Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями, как средство эффективного взаимодействия детского сада и семьи»
консультация (старшая группа)
Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о сближении родителей с детьми. Родители проводят с детьми недостаточно времени, их постоянная занятость сказывается на настроении детей, отражается на их здоровье.Чтобы отношения родителя и педагога были партнерскими, чтобы родитель и педагог стали сотрудниками, педагогу нужно пересмотреть свои отношения с семьями воспитанников
Не всегда между педагогами и воспитателями сразу возникает атмосфера взаимодействия и сотрудничества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 30.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Нетрадиционные формы работы с родителями, как средство эффективного взаимодействия детского сада и семьи»
Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о сближении родителей с детьми. Родители проводят с детьми недостаточно времени, их постоянная занятость сказывается на настроении детей, отражается на их здоровье
Какие же факторы влияют на развитие ребенка в семье?
- Микроклимат семьи, где происходит приобщение детей к социальным ценностям;
- Внутрисемейная деятельность – основное средство социализации ребенка и его приобщение к будущей жизни;
- Воспитательная деятельность родителей, где родители выступают в качестве педагогов.
На сегодняшний день родительская функция значительно ослаблена, ведь долгие годы родители были ориентированы на общественное воспитание. Выявлено:
- Семьи малочисленны. По России, в среднем, на семью приходится один ребенок;
- Много неполных семей. В России каждая шестая семья;
- Многодетные семьи перешли в фактор негативных;
- Низкая педагогическая культура родителей;
- Многие семьи за пределом средних, по материальному положению;
- СМИ: пропаганда жестокости, насилия.
Не всегда между педагогами и воспитателями сразу возникает атмосфера взаимодействия и сотрудничества
Причины недопонимания между педагогами и родителями.
А) По мнению педагогов.
- Родители идеализируют своего ребенка, не могут объективно оценить уровень его развития, не хотят видеть недостатки;
- Родители равнодушны к своим детям и детскому саду;
- Перекладывают ответственность за воспитание и образование на детский сад;
- Низкий культурный педагогический уровень родителей.
Б) По мнению родителей.
- Невнимание детям со стороны воспитателей;
- Не показывают в полном объеме работу с детьми (только работы по ИЗО, труду);
- Только поучают: так надо и так;
- Много негативного говорят про ребенка и мало хорошего;
- Что там с детьми нашими делают не в полной мере знаем;
- Мало практической информации
Для создания новой модели взаимодействия нужно научить родителя создать образ успешного ребенка. Чаще использовать золотое правило психологии «ДА, НО». Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Для этого необходим ряд условий:
- Взаимное доверие педагога и родителей;
- Учет индивидуальности каждой семьи: возраст, образование, численность, образ жизни, материальный и педагогический уровень;
- Использование разнообразных форм работы с родителями;
- Систематичность и последовательность работы с родителями;
- Педагогический такт.
Формы работы с родителями
Традиционные формы работы с родителями | Нетрадиционные формы работы с родителями |
|
|
Чтобы отношения родителя и педагога были партнерскими, чтобы родитель и педагог стали сотрудниками, педагогу нужно пересмотреть свои отношения с семьями воспитанников.
- Полное информирование родителей о развитии и успехах их ребенка;
- Объективное оценивание ребенка;
- Тактичные рекомендации о том, как нужно поступать родителям в том или ином случае;
- Рекомендации родителям о плодотворном проведении досуга с ребенком;
- Оказывает помощь родителю в создании условий для успешной деятельности и реализации личностных потребностей ребенка;
- Педагог не поучает родителей, а дает советы как дипломированный специалист.
При творческом взаимодействии детей и родителей рождается масса положительных эмоций, что создает в семье особо теплую атмосферу.
Совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, ведь родители обычно весь день проводят на работе, а вечером заняты домашними хлопотами
На первом родительском собрании я стараюсь поближе познакомить между собой всех родителей и детей. Для этого использую различные методы и приёмы. Можно попросить всех родителей построиться в круг. Из рук в руки передать игрушку - «сердце нашей группы». Попросить каждого родителя назвать своё имя и имя своего соседа и передать «сердце» дальше по кругу. (Теперь каждый родитель называет своё имя и отчество так, как бы он хотел, чтобы к нему обращались) Следующий приём знакомства - «рукопожатие». Попросить пожать руки друг другу:
- тех, у кого в группе сын; дочь;
- тех, у кого больше двух детей в семье;
- тех, кто любит читать;
- тех, кто умеет вязать.
Таких вопросов можно придумать очень много. Теперь для себя я уже могу составить инициативные группы. Объединить родителей в небольшие группы. (В каждой группе может быть по три или четыре семьи.) На доске повешать рисунок дерева. Каждой группе раздать листочки. Попросить на листочках написать мероприятие, которое они хотели бы провести или поучаствовать в нём, или просто посмотреть; кто чем может помочь, в случае надобности – сшить, смастерить, нарисовать…Пробуем украсить наше дерево листьями. Вот и готов план работы с родителями. Теперь мы уже знаем, к какой семье и когда можем обратиться за помощью.
Родительские собрания, которые проходят в нетрадиционной форме, ещё больше способствуют привлечению и сплочению родителей, детей и педагогов.
На родительских собраниях мы обсуждаем разные вопросы. Каждую встречу с родителями лучше начинать с какого - то изречения, сказки или притчи, чтобы родители задумывались о своей роли в воспитании детей. Например, Л. Н. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив дома». Дальше происходит обсуждение этого высказывания.
Или предложить послушать какую-нибудь короткую поучительную сказку. Например:
«Тихим солнечным утром в гнезде пеликана мирно спали пушистые птенцы. Пеликан отправился на поиски корма, оставив потомство в безмятежном сне. Сидевшая в засаде гадюка тут же подползла, крадучись, к его гнезду. Змея подползла вплотную к птенцам, глаза её сверкнули зловещим блеском - и началась расправа. Получив по смертельному укусу, безмятежно спавшие птенцы так и не проснулись. Довольная содеянным, злодейка уползла в укрытие, чтобы насладиться горем птицы. Вскоре вернулся с охоты пеликан. При виде зверской расправы, учинённой над его детьми, он разразился громкими рыданиями: «Без вас нет мне теперь жизни! Пусть я умру вместе с вами!» И он начал клювом раздирать себе грудь у самого сердца. Горячая кровь ручьями хлынула из раны, окропляя бездыханных птенцов. Теряя последние силы, умирающий пеликан бросил прощальный взгляд на гнездо с погибшими птенцами и вдруг, от неожиданности, вздрогнул. О чудо! Его пролитая кровь и родительская любовь вернули птенцов к жизни, вырвав из лап смерти. И тогда, счастливый, он испустил дух…»
Давным-давно эту сказку придумал Леонардо да Винчи. Но многие годы спустя люди не перестают удивляться силе родительской любви, преклоняются перед ней. И мы собрались сегодня здесь благодаря тому, что наши жизни озаряются светом родительской любви. Без света этой любви, без тепла наших сердец погода в нашем доме была бы совсем иной… А может, и вообще не было бы никакого дома…
На дискуссиях и круглых столах часто обсуждаются вопросы, какими же нам быть с детьми: добрыми или строгими? как найти эту «золотую» середину? часто ли говорить слово «нельзя» своим детям?
Перед круглым столом можно попросить детей ответить на вопрос: «Что вам запрещают делать родители?» Снять на видео. Затем предложить это видео для просмотра и обсуждения родителям. Посовещавшись друг с другом, обсудив вместе, родители вычеркивают из этого списка лишнее. В самом конце мы решаем, что всё - таки можно разрешить нашим детям. Стараемся сделать вывод: будь к своему ребёнку в меру добр и требователен, если хочешь чего - то добиться. Сохрани в себе всё хорошее и передай это детям.
Наблюдая за детьми и родителями, я пришла к выводу, что им интересны нетрадиционные формы работы: совместные праздники, экскурсии, творческая деятельность.
Наши дети любят такую форму работы как практикумы. На них приглашаются и дети, и родители для совместной творческой деятельности: «Украсим полянку», «Тестопластика» - поделки для магазина, поделки для настольного кукольного театра из пластиковых ложек или емкостей от йогурта, совместные выставки: поделок, рисунков, работа над проектами, оформление семейных гербов, семейных древ. Я проводила праздник «Бабушкины посиделки» с музыкально-игровой программой и чаепитием. Можно провести комплекс семейных вечеров: «Семейный фотоархив» (бабушка тоже была маленькой), «День моей фамилии», где родители вместе с детьми попытаются выяснить, откуда произошла их фамилия, поиграют в игру «Веселые сочинилки»- придумывают фамилию нарисованному персонажу. Можно провести совместную игру «Бабушкин сундук».Сундук, (коробку) наполняют старыми вещами, двигаются по кругу. Кто первый сел на сундук, достает любую вещь и отходит в сторону. Затем надевают свою вещь на себя и устраивают парад ретро - моды. В работе с родителями также можно использовать психологические гостиные по теме «Семейная игротека», «Я люблю свою семью», которые будут создавать благоприятный психоэмоциональный климат в семьях.
Часто родители оценивают работу педагогов по наличию детских работ по художественной деятельности. И, естественно, считают, что работа по развитию речи, математике, формированию социальных навыков – не ведется. Поэтому необходимо на собраниях проигрывать некоторые развивающие игры, что не только познакомит родителей с ними, но и послужит для них образцом. Работая по теме «Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы», знакомлю родителей с речевыми играми, даю варианты этих игр для «семейного употребления», Как я их называю «игры на кухне», которые не требуют специальной подготовки, или затраты какого – то определенного времени на них. Например, «Придумай новый конец к сказке», «Угадай, кого я загадала», «Салат из сказок» и др.
Нельзя на собрании просто поучать родителей, либо давать готовые советы, нужно вместе с родителями решать проблему и лучше делать на примере сторонних, но схожих ситуаций, когда родители спорят, обсуждают, делятся своим опытом, и , в конце концов приходят к какому-то единому мнению. Интересно проходят тренинги, когда родители могут побыть некоторое время на месте детей, понять их чувства, мотивы поступков. Например, упражнение «Кокон», или ситуация, когда дети и взрослые меняются местами: «Ты - ребенок, мама попросила убрать игрушки, а ты проиграл в телефоне и не убрал. Что сделать и как объяснить, чтобы мама не ругалась?», а ты мама, что ты будешь делать? Или хочется игрушку, как на витрине. Как выпросить? и как отказать?
Одной из нетрадиционных форм работы по вовлечению родителей в образовательный процесс может стать День родительского самоуправления.
Такая форма работы позволит детскому саду наиболее полно раскрыть содержание деятельности педагога. Наглядно показать инновационные формы, методы и приёмы работы с детьми, помочь понять родителям необходимость сотрудничества детского сада и семьи. Такая форма вовлечения родителей в образовательный процесс, как совместное проведение НОД, проектов, досуговых мероприятий, которые позволяют родителям получить возможность не только видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, но и самим стать активным участником этой деятельности. Сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия. Праздники лучше проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.
Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом Замечательно сближают совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. Время в походе можно провести полезно: изучить природу, провести различные конкурсы, эстафеты, соревнования, вспомнить игры своего детства и познакомить детей с ними.
Нужно помнить, что современный родитель это не наблюдатель, он должен являться активным участником в образовательном процессе ребенка, и это на сегодняшний день большая проблема, решение которой полностью зависит от самих родителей, администрации и воспитателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями».
Рекомендации по возможным формам работы с родителями - вовлечение родителей с воспитательный процесс в рамках детского сада....
Консультация для воспитателей "Нетрадиционные формы работы с родителями".
Материал для проведения консультации для воспитателей по организации взаимодействия с родителями, используя современные нетрадиционные формы....
Консультация для воспитателей"Нетрадиционные формы работы с родителями"
Консультация для воспитателей....
Консультация на тему "Нетрадиционные методы работы с детьми по профилактике заболеваний в детском саду и семье"
Нетрадиционные методы работы с детьми по профилактике заболеваний в детском саду и семье...
Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями».
Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями»....
Консультация для воспитателей "Нетрадиционные формы работы с родителями из личного опыта работы".
Консультация для воспитателей"Нетрадиционные формы работы с родителями из личного опыта работы".Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательн...
консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями как средство эффективного взаимодействия детского сада и семьи»"
Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о взаимодействии педагогов с семьей, о сближении родителей с детьми. Родители, в силу своей загруженности, проводя...