Основные методики определения уровня тревожности
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Котельникова Ольга Вячеславовна

Методики, которые вам помогу быстро и эффективно определить уровень тревоги у ребенка !!!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_metodiki_opredeleniya_trevozhnosti.docx16.03 КБ

Предварительный просмотр:

Основные методики  определения уровня тревожности

Для определения наличия беспокоящих состояний у малышей дошкольного и младшего школьного возраста разработано большое количество всевозможных методик:

«Лесенка». Способ направлен на определение уровня самооценки дошкольника, как он видит отношение к себе сверстников, родителей, взрослых. Отношение ребенка очень сильно взаимосвязано с беспокоящими состояниями, которые его преследуют. Для проведения нужны: лист бумаги, картон, карандаш, ножницы. На листе рисуется лесенка с семью ступеньками. Ступени одинаковые, кроме третьей, она шире. На картоне рисуют и выстригают фигурку человека. Ребенка просят ставить фигурку на конкретную ступеньку. Фигурки обозначает самого ребенка, учителя, воспитателя, других хороших и плохих ребят. По месту размещения фигурки на ступеньку определяется уровень самооценки. Методика используется при диагностике тревожности. Она позволяет определить влияние на беспокоящие состояния самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми.

Тест «Страхи в домиках». На листе рисуются два домика. Ребенку задают задачу, нужно «страшные» и «нестрашные» страхи распределить по домикам. Читается 29 страхов. Малыш распределяет их по домикам. На основе сортировки определяются объект, вызывающие страх и тревогу у ребенка.

Выбери нужное лицо. Дошкольнику предлагают посмотреть на 14 картинок, изображающих различные ситуации из детской жизни. На картинках представлен малыш с лицом, которое не прорисовано. Тестируемому ребенку нужно выбрать «веселое» или «грустное» лицо, которое ассоциируется у него с ситуацией на картинке. По реакции малыша к конкретным ситуациям определяется наличие тревожности, источники ее развития.

«Рисунок человека». Необходимые материалы: лист бумаги и карандаш. Ребенку дается задание нарисовать человека без уточнений, комментариев и разъяснений. Когда фигурка нарисована, у ребенка спрашивают, кого он нарисовал. Проводится анализ рисунка, по ярким деталям определяется наличие тревожности у малыша.

«Барашек в бутылке». Методика направлена на диагностику психологического самоощущения малыша в семье. Материалы: два листа бумаги и карандаш. На одном листе ребенок рисует барашка в бутылке. На втором листе — нужно записать о том, как чувствует себя барашек, о чем мечтает, что его тревожит. Если ребенок не умеет писать, его просят ответить на эти высказывания о барашке. По рисунку и ответам определяется состояние малыша, наличие тревожности, особенности ее выражения.

«Нарисуй свой страх». Ребенка просят на листе нарисовать свои страхи. После завершения задания, малыша просят прокомментировать рисунок. На основе рисунка и ответов определяются объекты тревожности ребенка.

«Несуществующее животное». Ребенка просят нарисовать несуществующее животное, дать ему имя. Малыша просят рассказать о животном, что он любит, его страхи и тревоги. По рисунку и ответам формируется представление о беспокоящих состояниях.

«Кактус». Тест на определение эмоционального состояния малыша, наличия агрессивности, ее направленности. Ребенка просят нарисовать кактус. После завершения рисунка с малышом проводят беседу, направленную на уточнение деталей рисунка. На основе рисунка и ответов составляется эмоциональный портрет малыша.

«Паровозик». Особенностью методик для малышей является оформление в виде понятных и естественных для детей проявлений — игра, рисование, составление сложного объекта из простых деталей и т. д. В некоторых случаях они используются и для подростков.

Инструкция по тестированию на примере методики «Паровозик»

Способ диагностики направлен на установление психологического и эмоционального состояния малышей дошкольного возраста. Минимальный возрастной порог проведения оценки — 2,5 года.

Методика «Паровозик» предназначена для определения у малыша степени проявления следующих состояний:

нормальное или пониженное настроение;

тревожность;

страх;

удовлетворительная или низкая адаптация, проявляющаяся в определенной социальной среде, новой или привычной;

позитивное (ППС) или негативное психическое состояние (НПС).

Наглядным материалом, необходимым для реализации методической оценки, является:

паровозик — не должен иметь цвет, который совпадает с цветом одного из вагончиков;

8 вагончиков разного цвета;

белый фон — лист бумаги, картон или ткань.

Инструкция по применению методики «Паровозик»:

На белом фоне беспорядочно раскладываются вагончики и паровозик.

Ребенку предлагают присмотреться к картинкам.

Он должен построить поезд, разложив вагончики в определенной последовательности.

Последовательность определяется наводящей фразой, которая повторяется.

Первый после паровоза — самый красивый вагон.

Второй — самый красивый из оставшихся и т. д., пока все вагончики не будут выстроены в состав.

При выборе важно следить, чтобы ребенок удерживал в поле зрения все картинки.

Руками взрослый обводит оставшиеся «свободными» вагончики, чтобы ребенок не путался с уже выбранными.

В процессе проведения процедуры родитель, психолог или воспитатель фиксирует последовательность выбора цветов, а также все комментарии ребенка.

Оценочным критерием методики являются баллы. Они выставляются за конкретную последовательность вагончиков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика-игра для определения уровня развития воображения "Где чье место?"

Представлена методика определения уровня воображения и развития речи....

Методика определения уровня развития межполушарного взаимодействия.

Представленная методика предложена Аллой Леонидовной Сиротюк и помогает определить уровень пазвития полушарий головного мозга....

Диагностические методики определения уровня сформированности основ экологического сознания у дошкольников

Диагностические методики определения уровня сформированности основ экологического сознания у дошкольников...

Методика определения уровня восприятия предметов окружающего мира (старшая группа)

Методика определения уровня восприятия предметов окружающего мира (старшая группа) по Н.М. Зубаревой «Фрукты».Цель: выяснить смогут ли дети правильно по цветам расположить фрукты на поднос...

Диагностические методики определения уровня сформированности основ экологического сознания у дошкольников

Данный материал поможет выявить уровень сформированности экологических представлений о живой и неживой природе у старших дошкольников....

Тест на определение уровня тревожности детей https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSed5givAe8Bh-h-RWRv_dSyCnXPEbrnEZTvECxOAKgaGd1gWA/viewform?usp=sf_link

Обработка результатов 28-42 балла – невроз, высокая степень психоэмоционального напряжения. 20-27 баллов – невроз был или будет в ближайшее время. 14-19баллов – нервное расстройство, средняя сте...