологические исследования показывают, что при простом психическом инфантилизме психическая незрелость охватывает все сферы деятельности ребенка, в том числе и интеллектуальную. Однако в структуре психического дефекта определяющим симптомо-комплексом является эмоционально-волевая незрелость. Это наглядно проявляется в повышенной эмоциональности, неустойчивости, несамостоятельности детей, в повышенной внушаемости, в стремлении к получению удовольствия от игровой деятельности, в беспечности, неумении подчинять свое поведение требованиям взрослых и вместе с темв чрезмерной зависимости от близких (В. В. Лебединский, 1985). Типичными для детей с психическим инфантилизмом в младшем школьном возрасте является преобладание игровых интересов над учебными, непонимание и неприятие школьной ситуации и связанных с ней дисциплинарных требований, что приводит к социальной и школьной дезадаптации.

Интеллектуальная недостаточность у детей с простым инфантилизмом имеет вторичный характер, определяемый отставанием в созревании компонентов формирующейся личности. Она проявляется в преобладании конкретно-действенного и наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим. При выполнении интеллектуальных задач у школьников наблюдается недостаточная целенаправленность, склонность к подражательной деятельности. В исследованиях психологов было выявлено, что недостаточная целенаправленность, повышенная эмоциональность детей с неосложненным инфантилизмом негативно отражается на формировании познавательных процессов.

Особое место в структуре задержки психического развития у детей с инфантилизмом занимает выраженная истощаемость внимания, особенно при интеллектуальных нагрузках. В то же время в процессе игровой деятельности продуктивность внимания улучшается. Эти данные подчеркивают зависимость интеллектуальной продуктивности у детей с инфантилизмом от мотивации.

Исследования памяти детей с психическим инфантилизмом показало, что им свойственен более высокий уровень развития зрительной памяти по сравнению со слухоречевой. Многие дети испытывают существенные трудности в организации мнемической деятельности и ее контроле.

Незрелость эмоционально-волевой сферы проявляется и в особенностях мыслительной деятельности детей с психическим инфантилизмом. Исследования показывают достаточную сформированность мыслительных операций, но неравномерную познавательную активность, что снижает продуктивность их интеллектуальной деятельности (В. В. Лебединский, 1985).

Дисгармонический инфантилизмотличается сочетанием признаков психической незрелости, свойственной простому инфантилизму, с отдельными патологическими чертами характера, такими как аффективная возбудимость, конфликтность, эгоцентризм и пр. (Г. Е. Сухарева,1959).

Патологические черты характера могут проявляться у ребенка уже в начале второго года жизни в виде упрямства, аффективной неустойчивости. В дошкольном возрасте они могут находить отражение в реакциях протеста, в стремлении ребенка настоять на своем, обидеть других детей или близких и пр. У детей школьного возраста черты незрелости могут лежать в основе повышенной аффективной неустойчивости, в склонности ребенка кзастреванию на источниках конфликта, в патологической лживости и пр. В подростковом возрасте черты незрелости эмоционально-волевой сферы нередко проявляются в девиантном поведении и в патологических чертах характера.

Дисгармонический инфантилизм в чистом виде встречается достаточно редко. Наиболее распространенным вариантом конституциональной формы ЗПР является органический инфантилизм, который развивается вследствие органического повреждения мозга. Органический инфантилизм возникает чаще всего в связис последствиями ранних органических поражений мозга вследствие мозговых инфекций или травм.

В клинической картине, как и при простом инфантилизме, имеются признаки незрелости эмоционально-волевой сферы, непосредственность, повышенный интерес к игровой деятельности, но в сочетании с пограничной интеллектуальной недостаточностью, обусловленной нарушением ряда предпосылок интеллектуальной деятельности: внимания, памяти, психической работоспособности (В. В. Ковалев, 1985).

Эмоционально-волевая незрелость остается ядерным признаком и проявляется детскостью поведения, суждений, наивностью, внушаемостью, преобладанием игровых интересов, неспособностью к занятиям, требующим волевого усилия. Кроме того, наблюдается снижение эмоциональной живости и яркости эмоций, поверхностность эмоциональных привязанностей, бедность воображения. С возрастом у детей с органическим инфантилизмом более отчетливо проявляется интеллектуальная недостаточность — в снижении школьной успеваемости.

Интеллектуальная деятельность детей с органическим инфантилизмом отличается инертностью, слабой переключаемостью мыслительных процессов. Игровая, а затем и учебная деятельность отличается однообразием, снижением познавательной активности, незаинтересованностью в оценке своих действий, низким уровнем притязаний.

Выраженное недоразвитие предпосылок интеллекта (внимания, памяти, психической работоспособности) негативно отражается на интеллектуальной продуктивности детей, но не вызывает нарушения собственно интеллектуальных функций, таких как способность к обобщению и абстрагированию.

При психологическом исследовании младших школьников с органическим инфантилизмом были выявлены трудности переключения внимания, сниженный объем памяти, как в зрительной, так и в слуховой модальностях, недоразвитие зрительно-пространственных функций. Обучение в массовой школе утакихдетей вызывает значительные трудности, как правило, они обучаются в классах для детей с ЗПР или во вспомогательных школах.

