Готовность ребенка к школе
презентация к уроку по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Летова Мария Юрьевна

Презентация по теме "Готовность ребенка к школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon gotovnost_k_shkole.ppt462 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВОЗРАСТ 6-7 ЛЕТ И ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ пси x олог, кинезиолог, педагог, кандидат пед. наук Бояринцева Анна Викторовна

Слайд 2

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ в кризисе детства – становление личного поведения (5,5 лет – 7,5 лет) «Негативное содержание этого возраста проявляется в первую очередь в нарушении психического равновесия, в неустойчивости воли, настроения и т.д.» (Л.С. Выгодский). Ребенок утрачивает непосредственность и наивность , появляется вычурное, искусственное, манерное, натянутое поведение. Поведение становится более осознанным и произвольным. В отношениях с родными ребенок дистанцируется , требует уважения к себе, у него формируется чувство собственного достоинства. Появляется стремление учиться в школе, желание стать школьником ; игры в школу становятся для детей важными и постоянными.

Слайд 3

Симптомы кризиса 7 лет - чувство социальной компетентности («Я знаю, как!») Отношение к предметной действительности - ориентация ребенка на социально значимые действия и их строго регламентированные средства достижения , он становится способен к временнОй самоорганизации в направлении отсроченной цели. Отношение к другим людям четко проявляет детскую чувствительность к оценке своей социальной активности , а круг людей, оценки которых становятся важными для ребенка, существенно расширяется. Отношение к себе выражается в обостренном чувстве самоуважения , в переживании им своей значимости для других в качестве равноправного партнера.

Слайд 4

Программа поведения взрослых в кризисе ребенка 7 лет: Родители не являются для ребенка абсолютным авторитетом, всезнающим и умеющим. Поэтому Родитель не может быть Учителем, т.е. абсолютным, внешне противопоставленным образцом. Близкий Взрослый должен обеспечить сотрудничество с ребенком в его изучении реальности. Родители должны стать советчиками, сочувствующими и понимающими . Близкий Взрослый создает надежный тыл для поиска ребенком своей персональности. Ребенок обособляется (отделяется) от симбиотической общности с семьей, отождествляется (присоединяется) в личной привязанности с родителями . Школа обособляет, семья отождествляется с заботами ребенка!

Слайд 5

6-7 лет: вступление ребенка в ответственную социальную жизнь В 6-7 лет происходит превращение наиболее характерных для данного ребенка (и ценностно значимых для других) форм поведения в содержание его самосознания - его представлений о себе ( появляется образ «Я», самооценка ). В реальной жизни ребенок сталкивается со своей самонедостаточностью . Впервые появляется представление о себе как члене общества. Ребенок может реализовать свою общественную сущность – в ролевом поведении, смысловом действии, реальном поступке.

Слайд 6

Какая бывает готовность к школе? мотивационная (психологическая) готовность ; волевая готовность ; зрительно-двигательная координация, развитие мелкой моторики ; психо-физическая выносливость.

Слайд 7

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению Способность различать себя и других в самосознании делает возможным осознание себя и как субъекта действий, и как субъекта в системе человеческих отношений . Появление у ребенка внутренней позиции школьника свидетельствует о его готовности к школьному обучению. Она реализуется в стремлении а) к социальному положению школьника и б) к учению как новой социально значимой деятельности . Мотивация учения в начале школьной жизни: ребенок учится ради признания и одобрения значимых для него других!!!

Слайд 8

Что делать дома для появления учебной мотивации, желания учиться? Рассказать о собственных школьных годах , показать свои фотографии. Обсуждать и вместе покупать школьные вещи : пенал, ранец, ручки, карандаши и др. Играть «в школу» («учитель-ученик») и в игры по правилам («салки», «ходилки» и др.) Читать и обсуждать книги о школе и школьниках. Демонстрировать свою уверенность в том, что учеба ребенка будет успешной , что он будет выполнять требования учителя. Хвалить за учебные успехи.

Слайд 9

Волевая готовность. Что важнее: умение слушаться или умение слушать? Умение управлять своим поведением является главной чертой волевой готовности. Приказами, наказаниями и страхом нельзя научить ребенка управлять собой и своим поведением. Важно умение слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый , не отвлекаться. В 6-7 лет ребенок может в игре! : поставить цель, наметить план действий, реализовать его, проявить усилие для достижения цели, оценить результат своего действия. Важны умения строить отношения с детьми и взрослыми: доброжелательность, уважительное отношение к товарищам, общительность, готовность проявить сочувствие.

Слайд 10

Как формировать произвольность? Играть в игры по правилам , с постановкой цели и достижением результата. Учить сосредотачиваться на инструкции , которую ребенок получает от взрослого («Повтори, что я сказал!»). Давать домашние поручения и задания, учить наизусть стихи . Учить планировать неделю, день, событие и подводить их итоги . Учить делать сознательный выбор в бытовых действиях . Развивать произвольность в движениях (игры со скакалкой, бросание мяча в цель, игра на музыкальных инструментах и пр.).

Слайд 11

Зрительно-двигательная координация («глаз-рука») Чем выше развита мелкая моторика (движения кистей и пальцев рук), тем выше развитие речи и мышления ребенка . Созревание зон головного мозга , отвечающих за зрительно-двигательную координацию, заканчивается в 6-7 лет . К 6-ти годам полностью сформировано умение выделять из рассматриваемой картинки или предмета отдельные части , что помогает одновременно смотреть на предмет и рисовать его .

Слайд 12

Как понять, что недостаточно развита координация «глаз-рука»? Наблюдая за тем, как рисует ребенок, вас должны насторожить следующие случаи: если ребенок при раскрашивании фигуры поворачивает лист , значит, он не в состоянии менять направление линии с помощью движений кисти и пальцев; если на рисунке все предметы нарисованы очень мелко , значит, кисть руки сильно зажата , находится в постоянном напряжении; если детали мелкие и линии слабые, то кисть слабая , мышцы слабо развиты; если ребенок держит карандаш или ручку неправильно.

Слайд 13

Как развивать зрительно-двигательную координацию? Рисовать карандашами (штриховать, копировать образец и пр.). Лепить (пластилин, глина, масса для лепки и пр.) Вырезать ножницами , делать аппликации. Собирать мелкий конструктор. Рукоделие (вышивать, вязать, шить). Творческие и конструктивные игры с мелкими деталями (мозаики, шнуровки, пазлы и пр.) Научить правильно держать карандаш/ручку (тренажеры, трехгранные карандаши/ручки), сидеть ровно и прямо.

Слайд 14

Психо-физическая выносливость. Как развивать? Выносливость – способность организма выдержать длительные нагрузки. Выносливость теснейшим образом связана с работоспособностью . От уровня работоспособности будет зависеть успех овладения программой 1-го класса . Значительное влияние на формирование работоспособности у дошкольников оказывают: игры на свежем воздухе , обучение плаванию , регулярная утренняя гимнастика и, наконец, соблюдение режима дня . 40-45 минут должен уметь заниматься одним делом не отвлекаясь.

Слайд 15

Главное для успешности будущего первоклассника: Развить через игру высшие психические функции : память, внимание, восприятие, мышление, речь, а также моторику и произвольность.

Слайд 16

Спасибо за внимание! Желаю Вам успехов в подготовке ребенка к школе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....

"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/

Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...

Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе

Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....

Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школе Как определить готовность ребенка к школе

Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школеКак определить готовность ребенка к школе...

Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться  к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...