Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей 5-7 лет с задержкой психического развития
статья по коррекционной педагогике

В статье рассматриваются ключевые клинико-психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей 5–7 лет с задержкой психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) —нарушение нормальных темпов развития психики, которое проявляется в замедленном формировании и созревании мышления, эмоционально-волевой сферы, способности запоминать и концентрировать внимание, навыков самоконтроля и социального взаимодействия, моторики. Это распространённый вариант дизонтогенеза, занимающий промежуточное положение между интеллектуальной нормой и умственной отсталостью.

Клиническая характеристика

ЗПР у детей 5–7 лет проявляется как полиморфный синдром с вариативной этиологией (биологической и социально-психологической). Согласно МКБ-10, данная категория относится к «Смешанным специфическим расстройствам психического развития» (F83).

Основные клинико-патогенетические варианты:

  • конституционального генеза;
  • церебрально-органического происхождения;
  • психогенного генеза;
  • соматогенного генеза.

Диагностические критерии включают:

  • замедление темпа формирования познавательных процессов;
  • незрелость эмоционально-волевой сферы;
  • снижение адаптивных возможностей;
  • парциальность нарушений (неравномерность развития психических функций).

Психологическая характеристика

1. Познавательная сфера

  • Внимание: неустойчивость, низкая концентрация, трудности переключения.
  • Восприятие: замедленность, фрагментарность, недостаточная дифференцированность.
  • Память: снижение объёма, преобладание наглядной памяти над словесной, низкая продуктивность произвольного запоминания.
  • Мышление: недостаточность обобщения, трудности установления причинно-следственных связей, преобладание наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
  • Речь: ограниченный словарный запас, аграмматизмы, нарушения звукопроизношения, трудности построения развёрнутых высказываний.

2. Эмоционально-волевая сфера

  • эмоциональная лабильность;
  • повышенная тревожность;
  • низкая фрустрационная толерантность;
  • недостаточная сформированность произвольной регуляции поведения;
  • склонность к аффективным реакциям.

3. Социально-коммуникативная сфера

  • трудности установления контактов со сверстниками;
  • неадекватная самооценка (завышенная или заниженная);
  • зависимость от взрослого;
  • сниженная инициативность в общении.

Педагогическая характеристика

1. Игровая деятельность

  • предпочтение подвижных игр младшему возрасту;
  • стереотипность сюжетов;
  • трудности распределения ролей;
  • кратковременность игры без предварительного замысла;
  • необходимость направляющей помощи взрослого.

2. Продуктивные виды деятельности

  • недоразвитие зрительно-пространственных функций (трудности рисования, конструирования);
  • несовершенство мелкой моторики (затруднения при вырезании, штриховке);
  • низкая самостоятельность в выполнении заданий.

3. Навыки самообслуживания

  • замедленный темп действий (одевание, приём пищи);
  • потребность в контроле и напоминаниях;
  • недостаточная аккуратность.

4. Готовность к школьному обучению

  • недостаточная познавательная активность;
  • быстрая утомляемость;
  • низкий уровень произвольной регуляции;
  • ограниченные представления об окружающем мире.

Коррекционно-развивающая работа

Основные направления психолого-педагогической коррекции:

  1. Развитие познавательной сферы:
  • формирование произвольного внимания;
  • совершенствование памяти и мышления;
  • обогащение словарного запаса.
  1. Формирование эмоционально-волевой регуляции:
  • обучение навыкам самоконтроля;
  • снижение тревожности;
  • развитие адекватной самооценки.
  1. Социализация и коммуникация:
  • развитие навыков взаимодействия со сверстниками;
  • формирование игровой деятельности.
  1. Подготовка к школьному обучению:
  • развитие предпосылок учебной деятельности;
  • формирование познавательной мотивации.

Эффективные методы:

  • игровая терапия;
  • арт-терапия;
  • когнитивно-поведенческие техники;
  • сенсорная интеграция;
  • дифференцированные дидактические задания.

Заключение

Дети 5–7 лет с ЗПР демонстрируют специфический профиль развития с неравномерностью формирования психических функций. Ключевые особенности включают:

  • замедленный темп познавательной деятельности;
  • эмоционально-волевую незрелость;
  • трудности социальной адаптации.

Своевременная психолого-педагогическая коррекция позволяет:

  • минимизировать вторичные нарушения;
  • повысить адаптивные возможности;
  • подготовить ребёнка к школьному обучению.

Эффективность коррекционной работы зависит от:

  • комплексного подхода (участие психолога, логопеда, дефектолога, воспитателя);
  • индивидуализации программ;
  • взаимодействия с семьёй.

Список литературы

  1. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1973. — 176 с.
  2. Лебединская К. С., Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте. — М.: Академический Проект, Трикста, 2013. — 304 с.
  3. Лубовский В. И. Специальная психология: учебник. — М.: Юрайт, 2 prepared 2019. — 428 с.
  4. Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. — М., 1959. — 400 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155).
  6. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. — СПб.: Речь, 2005. — 477 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО–ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Каждый  дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.Поэтому развивая интеллектуально – творческие способности детей дошкольного возраст...

Коррекционная работа по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через изодеятельность

Возникающее в дошкольном возрасте творческое вооброжение  важный показатель развития не только познавательной сферы, но и формированияличности ребенка в целом....

Конспект занятия по программе «Адаптация в жизни и обществе детей с ограниченными возможностями здоровья» для детей 4 – 5 лет с задержкой психического развития по ознакомлению с окружающим миром и развитию мелкой моторики на тему: «Одежда»

Бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Вологодской области «Великоустюгский центр психолого - медико – социального сопровожд...

Сравнительная характеристика перспективности обучения детей с недоразвитием интелекта и задержкой психического развития

Основная цель системы образования для детей с нарушением интеллекта — максимально возможная социализация: При этом под социализацией подразумевается совокупность всех социальных процессов, благо...

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с выраженной задержкой психического развития

Статья педагога-психолога на тему "Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с выраженной задержкой психического развития"....

Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития....