Задержка речевого развития, причины появления, диагностика
консультация по коррекционной педагогике

ЗРР, симптомы, причины, диагностика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zrr_diagnostika_prichiny_poyavleniya.docx39.75 КБ

Предварительный просмотр:

Задержка речевого развития, причины появления, диагностика

     Задержка речевого развития – это запаздывание освоения устной речи по сравнению с возрастной нормой. О задержке говорят, если в 2 года малыш почти не произносит слов, а в 3 года у него не сформирована связная речь. 

     Задержка речевого развития – термин и понятие, находящееся на стыке детской неврологии и логопедии. Ребенок в раннем и среднем детском возрасте осваивает родной язык гораздо медленнее своих сверстников.

     Такой диагноз впервые выставляется детям младше 3-4-х лет.

Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.
     

Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи:

  • звуков, свойственных раннему детскому возрасту;
  • словарного запаса;
  • построения грамматической конструкции;
  • построения фраз;
  • связной речи.

     Задержка развития речи (ЗРР) затормаживает возрастное психическое развитие  и часто наблюдается у детей параллельно и обозначается как ЗПРР – задержка психо-речевого развития.
    Задержка речевого развития является медико-педагогической проблемой, в реабилитации таких детей в равной мере принимают участие врачи, логопеды и психологи.

Развитие речи в норме

     Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста.

     Появление ребенка на свет знаменуется криком, являющимся первой речевой реакцией младенца. Крик ребенка реализуется посредством участия голосового, артикуляционного и дыхательного отделов речевого аппарата. Время появления крика (в норме на первой минуте), его громкость и звучание могут многое сказать специалисту-неонатологу о состоянии новорожденного. Первый год жизни – это подготовительный (предречевой) период, в течение которого ребенок проходит этапы:

  • гуления (с 2-3 мес.);
  • лепета (с 5-6 мес.);
  • лепетных слов (с 8-10 мес.);
  • первых слов (в 10-12 мес.).

     В норме в 1 год в активном словаре ребенка имеется примерно 10 слов, состоящих из повторяющихся открытых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя и т.д.) и отлично понимает обращенную речь. Ребенок не назовет, но может принести или показать обыденные предметы: мячик, ложку, чашку и подобное.
До определенного времени пассивный словарь (количество слов, значение которых ребенок понимает) намного превышает активный словарь (число произносимых слов).

     Примерно в 1,6 – 1,8 мес. начинается так называемый «лексический взрыв», когда слова из пассивного словаря ребенка резко вливаются в активный словарный запас. У некоторых детей период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет, однако в целом их речевое и психическое развитие протекает нормально. Переход к активной речи у таких детей нередко происходит внезапно и вскоре они не только догоняют рано заговоривших сверстников, но и перегоняют их в речевом развитии.

     Исследователи полагают, что переход к фразовой речи возможен, когда в активном словаре ребенка имеется не менее 40–60 слов. Поэтому к 2 годам в речи ребенка появляются простые двухсловные предложения, а активный словарь вырастает до 50-100 слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов.

     В период с 3-х до 4-х лет ребенок усваивает некоторые грамматические формы, говорит предложениями, объединенными по смыслу (формируется связная речь - мы идем к бабушке, в зоопарке живет слон и подобное); активно использует местоимения, прилагательные, наречия; овладевает грамматическими категориями (изменением слов по числам и родам). Словарный запас возрастает от 500-800 слов в 3 года до 1000-1500 слов в 4 года.

     Специалисты допускают отклонение нормативных рамок в сроках речевого развития на 2-3 месяца у девочек, и на 4-5 месяцев у мальчиков. Правильно оценить, является ли запаздывание сроков появления активной речи задержкой речевого развития или индивидуальной особенностью, может только специалист, имеющий возможность наблюдать ребенка в динамике.

Симптомы задержки речевого развития

Признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза могут являться:

  • аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и лепета, беззвучность, однотипные вокализации)
  • отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года;
  • неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в возрасте 1,5 лет;
  • невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ и т. д.);
  • отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет;
  • неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет;
  • полное отсутствие собственной речи, либо словарный запас в пределах пары десятков слов в 3 года (ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.), говорить предложениями не может;
  • преимущественное использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) и др.

Жалобы на задержку речевого развития

На задержку речи жалуются родители.

    Ориентирами для обращения за помощью к специалистам служат такие временные рамки:

  • на первом году жизни молчит или произносит однотипные звуки;
  • не показывает реакции на обращенные слова в 1 год;
  • демонстрирует слабые попытки повторить услышанное слово в полтора года;
  • в полтора-два года не может показать названный взрослыми предмет;
  • в 2 года не говорит ни одного слова;
  • в 2,5-3 года не строит простых фраз (дай яблоко, хочу пить);
  • в 3 года повторяет готовые фразы из мультфильмов или книжек, но самостоятельной речи нет;
  • использует жесты и мимику взамен речи.

Причины задержки речевого развития

Причины подразделяются на 2 большие группы: медицинские и социальные.

   

  1.Медицинские причины 

 Минимальная мозговая дисфункция.

 Это различные патологические процессы,  затрагивающие головной мозг внутриутробно, либо в раннем детстве. В эту группу относятся последствия внутриутробной гипоксии и  и асфиксия в родахродовые  травмывнутриутробные инфекциинедоношенность или переношенность.


Заболевания раннего возраста. 

Дети раннего возраста могут страдать от длительных либо часто повторяющихся заболеваний, ослабляющих ребенка,  болеть менингоэнцефалитом, энцефалопатией различного происхождения.