Исследования личности детей с ЗПР  выявило ее дисгармоничную структуру, неадекватную самооценку, неадекватные способы эмоционального реагирования на конфликтную ситуацию. Причем наиболее стойкие личностные нарушения наблюдались у детей с осложненным психическим инфантилизмом. В отличие от младших школьников с простым  инфантилизмом у детей с органическим инфантилизмом наблюдалось достоверное снижение показателя адаптации, склонность к повышенной фиксации на источнике конфликта, неадекватные способы разрешения конфликтной ситуации, а также примитивные способы психологической защиты (регрессия, вытеснение).В их поведении наблюдаются некритичность, двигательная расторможенность и элементы психопатоподобного поведения. У части детей наблюдаются неврозоподобные реакции.

Особого внимания медиков и психологов требует дифференциальная диагностика простого инфантилизма от дисгармонического. Последний может в дальнейшем проявляться в психопатическом развитии личности ребенка, способствовать развитию аффективной возбудимости, эксплозивности, нарушению влечений, расстройствам социального поведения.

При соответствующем обучении дети с ЗПР  способны получить среднее или неполное среднее образования, им доступно профессиональное образование, средне специальное и даже высшее. Однако при наличии неблагоприятных средовых факторов возможна отрицательная динамика, особенно при осложненном инфантилизме, что может проявляться в психической и социальной дезадаптации детей и подростков.

Итак, если оценивать динамику психического развития детей с ЗПР  в целом, то она преимущественно благоприятна. Как показывает опыт, проявление выраженной личностной эмоционально-волевой незрелости с возрастом имеет тенденцию к редуцированию.

Таким образом, задержка психического развития может рассматриваться как полисимптоматичный тип изменения темпа и характера развития ребенка, включающий различные комбинации нарушений и их проявлений. Тем не менее, в психическом статусе ребенка с ЗПР можно выделить ряд существенных особенностей:

1) в сенсорно-перцептивной сфере – незрелость различных систем анализаторов (особенно слуховой и зрительной), неполноценность зрительно-пространственной, вербально-пространственной ориентированности;

2) в психомоторной сфере -  разбалансированность двигательной активности (гипер- и гипоактивность), импульсивность, трудность в овладении двигательными навыками, нарушения координации движения;

3) в мыслительной сфере –преобладание более простых мыслительных операций (анализ и синтез), снижение уровня логичности и отвлеченности мышления, трудности перехода к абстрактно-аналитическим формам мышления;

4) в мнемической сфере -  преобладание механической памяти над абстрактно-логической, непосредственного запоминания — над опосредованным, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти, значительное снижение способности к непроизвольному запоминанию;

5) в речевом развитии -  ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, дефекты произношения, трудности овладения письменной речью;

6) в эмоционально-волевой сфере -  незрелость эмоционально-волевой деятельности, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов;

7) в мотивационной сфере –преобладание игровых мотивов, стремление к получению удовольствия, дезадаптивность побуждений и интересов;

8) в характерологической сфере -  усиление вероятности, акцентуирования характерологических особенностей и повышение вероятности психопатоподобных проявлений.

Специфика подходов различных направлений изучения детей с ЗПР — клинического, дефектологического, нейропсихологического и психолого-педагогического позволяет оценить содержание проблемы со многих сторон. Однако, несмотря на проведенные исследования, остаются открытыми некоторые вопросы: интегральной оценки психологических особенностей детей с ЗПР, что позволяет представить личность в целом; вопросы связи, хотя бы на уровне феноменологических корреляций, детей с ЗПР и их родителей, что требует многоаспектного анализа социально-психологической  детерминированности задержки психического развития. Изложенные выше положения, не претендуя на полноту освещения проблемы изучения детей с ЗПР, создают необходимые предпосылки для экспериментального изучения, психологических особенностей детей и членов их семей.

Литература:

  1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей/ Под ред. К.С.Лебединской.-М.,1982
  2. Дети с задержкой психического развития /Под ред. Т. А. Власовой,В.И.Лубовского,Н.А.Цыпиной. -М.,1984
  3. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. –М.,1979
  4. Лебединский В.В. нарушение психического развития у детей.-М.,1985
  5. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития.-СПб.:Речь,2006
  6. Никишина В.Б. Практическая психология с детьми с задержкой психического развития.- М.,:Владос,2003
  7. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия. /Составитель:Защиринская О.В. – СПб.:Речь,2003

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая коррекция задержки психического развития детей дошкольного возраста

Реферат. Содержит теоретические основы планированирования психо-коррекционной деятельности с дошкольниками, имеющими задержку в развитии....

Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью

Данный материал залежался в моем ноутбуке, конечно же не я его составила, но и автора данного материала я не знаю. Но это очень полезный материал для всех педагогов и психологов в том числе. Так что, ...

Пример клинико-психологической характеристики ребёнка с отклоняющимся развитием (Гиперактивность)

Клинико-психологическая характеристика ребёнка с отклоняющимся развитием....

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития.

В статье раскрывается понятие "задержка психического развития"; описываются различные существующие классификации ЗПР....

ОСОБЕННОСТИ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ) ЛИЦ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. Конспекты занятий, анкетирование родителей, характеристика ребёнка с ЗПР

Данная работа будет полезна  для начинающих специалистов: дефектологов, психологов, олигофренпедагогов. В данном материале кратко описаны основные виды ЗПР, особенности ВПФ детей с ЗПР. Также пре...

«Клинико-психологическая характеристика детей с аутизмом»

laquo;Клинико-психологическая характеристика детей с аутизмом»...

«Клинико-психологическая характеристика детей с аутизмом»

laquo;Клинико-психологическая характеристика детей с аутизмом»...