Мастер-класс для педагогов на тему: «Нейрографика как метод арт-терапии в работе с дошкольниками»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Нейрографика – это инструмент решения психологических задач, проблем графическим способом.

Это графический метод творческого управления реальностью.

Применение нейрографики в работе с детьми дошкольного возраста может выступать как метод арт-терапии.

Для работы с нейрографикой не требуется специальное обучение. Главное правило-направлять, а не подсказывать.

Арт-терапия (от англ. art, искусство) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве.

 

Использование элементов арт-терапии в оптимальном сочетании с другими методами и приёмами оказывают благотворное влияние на развитие личности,

её творческого потенциала, художественных способностей, нравственно-эстетического развития детей,

повышают у них интерес к изобразительной деятельности и стимулируют самодеятельные формы её проявления,

когда ребёнок сам ставит изобразительные задачи и пытается их решать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»

Мастер-класс для педагогов

на тему: 

«Нейрографика как метод арт-терапии в работе с дошкольниками»

 

C:\Users\Admin\Desktop\фото\20211022_092824.jpg

Воспитатель группы

компенсирующей направленности:

Пислегина Л.Н.

Югорск, 2021 год.

Уважаемые педагоги, представляю вашему вниманию мастер-класс на тему:

«Нейрографика как метод арт-терапии в работе с дошкольниками».

Мы уделяем большое внимание физическому здоровью детей, но при этом без внимания остается его психологическое здоровье (психика, эмоции).

Страхи, тревога, низкая самооценка – это симптомы психологического нездоровья детей.

В связи с этим возникает необходимость поиска методов, техник, стабилизирующих и корректирующих психоэмоциональное состояние и психологическое здоровье.

Наряду с использованием традиционных методов важную роль в преодолении сложностей развития могут сыграть инновационные методы, такие как, нейрографика.

Нейрографика – это инструмент решения психологических задач, проблем графическим способом.

Это графический метод творческого управления своей реальностью. Каждый работает с тем, что ему актуально в текущий момент жизни, поэтому каждая работа обладает психическим содержанием.

Решая графически задачу снятия ограничений и выравнивания психологической картины, используются линии и круги.

Нейрографическая линия – это линия, которая не повторяет себя на каждом участке своего движения, и которую мы ведём туда, где не ожидаем её увидеть.

Никаких навыков рисования не нужно. Просто включается мелкая моторика рук, связанная с нейронными сетями мозга. Благодаря этому нейрографический процесс рисования способен создавать новые нейронные связи в мозге и, следовательно, менять процесс мышления.

Нейрографика очень похожа на первозданный или упорядоченный хаос. Но при этом рисунки всегда красивы. Даже, когда человек совсем не умеет рисовать. Хорошо использовать для профилактики и коррекции тревоги и страхов, особенно связанных с результатом деятельности («боюсь сделать неправильно»). Ведь результат зависит от ребенка лишь частично и никогда не известно, что получится в итоге.

Применение нейрографики в работе с детьми дошкольного возраста может выступать как метод арт-терапии.

Для работы с нейрографикой не требуется специальное обучение. Главное правило-направлять, а не подсказывать.

Арт-терапия (от англ. art, искусство) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве.

Использование элементов арт-терапии в оптимальном сочетании с другими методами и приёмами оказывают благотворное влияние на развитие личности, её творческого потенциала, художественных способностей, нравственно-эстетического развития детей, повышают у них интерес к изобразительной деятельности и стимулируют самодеятельные формы её проявления, когда ребёнок сам ставит изобразительные задачи и пытается их решать.

Рисование - это творческий процесс, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, мечты и надежды, освободиться от конфликтов и сильных переживаний. В условиях арт-терапии, речь идёт о спонтанных рисунках дошкольников. Отсутствие критериев оценки мараний исключает и саму оценку, следовательно, снимает тревожность и помогает выплеснуть агрессию, страх и пр.

Создание нейрографического рисунка.https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1088462-1589886662.jpg

Для рисования необходимо приготовить альбомные листы для детей старшего возраста, для младших детей- можно формата А5, цветные карандаши, фломастеры, маркер тонкий чёрного цвета, гелевые ручки, мелки, то есть любой имеющийся материал. Для работы можно включить негромкую успокаивающую музыку.

этап 1 - Возьмите тонкий чёрный маркер или гелевую чёрную ручку, или карандаш в руку и положите перед собой лист. Подышите, вспомните все страхи, плохое настроение, слезы, переживания, а затем резко выместите их на бумаге (резко водите по бумаге карандашом 3—4 секунды, рисуем нейролинии).

