Формы работы с родителями детей с ЗПР в детском саду компенсирующего вида
статья

Пелешко Елизавета Сергеевна

Большинство детей с задержкой психического развития воспитывается в семьях, имеющих неблагоприятные социальные и психолого-педагогические условия (конфликтные отношения, некомпетентность родителей в вопросах развития и воспитания детей, жесткое обращение с ними и т.д.). Характерная для реальных повседневных жизненных ситуаций обстановка нестабильности, тревоги, отсутствия уверенности в завтрашнем дне только усугубляет проблемы семьи и детства. Вместе с тем ученые особо отмечают роль психологического климата в семье для преодоления психической задержки, обеспечения психофизического здоровья ребенка.

Не имея глубоких знаний о природе задержки психического развития, родители не всегда понимают трудности детей в обучении, неадекватно оценивают их возможности, не осознают своей роли в воспитании и развитии таких детей; более того, они испытывают чувство неудовлетворенности вследствие несбывшихся ожиданий, что негативно отражается на их отношениях. Противоречие между восприятием родителями ребенка как имеющего задержку в своем психическом развитии и предъявлением к нему требований как нормально развивающемуся и является чаще всего причиной неэффективных взаимоотношений между родителями и детьми. Их результат - утрата так необходимых детям этого возраста теплых, защищающих их контактов с самыми близкими людьми, эмоциональная отчужденность детей от родителей, избегание контроля своего поведения со стороны отца и матери.

Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, насколько родители понимают состояние своего  ребёнка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь. Практика показывает, что достичь оптимального взаимодействия с семьями воспитанников специального детского сада очень непросто.

 

Необходимо привлекать родителей к сотрудничеству для максимальной помощи ребёнку. Начинать необходимо с анализа социального состава родите­лей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Родителей детей, посещающих сегодня дошкольные образова­тельные учреждения, можно условно разделить на три группы.

Первая группа — это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и оздоровления, коррекции, развития, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать кон­сультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребен­ком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выстав­ку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.

Вторая группа — это родители с удобным рабочим графиком, нера­ботающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов — не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.

Третья группа — это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правиль­ного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя — выде­лить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками вос­питателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении празд­ников, конкурсов, выставок и т.п.

 

 Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. В условиях специального детского сада для детей с ЗПР перед педагогическим коллективом встают особые задачи взаимодействия с семьёй, т.к. в психолого – педагогической поддержке нуждаются не только дети, но и родители.

 

 

Задачи работы ДОУ по взаимодействию с родителями:

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитан­ника;
  • объединить усилия для коррекции, развития и воспитания детей;
  • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
  • поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

 

Содержание работы учитывает трудности в организации взаимодействия с родителями воспитанников. Это предполагает использование принципов взаимодействия с родителями:

1. доброжелательный стиль общения педагогов с родителями,

2. корректность при общении с семьёй,

3. тщательное планирование действий педагогов,

4. индивидуальный подход,

5. сотрудничество, а не наставничество,

6. динамичность.

 

 

 

 

Рассмотрим направления взаимодействия с семьями воспитанников.

  1. Оказание социально-правовой поддержки семьям воспитанников детского сада. (Обеспечивает администрация и уполномоченное лицо по правам ребенка)
  2. Просветительско – разъяснительная работа с родителями до начала посещения ребёнком детского сада. (Реализуют педагоги и администрация).
  3. Оказание психолого – педагогической поддержки семьям детей, посещающих детский сад:

           - психолого-педагогическое консультирование по заявкам родителей,

 - психолого-педагогическая помощь в проблемных ситуациях.

- пропаганда психолого-педагогических и специальных знаний.

- обучение методам и приёмам оказания коррекционно-педагогической помощи детям. (Реализуют психолог, учителя – дефектологи, логопеды).

 

В работе со всеми родительскими группами мы активно используем разнообразные формы работы.

 

Формы взаимодействия с семьёй.

 

Основные формы организации психолого-педагогической помощи в специальном детском саду – это

  • Коллективные формы взаимодействия;
  • Индивидуальные формы работы с семьёй;
  • Формы наглядного информационного обеспечения.

 

Коллективные формы взаимодействия.

  1. Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОУ два раза в год, в начале, в конце учебного года.

Задачи:

- информирование родителей о задачах и содержании коррекционно-образовательной работы;

- решение организационных вопросов;

- информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.

