«Методика обучения пересказу детей с ТНР».
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Сорокина  Ирина Викторовна

Одно из ведущих мест в системе формирования связной речи у дошкольников занимает пересказ.

Пересказ – более легкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_obucheniya_pereskazu_detey_s_tnr.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад  №68» г. Энгельса Саратовской области.

Районное методическое объединение.

Сообщение из опыта работы:

тема: «Методика обучения пересказу детей с ТНР».

Учитель – логопед:

                                                                                  Сорокина Ирина Викторовна

                                                          г. Энгельс

15.12.2021

Методика обучения пересказу детей с ТНР.

Одно из ведущих мест в системе формирования связной речи у дошкольников занимает пересказ.

Пересказ – более легкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы.

Однако у дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдаются большие трудности при пересказе текстов. Они затрудняются в самостоятельном планировании сюжета, в грамматическом оформлении речевого материала. Развернутые смысловые высказывания детей данной категории характеризуются отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные отношения действующих лиц. Поэтому при обучении дошкольников с общим недоразвитием речи пересказу следует использовать дополнительные приемы запоминания и воспроизведения изучаемого материала: наглядность, жесты, мимику, наводящие вопросы, т. е. зрительные и вербальные опоры. Напомним методы и приемы работы по обучению дошкольников пересказу.

Схема обучения пересказу:

  1. Выбор текстов для пересказа.
  2. Подготовительная работа.
  3. Непосредственное обучение пересказу.

I. Выбор текста для пересказа имеет важное, принципиальное значение. Сложились определенные критерии отбора произведений:

  1. сравнительно небольшой объем произведения (с тенденцией постепенного увеличения);
  2. доступность содержания для детей данного возраста и уровня речевого развития;
  3. четкость композиции;
  4. простота сюжета (как правило, с одной сюжетной линией);
  5. доступность языка;
  6. высокая нравственность содержания.

II. Подготовительная работа – это интеллектуальная, образовательная, психологическая и речевая подготовка детей к обучению пересказу. Эта работа проводится как предварительно, так и непосредственно на занятии по обучению пересказу.

Содержание подготовительной работы:

  1. знакомство с материалом, связанным с темой и содержанием рассказа (выполняется логопедом и воспитателями);
  2. рассматривание картин, иллюстраций по изучаемой теме (с воспитателями, логопедом и родителями);
  3. наблюдения в природе и окружающей жизни (с воспитателями и родителями);
  4. рисование, аппликация, лепка, поделки по содержанию рассказа (выполняют с детьми воспитатели, привлекаются родители);
  5. лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа (выполняют логопед и воспитатели по заданию логопеда);
  6. материальное обеспечение (оборудование) к занятию (готовит логопед);
  7. заучивание наизусть потешек, чистоговорок, пословиц, стихов и т.д., способствующих пониманию содержания рассказа (с логопедом, воспитателями и родителями).

III. Непосредственное обучение пересказу.

1. Первое чтение текста без установки на запоминание и пересказ. Назначение первого чтения – целостное эмоциональное и художественное восприятие текста детьми.

Проведение первого чтения возможно как во время занятия, так и предварительно с воспитателями в свободное время.

2. Второе чтение произведения с установкой на запоминание с последующим пересказом проводит логопед непосредственно на занятии по обучению пересказу.

3. Беседа по содержанию (вначале это только ответы детей на поставленные вопросы, но постепенно по мере овладения детьми постановкой вопросов роль детей в беседе становится более активной).

Цель беседы – усвоение содержания произведения.

Вопросы заранее тщательно продумываются логопедом и обязательно фиксируются в плане занятия (импровизация недопустима).

Репродуктивные и поисковые вопросы помогают детям установить и запомнить последовательность, ход, цепь событий в рассказе, сказке, способствуют развитию внимания и памяти детей.

Назначение вопросов проблемного характера – установление причинно-следственных связей и зависимостей между событиями, происходящими в рассказе (сказке), понимание смысла произведения, замысла автора, развитие логического мышления. Кроме выше названных репродуктивных, поисковых и проблемных вопросов, существуют вопросы и реплики, направленные на выделение, акцентирование внимания детей на художественных особенностях, приемах, выразительных средствах, особенностях лексики, отдельных сложных грамматических конструкциях. Эти вопросы используются как в ходе беседы по содержанию, так и в качестве отдельных приемов работы над текстом.

4. Приемы работы над текстом произведения:

а) рассматривание иллюстраций, картинок;
б) выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу, сказке;
в) придумывание дополнительной и недостающей («пропущенной») картинки к отдельным фрагментам текста;
г) выделение из текста фраз к каждой картинке;
д) выделение, проговаривание, выборочное чтение, заучивание отдельных фрагментов, выразительных средств (эпитетов, метафор, сравнений, повторов, зачинов, прямой речи героев и действующих лиц);
е) лексико-грамматические упражнения по тексту произведения: выделение из текста произведений признаков и действий предметов; подбор новых характерных признаков и действий в соответствии с содержанием произведения, замена слов синонимами, словообразование родственных слов, существительных с уменьшительно-ласкательным значением, относительных и притяжательных прилагательных, распространение и преобразование предложений;
ж) обсуждение составленных предложений и выбор наиболее удачных вариантов.

5. Третье чтение текста произведения проводится после беседы по содержанию и работы над текстом.

В процессе третьего чтения расставляются смысловые акценты, выделяются смысловые отрывки, результатом чего является деление текста на части и последующее составление плана.

6. Работа с планом

7. Пересказ.

На занятиях по пересказу дети упражняются в умении слушать и анализировать пересказы своих сверстников. Благодаря систематической работе по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков хорошо воспроизводить содержание текстов (рассказов, сказок) они начинают глубоко переживать произведение, у них появляется потребность проникнуть в его смысл, понять взаимоотношения героев, оценить их поведение, выявить причинные связи.

Практика показывает, что у детей развивается пытливость, самостоятельность мысли, умение анализировать, делать выводы. Благодаря развитию логической памяти формируется и последовательность мышления. Если эта работа ведется систематически, то к концу учебного года дошкольники становятся очень чуткими к нарушению точности воспроизведения.

В тесной связи с мышлением развивается речь детей. Они активно овладевают родным языком. Словарный запас становится богаче, ведь при пересказе дошкольники стремятся подобрать более точное слово, сравнение, ярко рисующее образ. Реже встречаются грамматические ошибки. Если ребенок и допускает неточности, то лишь в словах, которые он редко употребляет в повседневной жизни.

Внимание детей постепенно становится более сосредоточенным, устойчивым, развивается произвольное внимание. Дошкольники начинают внимательно слушать пересказы сверстников, при обсуждении пересказов большинство, а часто и все дети группы делают замечания, относящиеся к содержанию или языку произведения.

Работа по пересказу художественных произведений оказывает влияние и на нравственное развитие детей. Можно наблюдать немало моментов, когда они, ассоциируя свое поведение с поведением героев произведения, прилагают усилия изменить его. В процессе работы многие педагоги отмечают у детей критическое отношение к недостаткам своей речи и речи сверстников. У дошкольников формируются элементы творческого воображения.

В предложенном занятии по обучению пересказу применяются разнообразные методические приемы: работа с деформированным текстом, преднамеренно допущенные педагогом неточности смыслового характера, опора на серию предметных картинок.

Эти приемы способствуют осмысленно-эмоциональному восприятию детьми литературного материала и обеспечивают анализ и оценку речевой деятельности детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения пересказу.

Выступление на семинаре...

Консультация для воспитателей: «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ»

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования содержание образовательной области «Речевое развитие» включает «…Развитие связной, грамматически правильной диалогическо...

Методика обучения пересказу детей дошкольного возраста

Методика обучения пересказу детей дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей "Методика обучения пересказу"

Задачи, которые ставятся перед детьми каждой возрастной группы при обучении пересказу. Требования к подбору произведений для обучения пересказу. Основные методы и приёмы в обучении пересказу литератур...

Доклад на тему: «Методика обучения пересказу»

Доклад на тему: «Методика обучения пересказу»...

Методика обучения пересказу детей в детском саду

Вспомним теорию»Обсуждение из опыта работы по обучению творческого рассказывания с опорой на картину     Детям трудны сложные и длинные предложения с причастными и деепричастными ...

Консультация для педагогов "Методика обучения пересказу детей дошкольного возраста"

Консультация будет полезна воспитателям, старшим воспитателям, методистам....