Нейролинии должны быть не цикличного характера (повторяющегося, ритмичного, а хаотичного. Количество линий не ограничено: рисуем, сколько хочется.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1088462-1589886730.jpg

этап 2 - Смотрим на лист, мы видим множество пересечений линий-сопряжений. — Их нужно сначала скруглить (убрать напряжение, а затем в пространства между ними вписать овалы или круги (гармонизируем пространство). Эту работу выполняем более тонким маркером, фломастером, ручкой, карандашом.

этап 3 - Дорисовываем линии. Нет какого-то конкретного правила, как нужно рисовать: как чувствуете, так и делайте. После того, как мы добавили линии, снова скругляем углы, которые у нас появились (сглаживаем, убираем напряжение).

этап 4 - После того как округлили свой рисунок, начинаем раскрашивать фигуры в разные цвета, какие предпочтительны в данный момент.https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1088462-1589886807.jpg

Затем раскрашиваем «реки».

этап 5 - Завершить рисунок обязательно нужно линиями поля.

Это нейрографические линии, которые идут через весь лист к краям листа поверх нарисованного. Спрашиваем, на что похоже, если вы видите изображение кого-либо или что либо, обведите.

В завершении получается яркий красочный рисунок, состоящий из линий и кругов.

Советы для работы с тревогой и страхом.

1. Если мы работаем в тревогой, то нейролиний чем больше, тем лучше, чтобы ребёнок выплеснул всю тревогу в их рисование. Пока хочется их рисовать-рисуйте.

2. Если работаем просто на успокоение, то нейролиний много рисовать не нужно, главный процесс будет заключаться в введении цвета и штриховке.

3. Если работаем со страхом, то с ним нужно разговаривать, используя приём «комментированного рисования». Задаём ребёнку последовательно вопросы типа:

-Где ты сейчас? (в начале рисования нейролиний)

-Где ты будешь? (помогаем закончить нейролинию)

-Давай нарисуем дорожку для смелости. Давай придумаем, какие нам понадобятся шаги (ребёнок называет и рисует дорожку из кругов и овалов: «Я буду смелым, если мама будет хвалить, если я буду хорошо есть, если папа будет помогать заниматься, если я не испугаюсь собаки и т. д.).

4. Во время работы стараемся узнать про страх ребёнка: на что он похож, какой он формы, из чего он сделан, в какой части твоего тела он сидит, доставай его, задаём вопрос страху: «Страх, зачем ты пришёл ко мне?», «Что мне сделать, чтобы ты ушёл?».

5. Если ребёнок захотел перевернуть лист- можно перевернуть. Если устал рисовать – можно не заканчивать работу, а продолжить её потом.

6. Маленьким детям надоедает закрашивать уголочки - «сопрягать», поэтому можно схитрить и спросить какие уголочки нужно сгладить, чтобы сглаживать их взрослому, пока рука ребёнка отдыхает.

По окончании работы обязательно вербализируем результат, эмоциональное состояние.C:\Users\Admin\Desktop\фото\20211022_092726.jpg

C:\Users\Admin\Desktop\фото\20211019_150810.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов района «Использование метода песочной терапии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями».

Презентация, содержание мастер-класса, описание игр и упражнений в песочнице, на световом столе, с кинетическим песком....

Мастер-класс для педагогов "Использование методов арт-терапии в работе с дошкольниками"

В настоящее время в дошкольных учреждениях очень остро стоит вопрос  профилактики и коррекции детской агрессивности, о поиске интересных и продуктивных методов, способов и направлений, которые мо...

Мастер-класс «Использование метода песочной терапии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями"

Мастер-класс «Использование метода песочной терапии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями"...

Нейрографика как метод арт-терапии в работе с дошкольниками «Рисуем эмоции»

Знакомство с техникой рисования нейрографической линий при помощи «Волшебной пуговицы»....

Мастер-класс «Использование игрового оборудования «Куб знаний» на основе метода «Кубик Блума» в работе учителя-логопеда ДОУ»

Цель мастер-класса : передача опыта педагогам по внедрению в образовательный процесс игрового оборудования «Куб знаний», на основе современных и инноваци...

Методы Арт-терапии в работе с дошкольниками,

Методы Арт-терапии в работе с дошкольниками, которые может использовать Не секрет, что именно  дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок а...