Наследственные факторы.

Задержка речи может иметь наследственный характер: если один из родителей заговорил поздно, то с большой долей вероятности то же самое будет наблюдаться и у ребенка.

Тугоухость у ребенка.

Становление произнесения может задерживаться из-за тугоухости. Становление и развитие речевой функции происходит при непосредственном участии слухового анализатора, и снижение слуха становится непреодолимым препятствием.

Пороки развития челюстно-лицевого аппарата.

Заболевания гортани и отделов дыхательной системы, участвующих в процессе голосообразования.

     2.Социальные факторы 

Это проживание в неблагоприятной микросоциальной среде, приводящей к дефициту речевых контактов: педагогическая запущенность, недостаток семейного общения. Проживание в двуязычной среде, когда члены семьи говорят на нескольких языках.


Педагогическая запущенность формируется, если ребенок предоставлен сам себе, с ним никто не занимается, семейные контакты имеют формальный характер. Это «трудные» дети, которым свойственны поведенческие расстройства.

Недостаток семейного общения – патологический стереотип поведения, при котором нет прямого общения между родственниками. Не обсуждаются насущные проблемы, нет семейных праздников, устоявшихся традиций. Люди просто живут под одной крышей, не развивая духовное родство и практически не общаясь.

Двуязычие

Смена страны проживания в раннем детском возрасте тоже может задерживать развитие. Если дома говорят на одном языке, а в детском коллективе и на улице – на другом, ребенку очень трудно освоить речевые навыки.

Неопределенность доминирования руки: праворукость, леворукость или амбидекстрия, также может мешать становлению речи. Это связано с преобладанием активности одного из полушарий. Если ребенок долго не может определиться, то речь тоже задерживается.

Гиперопека: у малыша нет необходимости говорить, поскольку все его желания предугадываются и мгновенно исполняются взрослыми, не стимулируя его самостоятельную речевую активность. В этих условиях речевое общение также остается невостребованным.

Диагностика задержки речевого развития

     Диагностика включает комплексное обследование группой специалистов. В эту группу обязательно входит педиатр, детский невролог, ЛОР, логопед и по ситуации детский психолог.

Медицинское обследование. Педиатр оценивает возрастное развитие, возможные отклонения, наличие соматических заболеваний. Неврологическая диагностика (ЭЭГЭхоЭГдуплексное сканирование артерий головы ребенку) требуется для выявления микроорганических поражений головного мозга.  ЛОР-врач исследует остроту слуха, наличие аденоидных вегетаций. Психиатр устанавливает наличие или отсутствие мутизма, олигофрении, расстройств аутистического спектра, общего недоразвития речи.

Логопедическое обследование. Логопед изучает анамнестические данные и заключения медицинских специалистов, исследует состояние речевого аппарата, формирование слуховых и зрительных ориентировочных реакций, возможности вербальной и невербальной (бессловесной) коммуникации. У детей до 1 года проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью в естественной и провоцирующей ситуациях. При наличии слов определяется время их появления, объем активного и пассивного словаря, общая речевая активность ребенка, наличие фразовой и связной речи и т. п.

Психологическая диагностика.Психолог при помощи тестов (шкалы Гриффитс, Бейли) изучает психомоторное развитие.

Коррекционно-развивающая работа при ЗРР

     Объем коррекционной помощи детям с задержкой речевого развития зависит от факторов, вызвавших отставание становления речевых навыков. Так, при причинах социально-педагогического характера, в первую очередь,
крайне важно создать вокруг ребенка благоприятную обстановку: внятно и разборчиво называть каждый предмет или действие, которое попадает в поле зрения малыша, поощрять любые попытки говорить, создавать ситуации, в которых речь необходима. 

     Если в основе задержки речевого развития лежит дисфункция мозга, коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом.

     Одновременно с медицинскими процедурами и семейным воспитанием детям с задержкой речевого развития необходимы занятия с логопедом и детским психологом по развитию речи и познавательных процессов. Особое внимание в раннем детском возрасте уделяется развитию мелкой моторики, пальчиковым и подвижным играм, продуктивной деятельности (рисованию, лепке, аппликации), дидактическим играм (логопедическое лото, специальные речевые игры и упражнения и т. д.), развитию зрительного и слухового внимания, пассивного словаря и активной речи, связной речи.

     Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции зависит не только от участия врачей и педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей Ребенок не говорит (основные причины появления задержки речевого развития)

С каждым годом все больше родителей обращаются за помощью к логопеду. «Наш ребенок не говорит!» - с такими словами прихо­дят на прием мамы двух -трехлетних детей. Надо ли бить в этом случае трево...

Задержка речевого развития. Причины и ранняя коррекция

За последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями. Более  того, с каждым годом возрастает число практически неговорящих детей. Причины этого явления разнообразны и многочи...

«Особенности развития речи детей 3–4 года жизни и причины задержки речевого развития»

Речь – одна из наиболее мощных факторов и стимуляторов развития ребенка в целом.Речь - основное средство общения людей, орудие мышления и одновременное его необходимая основа. Мыслительная операц...

Консультация "Задержка речевого развития. Причины"

Консультация адресована родителем малышей с задержкой речевого развития, а также будущим родителям....

Задержка речевого развития: причины и решение

Существуют физиологические нормы правильного речевого и психического развития, и очень важно отслеживать их соблюдение с самого рождения ребенка. Только в этом случае он сможет гармонично и полноценно...

Задержка речевого развития. Причины. Диагностика

Выступление в рамках семинара ДОУ...