«Психологическое здоровье детей дошкольного возраста»
консультация по коррекционной педагогике

Царева М.Н.

Психологическое здоровье является необходимым условием  развития ребенка в процессе его жизнедеятельности; Оно представляет собой динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих гармонию между потребностями человека и общества, являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает ему возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_psihologichesk_zdorove_rebenka.docx27.39 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Психологическое здоровье детей дошкольного возраста»

Подготовила: педагог- психолог

Царева М.Н.

Психологическое здоровье является необходимым условием  развития ребенка в процессе его жизнедеятельности; Оно представляет собой динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих гармонию между потребностями человека и общества, являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает ему возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Психологическое здоровье у дошкольника ассоциируется со счастьем, добром, красотой, силой ума, с весёлым, хорошим настроением.

Психологическое здоровье детей строится на таких компонентах как:

• Положительном эмоциональном состоянии ребёнка;

• На дозволенности ребёнку самореализовываться и самоутверждаться;

• На развитии у ребёнка коммуникативной и интеллектуальной сфер жизнедеятельности;

• На развитии и формирование эмпатии (что это такое – это научить ребенка сопереживать окружающим);

• На частичную «ликвидацию» или «подавлению» определённых черт характера:

1.Агрессивность;

2. Страхи;

3. Робость, застенчивость;

4. Эмоциональная неустойчивость;

5. Повышенная возбудимость.

Эти компоненты психологического здоровья обусловлены общим психическим развитием, формированием новой системы психических процессов, где важное место занимает мышление и память. Ребенок дошкольного возраста способен не только наблюдать за реальными объектами включать их в свою деятельность, но и устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться в окружающем его мире и планировать свои действия.

Таким образом, мышление ребенка отрывается от чисто наглядной основы, т. е. переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному (в основе лежит умственный образ или представление об объекте или явлении. Формируется к старшему дошкольному возрасту). Подобное развитие мышления а также памяти дошкольника позволяет перейти к новым типам деятельности – игровой, изобразительной, конструктивной. У него, проявляется  возможность идти от замысла к его воплощению, от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли».

С развитием процессов мышления неразрывно связано развитие речи. В дошкольном возрасте речь начинает выполнять функцию планирования и регулирования деятельности ребенка, все больше обогащается словарный запас и грамматический строй речи. Ребенок способен не только прокомментировать конкретное событие и выразить сиюминутное желание, но и задуматься, порассуждать о природе, других людях, о самом себе и своем месте в мире. Таким образом, с развитием памяти, мышления, речи неразрывно связано появление мировоззрения и самосознания ребенка-дошкольника.

Это далеко не полный список тех изменений и новообразований, которые происходят в дошкольном возрасте. В становлении личности ребенка очень важна роль взрослых, которые окружают его (мамой, папой, бабушкой и другими). Научно доказано, что ребенок лишенный тесного общения со взрослым испытывает значительные затруднения в социальном развитии.

      Например, такое случается, когда взрослый ограничивается только формальным уходом за детьми, материальными благами, но исключают эмоциональное общение с ребенком.

В нормальной обыденной жизни ребенок окружен вниманием и заботой взрослых, и, казалось бы, не должно быть поводов для беспокойства. Однако и среди детей, воспитывающихся в семьях, наблюдается высокий процент психических нарушений, в т. Ч. Неврозов, появление которых обусловлено не наследственными, а социальными факторами, т. е. причины нарушений лежат в сфере человеческих взаимоотношений.

В психологической литературе выделены и достаточно глубоко проанализированы факторы, оказывающие влияние на психологическое здоровье ребенка. Большинство из этих факторов носят социально-психологический, социально-культурный и социально-экономический характер.

Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на психологическое здоровье, обусловлен чрезмерной загруженностью родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем и внутрисемейных конфликтов. Подобная дисгармония родителей негативно отражается как на развитии ребенка так и на его психике.

На эмоциональную атмосферу в семье и на психологическое состояние ее членов влияют также социально-экономические факторы, среди которых А. И. Захаров выделяет такие, как неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли.

К социально-психическим факторам, влияющим на психологическое здоровье детей, относятся, прежде всего, нарушение в сфере детско-родительских отношений.

Психологическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны c типом семейного воспитания, и зависит от характера взаимоотношений родителей и детей.

Выделяют 4 типа семейного воспитания:

«Типы семейного воспитания»

•авторитетный (принимающий, демократический);

•авторитарный (отвергающий ребенка, деспотичный, враждебный);

•либеральный (бесконтрольный, попустительский);

•индифферентный (властный, бессердечный, иногда наблюдается полное                                  

  безразличие к ребенку).

Авторитетный стиль

Отношения теплые. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах. Ребенок и взрослый имеют общие интересы, цели, но и свои личные потребности; они равны, уважают друг друга.

Авторитарный стиль

Отношения холодные. Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Ребенок «внутри», родитель подавляет ребенка, контролирует всю его жизнь.

Либеральный стиль

Взрослый Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная родительская любовь. Отношения теплые. Открыты для общения с детьми, однако детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений; дети буквально садятся на шею родителям.

Индифферентный стиль

Не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к собственным детям.

Закрыты для общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей; родители проявляют безразличие к жизни ребенка. Их миры существуют параллельно и не пересекаются, у каждого своя личная жизнь, свои проблемы и неудачи.

Таким образом, психологическое здоровье ребенка зависит полностью от взрослых. Вы вправе выбрать правильный тип семейного воспитания, научится понимать своего ребенка и сопереживать ему. Старайтесь меньше критиковать его, а больше хвалить. Не высмеивайте неудачи и проступки вашего малыша, а помогите ему их как можно меньше совершать. Доверяйте своим детям и во всех поддерживайте, будьте честны и снисходительны.

При соблюдении этих правил психологическое здоровье ребенка будет в полном порядке!

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ  ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА»

Подготовила: педагог- психолог

Царева М.Н.

  Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, он социально и физиологически адаптирован.

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать  интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат. Рекомендуем с самого начала строить взаимоотношения с ребенком на фундаменте согласия и взаимопонимания. Перебранки в присутствии ребенка в одних случаях способствуют возникновению у него невроза, а в других усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. Все это существенно снижает защитные возможности детского организма. Учитывая это, мы всегда должны стараться быть в хорошем настроении. Многие психологи советуют: что ребенка нужно обнимать не менее 8 раз в день. Вспомните, стоит нам улыбнуться - сразу становится легче, нахмуриться подкрадывается грусть. А ведь наше раздражение механически переходит и на ребенка. Так давайте же больше улыбаться и дарить радость друг другу.

Мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня, который оптимально сочетает периоды бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Кроме этого, режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.

Прогулка является одним из существенных компонентов режима дня. Это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь работоспособность.   Пребывание   на   воздухе   способствует   повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда нормализуется аппетит и сон. Прогулка должна проводиться в любую погоду за исключением особо неблагоприятных условии. При этом одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям. (Во время прогулки нельзя допускать, чтобы дети длительное время находились в однообразной позе, поэтому необходимо изменять их вид деятельности и место игры.) Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми.

Не менее важной составляющей частью режима является сон, который особенно необходим детям.

Немаловажное значение имеет и режим питания, то есть соблюдение определенных интервалов между приемами пищи. Полноценное питание – включение в рацион продуктов, богатых витаминами  А, В, С, Д, минеральными солями.

Таким образом, домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского сада. У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма – чем раньше ребенок получает представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, занятия спортом, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни.

При подготовке ребенка к школе важно учитывать не только его интеллектуальное развитие, но и уровень его физического развития. И нет необходимости пичкать ребенка перед школой знаниями. Принцип «не  навреди» должен быть заложен в основу воспитания и развития ребенка. Следует  помнить, что «раннее обучение» приводит к перегрузкам, отрицательно сказывается на здоровье, провоцирует неврозы, и другие нежелательные явления, в результате чего снижается интерес к учебе. Необходимо помнить, что Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте. В игре происходит развитие всех психических процессов, таких как память, внимание, мышление; развиваются так же творческие способности ребенка. В игре ребенок приобретает навыки общения в различных игровых ситуациях и умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

Консультация для родителей

"Психологическое здоровье ребенка"

Подготовила: педагог- психолог

Царева М.Н.

В наше современное, насыщенное инновациями время мы – родители, порой не успеваем за всеми понятиями, что касается сохранения здоровья наших детей.

Жизнь современного человека полна социальных перемен и кризисных моментов. Это в свою очередь негативным образом влияет на психологическое состояние и психологические возможности личности. Особенно подвержено влиянию со стороны социума психологическое здоровье ребенка. Ребенок беспомощен, но помощь и поддержка взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основой такого развития является психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье в целом.

Давайте разберемся с этим понятием, выясним, что это такое. Психологическое здоровье предполагает полноценное психическое развитие ребенка на всех возрастных этапах его развития.

Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребенка. Ведь это период фактического складывания личности, мотивы и желания ребенка начинают складываться в  систему. Поэтому очень важно сохранить и укрепить психологическое здоровье в дошкольном возрасте, чтобы избежать возможных проблем в период поступления ребенка в школу. Ведь, зачастую, при поступлении ребенка в школу, родители пренебрегают психологическим состоянием  ребенка. Мы прежде всего смотрим на физические данные, на сформированность у ребенка знаний, умений. Тем самым, мы подвергаем  серьезным проблемам начало школьного обучения.

Вот некоторые существенные признаки психологического здоровья: осознанность ребенком самого себя, его взаимоотношения с окружающими;

Способность выражать мысли и прислушиваться к другим; жизнерадостность и оптимизм в поступках, в собственном поведении.

Дошкольник осознает себя в целом хорошим, но имеющим некоторые недостатки. И он понимает, чтобы быть хорошим- надо соответствовать родительским требованиям. Если же ребенок не чувствует этого, у него начинают складываться и закрепляться негативные проявления такие, как ложь, нарушения поведения, драки.

Очень важно для сохранения психологического здоровья – поддерживать положительный фон настроения ребенка, больше совместных действий, общения, семейных праздников.

На нарушение психологического здоровья влияют родительские ссоры, слишком авторитарное воспитание, наказания.

Необходимо обратить внимание на ту роль, которую играет взрослый на всем протяжении развития ребенка. Переоценить значение взрослого и общения со взрослыми для психологического развития и  здоровья ребенка трудно. Именно с близким взрослым (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни, и с ними во взаимодействии с ними перелистывает жизненные страницы. В дальнейшем  постигает  сложную систему человеческих отношений.

Наша с вами задача, поддерживать ребенка на всех этапах его развития, обогащать его внутренний мир.

Здоровья Вам и Вашим детям. Всегда цветущего настроения!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Из опыта работы «Создание условий для физического и психологического здоровья детей дошкольного возраста через формирование основ безопасной жизнедеятельности»

В пособии представлены материалы из опыта работы воспитателя МДОУ д/с комбинированного вида №40 города Белгорода. Материалы разработаны в соответствии с важнейшей задачей воспитания маленького р...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей "Психологическое здоровье детей дошкольного возраста"

Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление их здоровья.  Традиционно выделяют следующие компоненты здоровья:- психическое здоровь...

Психологическое здоровье детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) практически в этом возрасте складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Самое главное для ребенка – общения со взрослыми, мамой, папой, бабу...

Таблицы диагностики психологического здоровья детей дошкольного возраста

Таблицы диагностики психологического здоровья детей...

Психологическое здоровье детей дошкольного возраста

Проблема психологического здоровья подрастающего поколения в последние годы привлекает внимание различных специалистов. В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются её основные кач...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Oднoй из главных задач в вoспитании детей является сoздание услoвий, гарантирующих фoрмирoвание и укрепление их здoрoвья....