Конспект занятия на тему «Волшебный мир воды»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Тихомирова Марина Владимировна

Цель нашего проекта: расширить знания у детей с ЗПР о воде и ее свойствах, развитие интереса к познаниям и личностного стремления к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – воды.

Задачи проекта:

1. Образовательные

• совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека (вода – источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения жизни человека);

• познакомить с тремя агрегатными состояниями воды (вода – жидкое; снег и лед – твердое; пар – газообразное):

• формировать представления о свойствах воды (это жидкость, может течь и переливаться; прозрачная, без цвета и запаха, не имеет цвета, но можно окрасить; является растворителем).

2. Развивающие

• развивать познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, творческие способности детей;

• развитие познавательных способностей: мыслительных способностей анализ, классификация, сравнение, обобщение.

3. Воспитательные

• воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту);

• воспитывать доброжелательные отношения детей в играх, продуктивной совместной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_na_temu.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему «Волшебный мир воды»

В: - Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? (Ответы детей).

Правильно, проводят опыты. Но, чтобы попасть в лабораторию и узнать тему нашего занятия, для этого нам с вами надо разгадать загадку.

«Она и в озере, она и в лужице.

Она и в чайнике у нас кипит.

Она и в реченьке бежит, шуршит».

Что это?

Беседы «Кому и для чего нужна вода?» «Где находится вода?»

В.: - Сегодня мы поговорим о воде, ее свойствах и о значении воды.

Какая бывает вода? (теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная)

Что вода делает? (течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает)

В.: Кто знает, что на глобусе обозначено голубым цветом? (реки, озёра, океаны, моря).

В.: Где мы можем увидеть воду? Молодцы! Нет на Земле ни одного живого организма, который может прожить без воды. Вода – это настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменяться.

В.: Кому она нужна и для чего? (людям, животным и растениям).

А как человек использует воду? (Человек пьёт воду, купается, готовит еду).

А нам в детском саду вода нужна? Для чего? (Пить, мыть руки, игрушки, поливать цветы, убираться, и т.д.)

Вода – основа жизни на нашей планете. Как и воздух, вода необходима всему живому: растениям, животным, птицам, человеку. Еще мы можем увидеть воду в виде осадков. Осадки – это вода в жидком или твердом состоянии, выпадающая с неба.

Рассматривание иллюстраций «Природные явления»

В.: У меня есть волшебные капельки с загадками, будьте внимательны и попробуйте отгадать их.

1. Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (Снег.)

2. Из тучки, как из решета,

Капля за каплей- капает вода!

Рады ей цветы и птички,

Скажите, что это за водичка? (Дождь.)

3. Свисает с крыши длинный гвоздь-

Холодный, крепкий, словно кость.

Но если солнце припечет,

Он весь слезами истечет. (Сосулька.)

Аудиозаписи

Еще у меня есть интересные записи. Послушайте (включает запись). Вы узнали: что это? (Да, это ручеек) А вот еще одна запись, послушайте и ее. Кто сейчас с вами разговаривал? (Море)

Теперь мы знаем тему занятия, какой бывает вода, я приглашаю вас в волшебную лабораторию, где мы будем проводить опыты и узнаем о свойствах воды.

Опытно-экспериментальная деятельность

Опыт 1 «Вода не имеет вкуса»

В: - Ребята, попробуйте воду из стаканчиков, какой у неё вкус? (ответы детей). А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек лимона или сахара. Что изменилось? (Вода стала сладкая – сахар, вода стала кислая – лимон). Мы изменили вкус воды.

Вывод: вода не имеет вкуса.

Опыт 2 «Вода не имеет запаха»

В:- Ребята, понюхайте воду в стаканчиках. Как она пахнет? (Ответы детей)

Давайте добавим в воду кусочек чеснока, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? (Вода изменила запах, пахнет чесноком)

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт 3 «Вода без цвета, прозрачная»

В: - Ребята, что произойдет с водой, если добавим в неё краску, посмотрим? (Дети добавляют краску и перемешивают её). Что изменилось? (вода изменила цвет). Растворилась ли краска? (краска растворилась и изменила цвет воды).

В: - Ребята, посмотрите, что у меня есть? (Пуговицы) На столе стоят два стакана, в одном налитая вода, а в другом молоко. Давайте сравним воду и молоко. В оба стакана положим пуговицы. Скажите в каком стакане мы видим пуговицы? (Ответы детей)

Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.

