Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей 5-7 лет с задержкой психического развития
статья по коррекционной педагогике
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей 5–7 лет с задержкой психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) —нарушение нормальных темпов развития психики, которое проявляется в замедленном формировании и созревании мышления, эмоционально-волевой сферы, способности запоминать и концентрировать внимание, навыков самоконтроля и социального взаимодействия, моторики. Это распространённый вариант дизонтогенеза, занимающий промежуточное положение между интеллектуальной нормой и умственной отсталостью.
Клиническая характеристика
ЗПР у детей 5–7 лет проявляется как полиморфный синдром с вариативной этиологией (биологической и социально-психологической). Согласно МКБ-10, данная категория относится к «Смешанным специфическим расстройствам психического развития» (F83).
Основные клинико-патогенетические варианты:
- конституционального генеза;
- церебрально-органического происхождения;
- психогенного генеза;
- соматогенного генеза.
Диагностические критерии включают:
- замедление темпа формирования познавательных процессов;
- незрелость эмоционально-волевой сферы;
- снижение адаптивных возможностей;
- парциальность нарушений (неравномерность развития психических функций).
Психологическая характеристика
1. Познавательная сфера
- Внимание: неустойчивость, низкая концентрация, трудности переключения.
- Восприятие: замедленность, фрагментарность, недостаточная дифференцированность.
- Память: снижение объёма, преобладание наглядной памяти над словесной, низкая продуктивность произвольного запоминания.
- Мышление: недостаточность обобщения, трудности установления причинно-следственных связей, преобладание наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
- Речь: ограниченный словарный запас, аграмматизмы, нарушения звукопроизношения, трудности построения развёрнутых высказываний.
2. Эмоционально-волевая сфера
- эмоциональная лабильность;
- повышенная тревожность;
- низкая фрустрационная толерантность;
- недостаточная сформированность произвольной регуляции поведения;
- склонность к аффективным реакциям.
3. Социально-коммуникативная сфера
- трудности установления контактов со сверстниками;
- неадекватная самооценка (завышенная или заниженная);
- зависимость от взрослого;
- сниженная инициативность в общении.
Педагогическая характеристика
1. Игровая деятельность
- предпочтение подвижных игр младшему возрасту;
- стереотипность сюжетов;
- трудности распределения ролей;
- кратковременность игры без предварительного замысла;
- необходимость направляющей помощи взрослого.
2. Продуктивные виды деятельности
- недоразвитие зрительно-пространственных функций (трудности рисования, конструирования);
- несовершенство мелкой моторики (затруднения при вырезании, штриховке);
- низкая самостоятельность в выполнении заданий.
3. Навыки самообслуживания
- замедленный темп действий (одевание, приём пищи);
- потребность в контроле и напоминаниях;
- недостаточная аккуратность.
4. Готовность к школьному обучению
- недостаточная познавательная активность;
- быстрая утомляемость;
- низкий уровень произвольной регуляции;
- ограниченные представления об окружающем мире.
Коррекционно-развивающая работа
Основные направления психолого-педагогической коррекции:
- Развитие познавательной сферы:
- формирование произвольного внимания;
- совершенствование памяти и мышления;
- обогащение словарного запаса.
- Формирование эмоционально-волевой регуляции:
- обучение навыкам самоконтроля;
- снижение тревожности;
- развитие адекватной самооценки.
- Социализация и коммуникация:
- развитие навыков взаимодействия со сверстниками;
- формирование игровой деятельности.
- Подготовка к школьному обучению:
- развитие предпосылок учебной деятельности;
- формирование познавательной мотивации.
Эффективные методы:
- игровая терапия;
- арт-терапия;
- когнитивно-поведенческие техники;
- сенсорная интеграция;
- дифференцированные дидактические задания.
Заключение
Дети 5–7 лет с ЗПР демонстрируют специфический профиль развития с неравномерностью формирования психических функций. Ключевые особенности включают:
- замедленный темп познавательной деятельности;
- эмоционально-волевую незрелость;
- трудности социальной адаптации.
Своевременная психолого-педагогическая коррекция позволяет:
- минимизировать вторичные нарушения;
- повысить адаптивные возможности;
- подготовить ребёнка к школьному обучению.
Эффективность коррекционной работы зависит от:
- комплексного подхода (участие психолога, логопеда, дефектолога, воспитателя);
- индивидуализации программ;
- взаимодействия с семьёй.
Список литературы
- Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1973. — 176 с.
- Лебединская К. С., Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте. — М.: Академический Проект, Трикста, 2013. — 304 с.
- Лубовский В. И. Специальная психология: учебник. — М.: Юрайт, 2 prepared 2019. — 428 с.
- Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. — М., 1959. — 400 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155).
- Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. — СПб.: Речь, 2005. — 477 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО–ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.Поэтому развивая интеллектуально – творческие способности детей дошкольного возраст...

Коррекционная работа по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через изодеятельность
Возникающее в дошкольном возрасте творческое вооброжение важный показатель развития не только познавательной сферы, но и формированияличности ребенка в целом....

Конспект занятия по программе «Адаптация в жизни и обществе детей с ограниченными возможностями здоровья» для детей 4 – 5 лет с задержкой психического развития по ознакомлению с окружающим миром и развитию мелкой моторики на тему: «Одежда»
Бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Вологодской области «Великоустюгский центр психолого - медико – социального сопровожд...
Сравнительная характеристика перспективности обучения детей с недоразвитием интелекта и задержкой психического развития
Основная цель системы образования для детей с нарушением интеллекта — максимально возможная социализация: При этом под социализацией подразумевается совокупность всех социальных процессов, благо...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и социальному развитию детей 4 – 5 лет с задержкой психического развития на тему : «Овощи»
Конспект подгруппового занятия по аппликации для детей 6-7 лет с ЗПР. Тема: «Сказочные птицы» ...

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с выраженной задержкой психического развития
Статья педагога-психолога на тему "Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с выраженной задержкой психического развития"....
Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития....