консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями как средство эффективного взаимодействия детского сада и семьи»"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

        Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о взаимодействии педагогов с семьей, о сближении родителей с детьмиРодители, в силу своей загруженности, проводят детьми недостаточно времени, их постоянная занятость сказывается на настроении детей и отражается на их здоровье.  К сожалению, не всегда между педагогами и родителями сразу возникает атмосфера взаимодействия и сотрудничества.  Недопонимание и конфликтные ситуации, необходимо избегать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedchteniya_2_gladkova.docx32.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Северного района Новосибирской области детский сад «Сказка»

Тема «Нетрадиционные формы работы с родителями как средство эффективного взаимодействия детского сада и семьи».

                                                                   Гладкова О.В., воспитатель

                                                                                           детского сада

2022 г.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ.

        Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о взаимодействии педагогов с семьей, о сближении родителей с детьмиРодители, в силу своей загруженности, проводят детьми недостаточно времени, их постоянная занятость сказывается на настроении детей и отражается на их здоровье.

   На развитие ребенка в семье влияют разные факторы:

микроклимат семьи;

внутрисемейная деятельность как основное средство социализации ребенка и его приобщение к будущей жизни;

воспитательная деятельность родителей.

На сегодняшний день родительская функция значительно ослаблена, ведь долгие годы родители были ориентированы на общественное воспитание.   Выявлено, что:

семьи у нас малочисленны: в среднем, на семью приходится один ребенок;

 в России каждая шестая семья неполная!

многодетные семьи перешли в фактор негативных;

низкая педагогическая культура родителей, а также непонимание своей ответственности за воспитание ребенка;

у многих семей сложное материальное положение;

негативное влияние СМИ: пропаганда жестокости, насилия.

 Согласно требованиям ФГОС ДО, работа ДОУ должна быть направлена на то, чтобы создать такие условия развития ребенка, которые откроют перед ним возможности для позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей.  Но для этого педагогам необходимо обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьям и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.   Создать такую модель взаимодействия, при которой будут учитываться   образовательные потребности, интересы детей и членов их семей, специфика национальных, социокультурных и иных условий. Целью чего станет приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. А для этого нужно научить родителей создавать образ успешного ребенка, используя золотое правило психологии «ДА, НО…». И только тогда, общими усилиями, будет создано единое пространство развития ребенка.

К сожалению, не всегда между педагогами и родителями сразу возникает атмосфера взаимодействия и сотрудничества. Чтобы избежать недопонимания и конфликтных ситуаций, необходимо выполнять ряд условий:

устанавливать взаимные доверительные отношения между педагогом и родителями.

учитывать индивидуальные особенности каждой семьи: возраст, образование, состав семьи, образ жизни, материальную обеспеченность, культурный и педагогический уровень;

как можно активнее включать родителей в жизнь группы;

использовать разнообразные формы работы с родителями;

работу с родителями вести систематически и последовательно;

никогда не забывать о педагогической тактичности.

                      Слайд 2.  Формы работы с родителями

Традиционные формы работы с родителями

Нетрадиционные формы работы с родителями

Родительские собрания.

Беседы.

Консультации.

Анкетирование.

Практикумы.

Семинары.

Наглядная информация.

Выставки.

Конкурсы.

Участие в проектах.

Круглый стол;

Вечер вопросов и ответов по теме;

Семейный театр;

Родительская почта;

Семейная гостиная;

Телефон доверия;

Семейная библиотека;

Походы;

Видеоролики;

Рекламная информация;

Газета, журнал;

Презентации.

         Для создания партнерских отношений и успешного сотрудничества с родителями педагогу нужно:

регулярно информировать родителей о развитии и успехах их ребенка;

оценивать ребенка объективно, в доброжелательной манере;

давать тактичные рекомендации в сложных ситуациях;

советовать родителям, как плодотворнее проводить досуги с ребенком;

оказывать помощь в создании условий для успешной деятельности и реализации не только потребностей, но и способностей ребенка;

 не поучать родителей, а давать советы как дипломированный специалист.

    При творческом взаимодействии детей и родителей рождается масса положительных эмоций, что создает в семье особо теплую атмосферу, способствует укреплению семейных уз.

 Совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, ведь родители часто отмахиваются от назойливого потомка, который крутится под ногами, мешает что-то делать по дому,  либо не дает спокойно отдохнуть у компьютера.

      На первом родительском собрании я стараюсь поближе познакомить между собой всех родителей, настроить их на «одну волну». Для этого использую различные методы и приёмы.  Иногда прошу всех родителей построиться в круг.  Из рук в руки передать игрушку - «сердце нашей группы», назвать своё имя и отчество так, как бы он хотел, чтобы к нему обращались. Следующий приём знакомства - «рукопожатие». Прошу пожать друг другу руки тем,

- у кого в группе сын; дочь;

- у кого больше двух детей в семье;

- кто любит читать;

- кто умеет вязать… и т.д.

     Таких вопросов можно придумать очень много.  Теперь для себя я уже могу составить инициативные группы, объединить родителей в небольшие группы.  На доску закрепить рисунок дерева. Каждой группе раздать листочки. Попросить на листочках написать мероприятие, в которых они могли бы поучаствовать, или просто посмотреть; кто чем может помочь в случае надобности – сшить, смастерить, нарисовать…Пробуем украсить наше дерево листьями. Вот и готов план работы с родителями. Теперь мы уже знаем, к какой семье и когда можем обратиться за помощью.

        Родительские собрания, которые проходят в нетрадиционной форме, ещё больше способствуют сплоченности   родителей, детей и педагогов.

        На родительских собраниях мы обсуждаем разные вопросы.  Каждую встречу с родителями лучше начинать с какого - то изречения, сказки или притчи, чтобы родители задумывались о своей роли в воспитании детей. Например, Л. Н. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив дома». Люди не перестают удивляться силе родительской любви, преклоняются перед ней. И дальше происходит обсуждение этого тезиса, обоснование сегодняшней встречи: «…мы собрались сегодня здесь благодаря тому, что наши жизни озаряются светом родительской любви.  Без света этой любви, без тепла наших сердец погода в нашем доме была бы совсем иной…  А может, и, вообще, не было бы никакого дома…»

   Слайд 3 Для того, чтобы снять эмоционально-психологическое напряжение и помочь сблизиться участникам встречи, можно провести упражнение «Говорящие руки»

Участники образуют пары, а ведущий дает команды, которые должны выполнятся молча:

1. Поздороваться с помощью рук.

2. Побороться руками.

3. Помириться руками.

4. Выразить поддержку с помощью рук.

5. Выразить радость, грусть и т.д.

    Таким образом происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.

    Слайд 4   В споре рождается истина, поэтому на собраниях часто обсуждаем вопросы, как реагировать на детские шалости, упрямство, агрессию или напротив, замкнутость? Что во благо - строгость или бесконечная доброта? Какими должны быть родители – категоричными или уступчивыми? Где та «золотая» середина? Что важнее «нельзя» или «можно»? Решаем вместе педагогические задачи.

        Накануне встречи с родителями, можно попросить детей ответить на вопрос: «Что вам запрещают родители?» Снять на видео. Затем предложить это видео для просмотра и обсуждения родителям. Посовещавшись, обсудив, вместе вычеркиваем лишнее, находим какой-то компромисс – решаем, что же, всё – таки, можно разрешать нашим детям, а что должно находиться под строгим запретом. Стараемся сделать вывод: хочешь чего - то добиться от ребенка, будь в меру добр и требователен. Сохрани в себе всё хорошее и передай это детям.

   Наблюдая за детьми и родителями, я пришла к выводу, что им интересны нетрадиционные формы работы: совместные праздники, экскурсии, творческая деятельность.

   Мне очень нравиться проводить практикумы. На них приглашаю и детей, и родителей для совместной творческой деятельности: «Украсим полянку», «Тестопластика» - поделки для игры «Магазин», «Театр на ложках» - поделки для настольного кукольного театра из пластиковых ложек.

     Слайд 5, 6 Сближают детей и родителей совместные выставки: «Новогодние фантазии», «Причуды осени», «Волшебных рук моих творенье», работа над проектами, оформление семейных гербов, семейных древ предполагает совместную исследовательскую деятельность.  

  Слайд 7, 8, 9 Одной из нетрадиционных форм работы с родителями в образовательном процессе является совместное проведение НОД, проектов, досуговых мероприятий, которые позволяют родителям  получить возможность не только видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, но и самим стать активным участником этой деятельности. Сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.                       Праздники лучше проводить не для родителей, а с привлечением родителей, что позволит им понять, сколько хлопот и труда нужно вложить при подготовке любого торжества.  Самые веселые – это праздники с активным участием бабушек или обоих родителей, например, «Бабушкины посиделки» с музыкально-игровой программой и чаепитием или «Папа, мама, я – спортивная семья» и др.   Можно провести комплекс семейных вечеров: «Семейный фотоархив» (бабушка тоже была маленькой), «День моей фамилии», где родители вместе с детьми попытаются выяснить, откуда произошла их фамилия, поиграют в игру «Веселые сочинялки» - придумывают фамилию нарисованному персонажу. Интересная совместная игра «Бабушкин сундук». Сундук, (коробку) наполняют старыми вещами, а затем одевают эти вещи на себя и устраивают парад ретро – моды

  Слайд 10, 11. Интересна такая форма работы, как «Гость группы». В данном случае может быть несколько вариантов - либо в группу приходит чья-то мама (папа) и рассказывают о своей работе, своих интересах, либо в группу вносится семейная реликвия и рассказывают о ней сами дети или вместе с родителями.

   Слайд 12.А еще ребята очень любят посещать работу родителей. Здесь они видят родителей совсем в ином свете   и очень ими гордятся.

    Слайд 13. Приглашаем наших мам   на открытые занятия, на мастер-классы, а также родители не отказывают в помощи по созданию предметно- развивающей среды: изготавливают пособия, шьют костюмы, сочиняют сказки…  

    Часто родители оценивают работу педагогов по наличию детских работ по художественной деятельности. И, естественно, считают, что работа по развитию речи, математике, формированию социальных навыков – не ведется. Поэтому необходимо на собраниях проигрывать некоторые развивающие игры, что не только познакомит родителей с ними, но и послужит для них образцом, давать для выполнения домашние задания                Работая по теме «Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы», знакомлю родителей с речевыми играми, даю варианты этих игр для «семейного употребления», как я их называю «игры на кухне», которые не требуют специальной подготовки, или времени.     Например, «Придумай новый конец к сказке», «Угадай, кого я загадала», «Салат из сказок» и др.

      Нельзя на собрании просто поучать родителей, либо давать готовые советы, нужно вместе с родителями решать проблему и лучше делать это на примере сторонних, но схожих ситуаций, когда родители спорят, обсуждают, делятся своим опытом, и, в конце концов, приходят к какому-то единому мнению. Интересно проходят тренинги, когда родители могут побыть некоторое время на месте детей, понять их чувства, мотивы поступков.    Слайд 14. Например, упражнение «Кокон» или ситуации, когда дети и взрослые меняются местами: «Ты - ребенок, мама попросила убрать игрушки, а ты проиграл в телефоне и не убрал. Что сделать и как объяснить, чтобы мама не ругалась?», а ты - мама, что ты будешь делать? Или «хочется игрушку, как на витрине. Как выпросить? и как отказать?»

   Подобные мероприятия объединяют семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом, и коллектив становится единым целым, большой семьёй, которая сплачивается и интересно живёт.

Нужно помнить, что современный родитель — это не наблюдатель, он должен являться активным участником в образовательном процессе ребенка, и это на сегодняшний день большая проблема, решение которой полностью зависит от самих родителей, администрации и педагогов.

    Слайд 15.  Свое выступление мне хотелось бы закончить словами

И. Беляевой о том, в чём состоит рецепт счастья:

Возьмите чашу терпения,

Влейте в неё полное сердце любви,

Добавьте две горсти щедрости,

Посыпьте добротой,

Плесните немного юмора

И добавьте как можно больше веры.

Всё это хорошо перемешайте.

Намажьте на кусок отпущенной вам жизни

И предложите каждому,

Кого встретите на своём пути.

Слайд 16. Спасибо за внимание!

                                  Список используемой литературы:

1. Агавелян, М. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 128 с.

2. Недвецкая, М. Н. Теория и практика организации педагогического взаимодействия школы и семьи / М. Н. Недвецкая. — М.: УЦ Перспектива, 2011. — 152 с.

3. Носова, Е. А. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей / Е. А. Носова, Т. Ю. Швецова. — СПб.: Детство-пресс, 2009. — 80 с.

4. Сидорова, А. А. Взаимодействие с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО / А. А. Сидорова // Управление ДОУ. — 2015. — № 2. — С. 64—84.

5.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: http://www.firo.ru/ wp-content/uploads/2013/ll/PR_1155.pdf (дата обращения:17.11.2022)

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями».

Рекомендации по возможным формам работы с родителями - вовлечение родителей с воспитательный процесс в рамках детского сада....

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные формы работы с родителями".

Материал для проведения консультации для воспитателей по организации взаимодействия с родителями, используя современные нетрадиционные формы....

Консультация на тему "Нетрадиционные методы работы с детьми по профилактике заболеваний в детском саду и семье"

Нетрадиционные методы работы с детьми по профилактике заболеваний в детском саду и семье...

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями».

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями»....

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями, как средство эффективного взаимодействия детского сада и семьи»

Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о сближении родителей с детьми. Родители проводят с детьми недостаточно времени, их постоянная занятость сказывается на настроении детей,...

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные формы работы с родителями из личного опыта работы".

Консультация для воспитателей"Нетрадиционные формы работы с родителями из личного опыта работы".Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательн...