«Вариативные формы работы с родителями детей ОВЗ» ГБДОУ детский сад №35 Красногвардейского района "Центр сопровождения семьи и ребёнка с ОВЗ"
статья по коррекционной педагогике

Статья включает в себя методические разработки, напрваленные на работу с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ. Статья написана в соавторстве с педагогом-психологом Лагодич Татьяной Сергеевной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_variativnye_formy.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Вариативные формы работы с родителями детей ОВЗ»

ГБДОУ детский сад №35 Красногвардейского района

      Центр сопровождения ребёнка с ОВЗ и его семьи посещают дети в возрасте от 3 до 7 лет имеющие в анамнезе смешанные и специфические расстройства развития, ослабленное соматическое и психическое здоровье, неадекватное поведение. Большинство детей имеют инвалидность. Специфика работы Центра заключается в том, что дети посещают его вместе с родителями или другими законными представителями, что позволяет одновременно решать задачи, как по развитию ребёнка, так и по повышению педагогической грамотности самого родителя или законного представителя. В связи с чем, одним из важных направлений в деятельности Центра является работа с семьей.

     Особенно значимо воспитательное воздействие семьи на неорганизованного ребенка с ограниченными возможностями здоровья, для которого семья выступает иногда единственным институтом воспитания. Родительская неадекватность по отношению к подобному ребенку, недостаточность эмоционально-теплых отношений провоцируют развитие у детей негармоничных форм взаимодействия с социальным окружением и формируют дезадаптивные характерологические черты личности (тревожность, агрессивность, отгороженность). Впоследствии это может привести к девиантному поведению и самоизоляции от общества.

     Воспитание ребенка с ОВЗ в семье всегда тяжелый психологический стресс для всех членов семьи. Как правило, семья проходит несколько стадий принятия больного ребёнка:

1) отрицание

2) гнев

3) торг или сделка

4) депрессия

5) принятие.

     Родители, узнавшие, что их ребёнок имеет отклонения интеллектуального характера, «застревают» в одной из стадий принятия неизбежного, в нашем Центре мы чаще всего сталкиваемся с семьями, находящимися на первых стадии принятия. В этот период семейные отношения ослабевают, постоянная тревога за ребенка, чувство растерянности, вины, подавленности родителей являются причиной неумелого обращения с ребёнком, неприятия его проблем, неадекватного оценивания реальных и потенциальных возможностей. Зачастую в семье отсутствует единый стиль воспитания, что негативно влияет как на развитие ребёнка, так и на психологический климат в семье.

       На современном этапе развития системы образования, взаимодействию с семьями воспитанников уделяется большое внимание. Но основная работа направлена на обучение родителей взаимодействию с таким ребёнком. Возможно предположить, что большей эффективности можно достичь после предварительно проведённой работы, направленной, главным образом на гармонизацию эмоционального состояния всех членов семьи и, как следствие, улучшению отношений в семье. Этот процесс реализации психологической поддержки является длительным и требует обязательного комплексного участия всех членов семьи. Планируется разработка и внедрение педагогической практики, включающей в себя методы и приёмы, направленные на улучшение эмоционального состояния членов семьи, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.   Всего в рамках инновационного проекта планируется участие не менее 15 семей, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Цель проекта: улучшение эмоционального состояния членов семьи, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Задачи проекта:

  1. Организовать комплексное изучение семейного взаимодействия, особенностей каждого члена семьи.
  2. Разработать и апробировать педагогическую практику, направленную на улучшение эмоционального состояния членов семьи, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
  3. Разработать материалы по теме включающие в себя методические рекомендации, статьи для педагогов по применению педагогической практики в работе с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья

Работа с родителями была разделена на три этапа: диагностический, обучающий и релаксационный.

      На первом этапе использовались следующие диагностические методики: эмоционального состояния Методика САН, исследование самооценки методика «Автопортрет», методика измерения уровня тревожности (тест Тейлора), исследование уровня осведомлённости родителей о проблемах ребёнка (анкетирование, метод беседы и наблюдений.)

Результаты первичного диагностического обследования у большинства испытуемых выявили снижение эмоционального фона, самооценки, повышенную тревожность.

       Уровень осведомленности о проблемах ребенка у всех испытуемых был низким. Интересным нам показался тот факт, что у 22% испытуемых выявлена сниженная тревожность. Мы склонны считать, что очень низкая тревожность является защитным механизмом и свидетельством активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете». Об этом свидетельствует и высокие результаты по шкале лжи у этих испытуемых, что может свидетельствовать о неправдивости ответов. Следует отметить, что низкая тревожность может сигнализировать и о том, что испытуемый нуждается в повышении чувства ответственности и осознании реальных мотивов собственной деятельности.
      Данные психодиагностического исследования свидетельствуют о необходимости дальнейшей работы с родителями детей с ОВЗ, направленную на гармонизацию их эмоционального состояния и повышение уровня осведомленности об особенности развития ребенка.

   Основной этап включал в себя два направления: обучающий и релаксационный.

   Обучающий этап включал в себя: цикл лекций, направленных на повышение педагогической грамотности родителей, игры-квесты, круглые столы, викторины, приемы имитационного моделирования и индивидуальные консультации.

   Релаксационный этап включал в себя цикл, разработанных нами (исходя из запроса) психологических тренингов, направленных на гармонизацию эмоционального состояния членов семьи, воспитывающих ребёнка с ОВЗ.

Таким образом, работа с семьями воспитанников велась регулярно на протяжении всего года.  

Примерный план проводимых мероприятий:

Ноябрь

  1. Индивидуальное консультирование родителей
  2. Лекция для родителей «Особенности поведения детей с ОВЗ. Способы коррекции». Использование методов имитационного моделирования.
  3. Тренинг для родителей №2. Раскрытие индивидуальных потребностей чувств и проблем участников.

В результате проведенной работы в рамках экспериментальной площадки самые высокие результаты отмечаются в исследовании осведомленности участников эксперимента.  77% участников получили интересующую их информацию о проблемах своего ребёнка, обрели навыки взаимодействия с ним.  Можно предположить, что это напрямую коррелирует с уровнем тревожности родителей, который снизился у большинства участников на 26%.  Низкий уровень тревожности повысился на 9%.

      Отмечается повышение уровня самооценки на 14 %. Возможно, расширяя знания о проблемах ребёнка и обучаясь правильному взаимодействию с ним, родитель отмечает положительную динамику детско-родительских отношений. Это, в свою очередь, повышает самооценку испытуемого. У родителей, имеющих высокую самооценку, результаты практически не изменились (снижение на 2%). Вероятнее всего, данные показатели являются стойкой личностной характеристикой участников. Но иногда это свидетельствует о мощных защитных механизмах реакции родителя на проблемы ребёнка, требующих более глубокой и длительной работы.

     В целом эмоциональный фон участников процесса улучшился на 38%. Это позволяет предположить, что  проведенная работа была эффективна.

Конечные продукты опытно-экспериментальной работы размещены на сайте учреждения (https://ds35spb.ru/):

  1. Описание модели педагогической практики в ДОУ.
  2. Методические рекомендации по реализации модели
  3. Пакет материалов обеспечивающий реализацию диагностического направления
  4. Программа дней психологической разгрузки, обеспечивающая реализацию релаксационного направления
  5. Пакет материалов обеспечивающий реализацию обучающего направления

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с родителями детей с задержкой психического и речевого развития в детском саду компенсирующего вида

Не имея глубоких знаний о природе задержки психического развития, родители не всегда понимают трудности детей в обучении, неадекватно оценивают их возможности, не осознают своей роли в воспитани...

ПОИСК НОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ

В данной статье автор делится опытом работы с родителями, предлагая новые современные  формы взаимодействия с семьями воспитанников....

Статья о работе с родителями детей в ГБДОУ

- История создания гостиной "Минута славы" в детском саду;- Этапы её развития....

«Вариативность форм работы с родителями детей раннего возраста с целью создания единого образовательного пространства»

 “Воспитание есть процесс социальный в широком смысле.Воспитывает всё: люди, вещи, явления,  но прежде всего и больше всего-люди. Из них на первом месте –  родители и педагоги.”...

Формы работы с родителями детей с ЗПР в детском саду компенсирующего вида

Большинство детей с задержкой психического развития воспитывается в семьях, имеющих неблагоприятные социальные и психолого-педагогические условия (конфликтные отношения, некомпетентность родителей в в...

Вариативные формы работы с родителями.

Консультация для воспитателей....

Статья " Использование новых форм работы с родителями – фактор успешного взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе"

Вниманию читателя предложены новые современные формы взаимодействия с семьями воспитанников, апробированные в работе дошкольного учреждения....