 

  1. Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп не реже четырех раз в год и по мере необходимости.

Задачи:

-обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;

- сообщение о содержании и формах работы с детьми в семье;

-решение текущих организационных вопросов.

 

  1. «День открытых дверей». Проводится администрацией ДОУ в октябре и  апреле для родителей детей, поступающих в детский сад в следующем учебном году.

Задача:

- знакомство с учреждением, направлениями и условиями его работы.

- демонстрация динамики развития детей.

 

  1. Тематические занятия «Клуба заботливых родителей». Работа клуба планируется на основании запросов и анкетирования родителей. Занятия клуба проводятся специалистами детского сада один раз в месяц.

Формы проведения:

- тематические доклады; мастер-классы, семинары; тренинги; круглые столы и т. д.

 

5. Проведение детских праздников и досугов, спортивных развлечений.

 Подготовкой и проведением праздников занимаются педагоги учреждения с привлечением родителей.

Задача: поддержание благоприятного микроклимата в группах, включения в этот процесс семьи.

 

Индивидуальные формы работы с семьёй.

  1. Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации, дефектологов, психолога, воспитателей и по мере необходимости.

Задачи:

- сбор необходимой информации о ребёнке и его семье;

- определение запросов родителей о дополнительном образовании детей;

- определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей;

- выявление мнения родителей о работе детского сада.

 

  1. Беседы и консультации специалистов.

Задачи:

- оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания;

- оказание индивидуальной методической помощи в форме «домашних заданий» и пояснений к ним.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

 

3. «Служба доверия». Работу службы обеспечивает администрация и психолог. Служба работает по персональным и анонимным обращениям и пожеланиям родителей. (Почта Доверия)

Задача: оперативное реагирование администрации на различные ситуации и предложения.

 

4.«Родительский час». Проводится учителями-дефектологами и логопедами групп один раз в неделю во второй половине дня.

Задача: информирование родителей о ходе образовательной работы с ребёнком, разъяснение «домашних заданий».

 

  1. Приём врача - невролога.

Проводится врачом  во взаимосвязи с логопедами, дефектологами, психологом, медсестрой по массажу.

Задача:

- контроль над здоровьем детей,

- проведение мониторинга оздоровления, коррекции и развития детей .

 

Формы наглядного информационного обеспечения.

  1. Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах.

Задачи:

- информирование родителей об организации и содержании коррекционно – образовательной работы в учреждении;

- пропаганда психолого – педагогических знаний.

 

2. Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно – образовательной работы.

Задачи:

- ознакомление родителей с формами и результатами продуктивной деятельности детей;

- привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребёнка.

 

3. Открытые занятия специалистов и воспитателей. Содержание и методы работы подбираются с учётом доступности информации для родителей. Проводятся два раза в год.

Задачи:

- создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;

- обучение родителей элементам коррекционно – развивающей работы с детьми в домашних условиях.

 

Нетрадиционные формы:

  • защита семейных проектов,
  • участие родителей в творческих конкурсах,
  • массовых мероприятиях детского сада,
  • выставках родительских работ по изодеятельности,
  • презентация детского сада,
  • "Дни добрых дел" - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно развивающей среды в группе
  • посещение семьи ребенка по запросам социальных служб с целью  изучения семьи, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания,
  • информация о детском саде на сайте в Интернете.

 

 

Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_s_roditelyami.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

В ПРОЦЕССЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Пелешко Елизавета Сергеевна
воспитатель ГБДОУ детский сад № 115

Выборгского района Санкт-Петербурга

Аннотация: в данной статье рассмотрены формы работы с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.



Главной задачей нравственно-патриотического воспитания дошкольников является формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству; расширение представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Семья-это целый мир для ребенка, здесь он учится любить, радоваться, сочувствовать. В семье ребенок приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей».

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению семейных связей.

Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольной образовательной организации, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

Какие бы формы взаимодействия с родителями не были выбраны, каковыми бы не были пути их реализации – главное, вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы взаимодействия с ними, пробудить интерес к жизни детей в ДОО и активизировать участие самих родителей в различных мероприятиях детского сада.

Результатом внедрения ФГОС ДО в работе с родителями должно стать создание эффективной модели сотрудничества, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослых – «педагог-родитель».

В рамках ФГОС ДО планирование образовательного процесса строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, основной общеобразовательной программы дошкольного образования и комплексно-тематического планирования. Реализация образовательных задач осуществляется через «тематические недели». Одной из тем, которая позволяет комплексно решить задачи нравственно патриотического воспитания детей 5–6 лет, является тематическая неделя «Мы – петербуржцы». В организации работы с родителями по данной теме мы используем следующие формы вовлечения взрослых в образовательный процесс:

АИндивидуальные:

1. Тематические беседы:

«Основы нравственных отношений в семье», «Семейные праздники и их роль в нравственно-патриотическом воспитании», «Использование произведений устного народного творчества и современной литературы в нравственно-патриотическом воспитании детей».

2. Консультации.

«Генеалогическое древо».

После консультации с отдельно взятыми семьями появились родословные данные семей воспитанников, была оформлена выставка семейного древа. Каждый родитель подошел к этому вопросу творчески. Дети подолгу рассматривали выставку и с гордостью рассказывали о своей семье.

«Герб моей семьи».

Немалую фантазию родители проявили при оформлении герба семьи.

Ни один герб не походил на другой, каждый отражал особенности своей семьи.

«Безопасный маршрут от дома до детского сада».

Прокладывая маршрут совместно с детьми родители были очень внимательны: не забыли указать пешеходные переходы, светофоры, а также названия улиц, на которых находятся их дома. Это способствует лучшему запоминанию домашнего адресса детьми,а также закрепляет правила безопасного поведения на дорогах.

БПрактические:

В раздевалке группы была оформлена выставка рисунков детей и родителей на тему «Мы – петербуржцы», выставка детских работ «Герб города Санкт-Петербурга», фотовыставка «Мой любимый город».

ВНаглядно-информационные:

1. Родительские уголки – это хороший метод общения с родителями. Для каждого педагога очень важно использовать любую возможность контакта с родителями. Ведь родители регулярно могут узнавать об успехах своих детей, получить информацию о проводимых занятиях и других мероприятиях, получить мудрые советы по воспитанию детей. В качестве такого интерактивного общения в приемной группе оформлен «Календарь событий».

Все это дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной информации, тактично напомнить о родительских обязанностях и ответственности.

2. Фотовыставки «Достопримечательности нашего города», «Музеи Санкт-Петербурга», и многие другие. Родители приняли активное участие в их организации. Эта форма работы показала, что она пользуется у родителей популярностью.

3. Библиотека для родителей открывает широкую возможность получить рекомендации по использованию в домашних условиях произведений художественной литературы по определенной теме.

4. Тематические альбомы.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Родители совместно с детьми подбирали материал для оформления альбомов по нравственно-патриотическому воспитанию: «Моя малая Родина», «Символика города», «Семья».

Такая совместная деятельность детей, родителей и педагогов воспитывает комплекс нравственно-волевых и патриотических качеств – любовь к родному краю, отзывчивость, взаимопомощь, доброжелательность, трудолюбие – развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему, что является одним из факторов патриотического воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с родителями детей с задержкой психического и речевого развития в детском саду компенсирующего вида

Не имея глубоких знаний о природе задержки психического развития, родители не всегда понимают трудности детей в обучении, неадекватно оценивают их возможности, не осознают своей роли в воспитани...

Взаимодействие педагогов и родителей в процессе адаптации детей – инвалидов в условиях детского сада компенсирующего вида.

Материал посвящен процессу взаимодействия педагогов и родителей в период адапитации ребенка в детсклм саду....

Способы организации и содержание работы с родителями в условиях детского сада компенсирующего вида.

Работа учителя логопеда с родителями и нетрадиционная форма рботы с родителями....

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями, как средство эффективного взаимодействия детского сада и семьи»

Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о сближении родителей с детьми. Родители проводят с детьми недостаточно времени, их постоянная занятость сказывается на настроении детей,...

Консультация для родителей "Песочная терапия как способ работы с родителями детей с ОНР в детском саду"

Песочная терапия - это метод,  направленный на избавление  от психосомотических заболеваний, повышение тревожности, страхов,неврозности, он помогает пережить трудности, которые связаны с раз...

консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями как средство эффективного взаимодействия детского сада и семьи»"

      Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о взаимодействии педагогов с семьей, о сближении родителей с детьми. Родители, в силу своей загруженности, проводя...