Опыт 4

Наливаем в чайник воды и доводим до кипения. Вода при кипении превращается в прозрачный водяной пар, который мы не видим. Этот процесс перехода жидкой воды в газообразное состояние называется испарением. Невидимый водяной пар находится над кипящей водой, у самого основания носика. Остывая на воздухе пар превращается в туман. А туман – это мельчайшие капельки жидкой воды. Его то мы и видим, когда он струей вырывается из носика чайника вверх.

В: - Вы хорошо поработали и можно отдохнуть.

Физкультминутка «Речка» (Выполняем движения по тексту).

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс.

Одной, другой – это кроль.

Все, как один, плывём, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Опыт по очищению воды.

В.: - Ребята, а всю ли воду можно пить? (ответы детей). Можно пить только чистую воду.

Да верно, питьевая вода должна быть чистой. Я хочу предложить вам эксперимент по очистки воды. Ребята, помните, вчера на прогулке мы набрали с вами снег. Что с ним произошло? (Он растаял и превратился в воду).

Посмотрите, а талая вода чистая? (Нет, она грязная).

Вы знаете, что такое фильтр? (Ответы?) Давайте попробуем ее очистить с помощью фильтра/марли. Сейчас я вам покажу.

Посмотрите, какая грязная стала марля. Какой мы с вами можем сделать вывод?

Дети: - Снег есть нельзя.

В.: А воду талую пить можно?

Творческое задание на выбор:

Рисование на тему: «Вы слыхали о воде? Говорят, она везде.»

Аппликация «Капелька»

Вырезание снежинки

Рисование «Весенний дождик»

Рисование трафаретом (дельфин, морская звезда, рыбки)

В.: Покажите, как капает маленький дождик: пальчиками стучим по полу кап-кап ..., дождь стал сильнее и стучит медленно, но тяжело. Стучим ножками тук-тук, кап-кап ... А теперь дождик заканчивается и капельки маленькие падают на землю, стучим легонько пальчиками кап-кап. Вот одну капельку воды мы сегодня с вами сделаем. Аппликация «Жители подводного царства»

Рефлексия

В.: - Ребята, чем мы сегодня занимались? Вам понравилось ставить опыты? Скажите, что нового вы узнали о свойствах воды? Что понравилось больше всего?

Вы все молодцы, мне понравилось с вами заниматься.

Домашняя лаборатория

1. «Употребление растениями воды»

Ребенку сложно объяснить, как растения пьют воду, поэтому поставьте перед детьми 4 вазы, наполненные водой. В 3 из 4 ваз налейте подкрашенную воду, а после поместите в них по одинаковому цветку (лучше, если лепестки цветков будут иметь светлый оттенок, в идеале белый). Через несколько дней наблюдений дети увидят, что лепестки поменяли цвет во всех вазах кроме самой первой. Но это вовсе не будет означать, что в четвертой вазе цветок «не пил» воду.

2. Поплавок из апельсина

Возьмите обычный апельсин и окуните его в воду. Замерьте уровень, на котором он будет держаться на воде. Вынув фрукт, очистите его от кожуры и положите обратно на поверхность воды. Апельсин обязательно утонет. Вызвано это тем, что в кожуре есть маленькие отверстия с воздухом, которые держат апельсин на плаву. Без них, фрукт камнем идет ко дну.

3. Замершая бутылка с водой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему: "Воздух и вода " подготовительная к школе группа

Конспект занятия"Воздух и вода"Подготовительная к школе группа Конспект занятия на тему:  Воздух и вода Цель:развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; ра...

Конспект занятия по теме "И здесь вода, и там вода"

Продолжить разговор о значении воды в жизни человека и всего живого; напомнить, в каком виде существует вода; закрепить знание о разнообразии состояний воды; уточнить правильное произношение глаголов ...

Конспект занятия на тему «Приключения капельки воды. Круговорот воды в природе»

Данный материал содержит специально-разработанный конспект занятия для старшей группы. Указано актуальное направление - ознакомление с окружающим. Занятие описано в интересной для детей форме....

Конспект занятия по теме "Волшебная вода"

Конспект занятий "Волшебная вода"...

Конспект занятия на тему: "Удивительные свойства воды"

Конспект занятия на тему: "Удивительные свойства воды"...

Конспект занятие-экспериментирование Тема: «Волшебная вода, узнаем мы тебя»

Знакомство детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах); уточнять  значение воды для всего живого на земле. Объяснить слова: бесцветная , безвкусная, прозрачная. Развивать у детей позна...

Конспект занятия по экологии "Волшебное слово "Вода"

Экологическое занятие для подготовительной группы....