«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО СЛУХУ»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Муравлева Наталья Алексеевна

Программа «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья по слуху» - это практический курс для развития навыков межличностного взаимодействия детей от 4 до 6 лет со сверстниками и взрослыми. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

К ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО СЛУХУ»

Возраст обучающихся

4-6 лет

Пояснительная записка.

Программа «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья по слуху» - это практический курс для развития навыков межличностного взаимодействия детей от 4 до 6 лет со сверстниками и взрослыми.

Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из важных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

О значении общения для психического развития детей известно не только психологам, но и всем взрослым, имеющим дело с детьми. Недаром около трети обращений к психологу связано с жалобами на «необщительность, замкнутость» ребенка. Каждому взрослому хочется понять, как формируется психика ребенка, раскрыть причинную связь между разными проявлениями его поведения и на основе этого понимания правильно строить свое поведение, общаться с ним, правильно воспитывать ребенка.

Актуальность

Практическая работа показывает, что целенаправленное формирование коммуникативных умений у дошкольников часто остается за пределами внимания. Дефицит времени на занятиях приводит к тому, что вопросы педагогов предполагают односложные ответы детей, недостаточно часто создаются ситуации для взаимодействия и диалога.

Следует отметить, что, несмотря на достаточно полное и глубокое теоретическое освещение проблемы общения, методические вопросы, связанные с ее коррекцией в настоящее время разработаны недостаточно. В связи с этим возникла необходимость создания комплексной программы оптимизации общения в условиях краткосрочного курса реабилитации в городском центре восстановительного лечения для детей со слухоречевой патологией.

Новизна благодаря специально разработанным играм и упражнениям у детей сформируются эмоционально - мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым. Они приобретут навыки, умения, опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

Особенности группы

Главные трудности – усвоение слов на слух и понимание речи в целом.

Недоразвитие касается всех сторон речи: нарушение фонетического строя речи, ограниченность словарного запаса, отставание в формировании фразовой речи, нарушение грамматического строя.

Наиболее успешно запоминаются словесные обозначения людей, близких ребенку, домашних животных, основных предметов ближайшего окружения (мебель, еда, посуда, игрушки и др.).

Снижена потребность в общении, недостаточный уровень развития вербальных и невербальных средств коммуникации.

Свойственны ограниченность или отсутствие сведений об эмоциях; затруднения в использовании эмоционально-экспрессивных средств языка; трудности в вербализации различных эмоциональных состояний, в установлении причинно-следственных связей возникновения эмоций у человека.

Цели:

  1. Обучение осознанному эмоциональному реагированию;
  2. Гармонизация эмоциональных состояний по

 средством арт-методов;

  1. Развитие навыков общения, обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру;
  2. Развитие умения общаться друг с другом, со взрослыми, развитие умения получать радость от общения.

Задачи:

  1. Снижение уровня тревожности, агрессивности, снятие страхов у детей;
  2. Формирование положительной самооценки;
  3. Реализация творческого потенциала;
  4. Развитие навыков коммуникации;
  5. Научить распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, голосу и др.).

Структура программы:

Данная программа предусмотрена для работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (по слуху в условиях краткосрочных (10 дней) курсов реабилитации в дневном стационаре Городского Центра Восстановительного Лечения для детей со слухоречевой патологией № 1 с возможностью повторного прохождения от 1 до 4 раз в год.

Форма проведения занятия: 

Работа проводится в групповой форме, с группой из 5 человек.

Группа для занятий сформирована с учетом возрастных и слухоречевых особенностей детей 4-6 лет:

  1.  Кувшинова Варвара Андреевна
  2.  Кручинин Константин Юрьевич
  3.  Серегин Валентин Витальевич
  4.  Гаврилов Иван Александрович
  5.  Барт Милана Алексеевна

Занятия разделены на 3 блока, каждый имеет свои цели и задачи.         

Принципы проведения занятий:

- системность подачи материала;

- наглядность обучения;

- цикличность построения занятия;

- доступность;

Методические приемы:

- беседа

- вербальные и невербальные игры и упражнения;

- арт-методы;

- инсценировка, проигрывание и анализ различных психологических игр и упражнений;

Время работы: Группы находятся в условиях стационара кратковременного пребывания 10 рабочих дней.

Длительность программы 30 занятий. В день проводится по 3 занятия, продолжительностью 35-40 минут с 10-15 минутными перерывами.

Структура занятия:

1. Вводная часть. Приветствие.

Цель: знакомство, настрой на совместную деятельность, создание положительного эмоционального настроя в группе.

2. Основная часть

Цель: формирование чувства принадлежности к группе, сплоченности, общности, обучение навыкам общения.

3. Заключительная часть. Ритуал прощания.

Цель: рефлексия занятия, подведение итогов, повышение уверенности в себе.

Ожидаемые результаты: повышение уровня коммуникативных навыков, взаимопонимания детей и взрослых, развития личностного потенциала детей.

Программа состоит из трех блоков: диагностического (входная диагностика), коррекционно-развивающего, диагностического (выходная диагностика):

  1. Входная диагностика: Основным содержанием диагностического блока является выявление уровня сформированности коммуникативных навыков и уровня эмоционального развития.

Диагностический материал для обследования:

Возраст

Методика

Применение

4 - 6 лет

Методика изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина

Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке.

Приложение № 1

  1. Программа коррекционно-развивающего блока включает следующие основные разделы:

- «Я и другие: игротерапия общения»:

Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Состоит из 10 занятий по 1 часу.

Цель:

- обучение коммуникативным и социальным навыкам;

- развитие навыков общения со сверстниками в процессе игры.

Задачи:

- развивать эмпатию, желание помогать друг другу;

- умение находить общие решения в конфликтных ситуациях;

- установление атмосферы доверия друг к другу, сплоченности группы;

-объединение детей, создание доброй безопасной ситуации, взаимопонимание

- закрепление полученных навыков форм общения в совместных играх.

Тематический план

Занятия раздела «Я и другие: игротерапия общения"

Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Тема

Игры, упражнения

Кол-во часов

Занятие 1

1 «Давайте познакомимся» - 4-6 лет

2 «Змейка» - 4-6 лет

4 «Травинка» - 4-6 лет

1

Занятие 2

1 «Давайте познакомимся» - 4-6 лет

2 «Зеваки» - 4-6 лет

1

Занятие 3

1 «Давайте познакомимся» - 4-6 лет

2 «Волшебный стул» - 4-6 лет

1

Занятие 4

1 «Назови себя» - 4-6 лет

2 «Травинка» - 4-6 лет

3 «Полет бабочки» - 4-6 лет

1

Занятие 5

1 «Давайте познакомимся» - 4-6 лет

2 «Пальцы-звери добрые, пальцы-звери злые» - 4-6 лет

3 «Дотронься» - 4-6 лет

1

Занятие 6

1 «Давайте познакомимся» - 4-6 лет

2 «Волшебный стул» - 4-6 лет

3 «Зеваки» - 4-6 лет

1

Занятие 7

1 «Давайте познакомимся» - 4-6 лет

2 «Травинка» - 4-6 лет

1

Занятие 8

1 «Давайте познакомимся» - 4-6 лет

2 «Пальцы-звери добрые, пальцы-звери злые» - 4-6 лет

3 «Полет бабочки» - 4-6 лет

1

Занятие 9

1 «Давайте познакомимся» - 4-6 лет

2 «Дотронься» - 4-6 лет

3 «Волшебный стул» - 4-6 лет

1

Занятие 10

1 «Давайте познакомимся» - 4-6 лет

2 «Пальцы-звери добрые, пальцы-звери злые» - 4-6 лет

1

10 часов

- «В мире эмоций»:

Развитие эмоциональной сферы.

Состоит из 10 занятий по 1 часу.

Цель: Обучение осознанному эмоциональному реагированию.

Задачи:

- познакомить детей с основными эмоциями: робость, грусть, страх, удивление, злость, стыд, вина, брезгливость, отвращение;

- научить распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам: мимика, пантомимика, интонация;

- сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным и уверенным.

Тематический план

Занятия раздела "В мире эмоций"(группа детей 4-6 лет).

Развитие эмоциональной сферы

Тема

Игры, упражнения

Кол-во часов

Занятие 1

"Давайте познакомимся"

Первичная диагностика

Игра «Назови себя»

Игра «Прошепчи имя»

1

Занятие 2

"Радость"

Игра-ассоциация «На что похожа радость»

Этюд «Ласка»

1

Занятие 3

"Радость"

Этюд «Первый снег»

Игра «Что может поднять тебе настроение».

1

Занятие 4

"Удивление"

Игра-ассоциация «Удивление».

Этюд «Живая шляпа»

Рисунок «Удивлённый человек»

1

Занятие 5

"Страх"

Игра «Расскажи свой страх»

Игра «Гуси-лебеди»

1

Занятие 6

"Страх"

Игра «Жмурки»

Рисунок «Мой страх»

1

Занятие 7

"Гнев"

Игра «Ругаемся овощами»

Игра «Тигр на охоте»

Рисунок «Злой человек»

1

Занятие 8

"Горе"

Этюд «Северный полюс»

Рисунок «Грустный человек».

Упражнение «Дружба начинается с улыбки»

1

Занятие 9

«Наши эмоции»

Игра «Кривые зеркала»

Рисунок «Разные человечки»

1

Занятие 10

Заключительное (итоги)

Повторная диагностика

1

Итого: 10 часов

- «Цветной мир»:

Гармонизация эмоциональных состояний посредством арт-методов.

Состоит из 10 занятий по 1 часу.

Цель:

- создание условий для психолого-педагогической реабилитации;

Задачи:

- предоставить ребёнку дополнительные возможности для выражения своих мыслей, чувств и потребностей;

- способствовать повышению социально-адаптивных способностей ребёнка;

- способствовать развитию позитивного эмоционального отношения к изобразительной деятельности как к источнику приятных впечатлений;

- способствовать повышению самооценки и укреплению уверенности в себе;

- создать условия для гармонизации отношений с окружающими

Занятия раздела "Цветной мир"

Гармонизация эмоциональных состояний посредством арт-методов.

Тема

Игры, упражнения

Кол-во часов

Занятие 1

Рисуем мелом на крафт-бумаге.

1

Занятие 2

Аппликация «Радостная рыбка» группа детей 4-6 лет (чешуйки делаем отпечатками пальцев)

1

Занятие 3

Совместная работа «Солнце с радугой» 4-6 лет

1

Занятие 4

Раздуваем кляксы. 4-6 лет

1

Занятие 5

 «Мечты должны сбываться» группа детей 4-6 лет – шарики-отпечатки пальцев

1

Занятие 6

Совместная работа «Облако с каплями» 4-6 лет

1

Занятие 7

Аппликация  + краски «Маки»: дети 4-6 лет

1

Занятие 8

«Эмоциональный портрет» 4-6 лет

1

Занятие 9

Совместная аппликация «Поезд эмоций» 4-6 лет

1

Занятие 10

«Волшебный лес» (3D). Рисуем с детьми и клеим на ватман волшебный лес. 4-6 лет

1

Итого: 10 часов

  1. Выходная диагностика выявляет результативность коррекционно-развивающего обучения.

Диагностический материал для обследования:

Возраст

Методика

Применение

4 - 6 лет

Методика изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина

Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке.

Приложение № 1

Результативность

Критериями результативности программы являются изменения в эмоционально-личностной и коммуникативной сферах ребенка:

- нормализация или улучшение эмоционального состояния;

- развитие творческой активности.

Содержание программы

Занятия раздела "Я и другие: игротерапия общения"

Цель: развитие навыков общения со сверстниками

Занятие 1

Приветствие детей.

Упражнение 1 «Давайте познакомимся!»

Цель: развитие слухового восприятия, развитие коммуникативных навыков.

Возраст: любой.

Необходимые приспособления: надувной мяч.

Описание игры: дети с психологом становятся в круг, психолог держит мяч, затем он называет свое имя и передает мяч ребенку. Ребенок должен назвать свое имя. Далее психолог передает мяч следующему ребенку, который должен назвать свое имя и т.д.

Упражнение 2 «Змейка»

Цель: развитие координации, умения действовать согласованно.

Возраст: любой

Описание игры: психолог становится во главе «змейки», которую образуют игроки, становясь в ряд лицом в одну сторону. Психолог идет по причудливой траектории, делая резкие повороты и закручивая «змейку». Его цель – заставить играющих расцепить руки. Такие дети из игры выбывают. Выигрывают те, кто дольше всех продержался в «змейке».

Упражнение 3 «Травинка»

Цель: развитие умения сотрудничать, развитие слухового восприятия.

Возраст: 3-7 лет.

Описание игры: С помощью считалки выбирается наблюдатель. Остальные дети травинки. Задача наблюдателя выбрать лучшую травинку (ребенка который будет внимательно слушать, правильно и точно выполнять задания). Педагог с небольшими остановками дает задание.

1. Медленно поднимите руки через стороны вверх

2. Потянитесь, как травинка тянется на встречу солнечному теплу

3. Опустите руки, глазами нарисуйте солнышко, которое греет травинку

4. Поднимите руки, покачайтесь, как травинка на ветру: из стороны в сторону, вперед назад

5. Ветер усиливается и все сильнее раскачивает травинку из стороны в сторону, вперед назад

6. Затем ветер стихает – травинка замирает

7. Вновь ветер усиливается – травинка сильно раскачивается

Занятие 2

Приветствие детей.

Упражнение 1 «Давайте познакомимся!»

Цель: развитие слухового восприятия, развитие коммуникативных навыков.

Возраст: любой.

Необходимые приспособления: надувной мяч.

Описание игры: дети с психологом становятся в круг, психолог держит мяч, затем он называет свое имя и передает мяч ребенку. Ребенок должен назвать свое имя. Далее психолог передает мяч следующему ребенку, который должен назвать свое имя и т.д.

Упражнение 2 «Зеваки»

Цель: развитие слухового восприятия, развитие произвольности поведения, развитие внимания.

Возраст: 3-5 лет.

Необходимые приспособления: колокольчик или погремушка.

Описание игры: Дети становятся в ряд или круг и идут в какую-нибудь сторону. По сигналу, подаваемому колокольчиком, они разворачиваются, хлопают в ладоши и идут в обратном направлении.

Комментарии: Сигнал может подаваться через разные промежутки времени, что усложнит задачу для детей.

Занятие 3

Приветствие детей

Упражнение 1 «Давайте познакомимся!»

Цель: развитие слухового восприятия, развитие коммуникативных навыков.

Возраст: 3-5 лет.

Необходимые приспособления: надувной мяч.

Описание игры: дети с психологом становятся в круг, психолог держит мяч, затем он называет свое имя и передает мяч ребенку. Ребенок должен назвать свое имя. Далее психолог передает мяч следующему ребенку, который должен назвать свое имя и т.д.

Упражнение 2 «Волшебный стул»

Цель: развитие слухового восприятия, активизация в речи нежных, ласковых слов.

Возраст: 3-7лет.

Описание игры: Ребенок садится на стул, и дети по очереди по кругу говорят нежные, добрые слова в его адрес.

Занятие 4

Приветствие детей

Упражнение 1 «Назови себя»

Цель: развитие слухового восприятия, развитие коммуникативных навыков.

Возраст: 5-7 лет.

Описание игры: Психолог: «Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так как ему больше нравится, как называют дома или как хотел бы, чтобы называли в группе.

Упражнение 2 «Травинка»

Цель: развитие умения сотрудничать, развитие слухового восприятия.

Возраст: 3-7 лет.

Описание игры: С помощью считалки выбирается наблюдатель или им может быть психолог. Остальные дети травинки. Задача наблюдателя выбрать лучшую травинку (ребенка который будет внимательно слушать, правильно и точно выполнять задания). Психолог с небольшими остановками дает задание.

1. Медленно поднимите руки через стороны вверх

2. Потянитесь, как травинка тянется на встречу солнечному теплу

3. Опустите руки, глазами нарисуйте солнышко, которое греет травинку

4. Поднимите руки, покачайтесь, как травинка на ветру: из стороны в сторону, вперед назад

5. Ветер усиливается и все сильнее раскачивает травинку из стороны в сторону, вперед назад

6. Затем ветер стихает – травинка замирает

7. Вновь ветер усиливается – травинка сильно раскачивается

Упражнение 3 «Полет бабочки» (Ю. и М. Шевченко).

Цель: развитие слухового восприятия, развитие внимание, выразительности движений.

Возраст: 3-5 лет.

Описание игры: Детям предлагается запомнить несколько движений и точно повторить их.

Комментарий: необходимо оговорить движения с детьми с помощью вопроса «А как у нас ходит мишка?»

Смена движений должна происходить по команде психолога и звуковому сигналу. Выигрывает самый внимательный.

Занятие 5

Приветствие детей

Упражнение 1 «Давайте познакомимся!»

Цель: развитие слухового восприятия, развитие коммуникативных навыков.

Возраст: 3-5 лет.

Необходимые приспособления: надувной мяч.

Описание игры: дети с психологом становятся в круг, психолог держит мяч, затем он называет свое имя и передает мяч ребенку. Ребенок должен назвать свое имя. Далее психолог передает мяч следующему ребенку, который должен назвать свое имя и т.д.

Упражнение 2 «Пальцы – звери добрые, пальцы – звери злые» (О. Хухлаева, О. Хухлаев)

Цель: развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.

Возраст: 3-7 лет.

Описание игры: дети представляют, что их пальчики – добрые кошечки, злые мышки и т.д. Им нужно познакомиться друг с другом, поругаться и т.п. Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с ручками других детей.

Взрослый предлагает превратить свои пальчики, например, на правой руке – в добрых зайчат, а на другой – в злых. И т.п.

Упражнение 3 «Дотронься…»

Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.

Возраст 3-5 лет.

Необходимые приспособления: игрушки.

Описание игры: Дети садятся в круг на полу, в центр складываются игрушки. Ведущий произносит: «дотронься до…(глаза, ноги,хвоста и т.д.)»,

«дотронься до…(красного, синего и т.д.)»

Занятие 6

Приветствие детей

Упражнение 1 «Давайте познакомимся!»

Цель: развитие слухового восприятия, развитие коммуникативных навыков.

Возраст: 3-5 лет.

Необходимые приспособления: надувной мяч.

Описание игры: дети с психологом становятся в круг, психолог держит мяч, затем он называет свое имя и передает мяч ребенку. Ребенок должен назвать свое имя. Далее психолог передает мяч следующему ребенку, который должен назвать свое имя и т.д.

Упражнение 2 «Волшебный стул»

Цель: развитие слухового восприятия, активизация в речи нежных, ласковых слов.

Возраст: 3-7лет.

Описание игры: Ребенок садится на стул, и дети по очереди по кругу говорят нежные, добрые слова в его адрес.

Упражнение 3 «Зеваки»

Цель: развитие слухового восприятия, развитие произвольности поведения, развитие внимания.

Возраст: 3-5 лет.

Необходимые приспособления: колокольчик или погремушка.

Описание игры: Дети становятся в ряд или круг и идут в какую-нибудь сторону. По сигналу, подаваемому колокольчиком, они разворачиваются, хлопают в ладоши и идут в обратном направлении.

Комментарии: Сигнал может подаваться через разные промежутки времени, что усложнит задачу для детей.

Занятие 7

Приветствие детей

Упражнение 1 «Давайте познакомимся!»

Цель: развитие слухового восприятия, развитие коммуникативных навыков.

Возраст: 3-5 лет.

Необходимые приспособления: надувной мяч.

Описание игры: дети с психологом становятся в круг, психолог держит мяч, затем он называет свое имя и передает мяч ребенку. Ребенок должен назвать свое имя. Далее психолог передает мяч следующему ребенку, который должен назвать свое имя и т.д.

Упражнение 2 «Травинка»

Цель: развитие умения сотрудничать, развитие слухового восприятия.

Возраст: 3-7 лет.

Описание игры: С помощью считалки выбирается наблюдатель или им может быть психолог. Остальные дети травинки. Задача наблюдателя выбрать лучшую травинку (ребенка который будет внимательно слушать, правильно и точно выполнять задания). Психолог с небольшими остановками дает задание.

1. Медленно поднимите руки через стороны вверх

2. Потянитесь, как травинка тянется на встречу солнечному теплу

3. Опустите руки, глазами нарисуйте солнышко, которое греет травинку

4. Поднимите руки, покачайтесь, как травинка на ветру: из стороны в сторону, вперед назад

5. Ветер усиливается и все сильнее раскачивает травинку из стороны в сторону, вперед назад

6. Затем ветер стихает – травинка замирает

7. Вновь ветер усиливается – травинка сильно раскачивается

Занятие 8

Приветствие детей

Упражнение 1 «Давайте познакомимся!»

Цель: развитие слухового восприятия, развитие коммуникативных навыков.

Возраст: 3-5 лет.

Необходимые приспособления: надувной мяч.

Описание игры: дети с психологом становятся в круг, психолог держит мяч, затем он называет свое имя и передает мяч ребенку. Ребенок должен назвать свое имя. Далее психолог передает мяч следующему ребенку, который должен назвать свое имя и т.д.

Упражнение 2 «Пальцы – звери добрые, пальцы – звери злые» (О. Хухлаева, О. Хухлаев)

Цель: развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.

Возраст: 3-7 лет.

Описание игры: дети представляют, что их пальчики – добрые кошечки, злые мышки и т.д. Им нужно познакомиться друг с другом, поругаться и т.п. Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с ручками других детей.

Взрослый предлагает превратить свои пальчики, например, на правой руке – в добрых зайчат, а на другой – в злых. И т.п.

Упражнение 3 «Полет бабочки» (Ю. и М. Шевченко).

Цель: развитие слухового восприятия, развитие внимание, выразительности движений.

Возраст: 3-5 лет.

Описание игры: Детям предлагается запомнить несколько движений и точно повторить их.

Комментарий: необходимо оговорить движения с детьми с помощью вопроса «А как у нас ходит мишка?»

Смена движений должна происходить по команде психолога и звуковому сигналу. Выигрывает самый внимательный.

Занятие 9

Приветствие детей

Упражнение 1 «Давайте познакомимся!»

Цель: развитие слухового восприятия, развитие коммуникативных навыков.

Возраст: 3-5 лет.

Необходимые приспособления: надувной мяч.

Описание игры: дети с психологом становятся в круг, психолог держит мяч, затем он называет свое имя и передает мяч ребенку. Ребенок должен назвать свое имя. Далее ребенок передает мяч следующему ребенку, который должен назвать свое имя и т.д.

Упражнение 2 «Дотронься…»

Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.

Возраст 3-5 лет.

Необходимые приспособления: игрушки.

Описание игры: Дети садятся в круг на полу, в центр складываются игрушки. Ведущий произносит: «дотронься до…(глаза, ноги,хвоста и т.д.)»,

«дотронься до…(красного, синего и т.д.)»

Упражнение 3 «Волшебный стул»

Цель: развитие слухового восприятия, активизация в речи нежных, ласковых слов.

Возраст: 3-7лет.

Описание игры: Ребенок садится на стул, и дети по очереди по кругу говорят нежные, добрые слова в его адрес.

Занятие 10

Приветствие детей

Упражнение 1 «Давайте познакомимся!»

Цель: развитие слухового восприятия, развитие коммуникативных навыков.

Возраст: 3-5 лет.

Необходимые приспособления: надувной мяч.

Описание игры: дети с психологом становятся в круг, психолог держит мяч, затем он называет свое имя и передает мяч ребенку. Ребенок должен назвать свое имя. Далее ребенок передает мяч следующему ребенку, который должен назвать свое имя и т.д.

Упражнение 2 «Пальцы – звери добрые, пальцы – звери злые» (О. Хухлаева, О. Хухлаев)

Цель: развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.

Возраст: 3-7 лет.

Описание игры: дети представляют, что их пальчики – добрые кошечки, злые мышки и т.д. Им нужно познакомиться друг с другом, поругаться и т.п. Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с ручками других детей.

Взрослый предлагает превратить свои пальчики, например, на правой руке – в добрых зайчат, а на другой – в злых. И т.п.

Занятия раздела "В мире эмоций"(группа детей 4-6 лет).

Занятие № 1

"Давайте познакомимся"

Упражнение 1 «Назови себя»

Психолог: «Ребенку предлагают представить себя: назвав свое имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как хотел бы, чтобы называли в группе.

Упражнение 2 «Прошепчи имя»

Психолог. Сейчас мы с вами попробуем еще раз поиграть с именами. Когда звучит музыка, начинайте ходить по комнате. При этом подходите к другим детям, и шепчите им на ушко свое имя. Когда музыка закончится остановитесь.

Упражнение длится 2 минуты

Сейчас снова зазвучит музыка, только теперь вам нужно будет подходить к детям и шептать им на ушко не свое, а их имена.

Рефлексия

Запомнил ли ты, как кого зовут?

Чье имя было труднее запомнить?

Чье имя тебе нравится больше всего?

Все ли назвали твое имя?

Все ли имена ты вспомнил?

Занятие № 2 «Радость»

Цель: расширять представления об эмоции «радость»; учить детей понимать свои чувства и чувства других людей; учить передавать своё эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; формировать положительные чувства и эмоции через улыбку.

Психолог. Посмотрите на эту картинку (демонстрируется изображение весёлой девочки). Какое настроение у этой девочки?

Дети. Радостное.

Психолог. А теперь попробуйте изобразить радость на своём лице. Что для этого нужно сделать?.. (Ответы детей.) А вот как можно нарисовать схему изображения радости (демонстрируется пиктограмма «радость»).

Послушайте, как отвечали на вопрос «Что такое радость?» ваши ровесники:

  • Радость-это когда все радуются. Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая-это когда у одного, а большая-когда у всех.
  • Радость-это когда праздник.
  • Радость-когда никто не плачет.
  • Радость-это я! Потому что мама говорит: «Ты моя радость!»

      Психолог. А что такое «радость» для вас? Как вы понимаете это слово?

     Дети отвечают.

Игра-ассоциация «На что похожа радость».

Психолог. А теперь присаживайтесь. Закройте глаза. Вспомните какую-нибудь свою радость, какой-то радостный день. Представьте, на что была похожа эта ваша радость. На какой цветок? Животное? Музыку? Запах? Звук? (Ответы детей.)

Этюд «Ласка». Представьте себе мальчика, которому подарили котёнка. Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого малыша. Котёнок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трётся головой о руки.

Давайте представим себя на месте этого мальчика. «Возьмите» в руки этого пушистого котёнка. Погладьте его. Улыбнитесь ему. Подуйте на него тёплым воздухом. Погладьте его. Улыбнитесь ему. Подуйте на него тёплым воздухом. Чувствуете, как котёнок отвечает на вашу ласку? (Дети выполняют задание.)

Занятие №3 «Радость»

Цель: расширять представления об эмоции «радость»; учить детей понимать свои чувства и чувства других людей; учить передавать своё эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; формировать положительные чувства и эмоции через улыбку.

Этюд «Первый снег».

Психолог. Много дней шёл мелкий холодный дождь. Дул противный ветер. В саду было уныло и грязно. Мальчика не выпускали на улицу. Вот и сегодня мальчик проснулся и подумал, что опять не пойдёт гулять. Он подошёл к окну и замер от радостного изумления. Всё вокруг было покрыто белым-белым снегом. В саду стало чисто, просторно, красиво. Теперь можно идти гулять. Скорее-скорее одеваться! (Выразительные движения: откинуть назад голову, приподнять брови, улыбнуться.) Давайте теперь попробуем проиграть эту историю. (Дети выполняют задание.)

Психолог. Скажите, вы теряли когда-нибудь свои игрушки, варежки, носовые платки? А теряли ли вы когда-нибудь хорошее настроение?

Игра «Что может поднять тебе настроение». Скажите, что может поднять ваше настроение? Может быть, весёлая шутка, хорошая передача по телевизору, цветы, цирк, книга, рисование, воздушный шарик или, быть может, таблетки, уколы? А теперь пусть каждый нарисует, что помогает ему вернуть хорошее настроение, что может его легко развеселить. Рядом нарисуйте себя с весёлым выражением лица.

Занятие № 4 «Удивление»

Цель: расширять представления детей об эмоции удивления; учить понимать свои чувства и чувства других людей; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.

Психолог. Я предлагаю вам вспомнить и рассказать об удивительных вещах, которые вам встречались, или об удивительных случаях, которые с вами происходили. (Рассказы детей.)

Психолог. А теперь попробуйте изобразить на своём лице удивление. Как вы думаете, оно будет длиться долго, или уже удивление мгновенно возникает и быстро исчезает?

Ответы детей.

Психолог. Посмотрите на пиктограмму «удивление». Что происходит с нашими лицами, когда мы удивляемся? Удивление можно сравнить с быстрым прикосновением. Давайте передадим это прикосновение по кругу. (Дети выполняют задание.)

Психолог. У вас замечательно получилось! Вы обратили внимание на то, что каждый из вас удивлялся по-своему? И всё же, несмотря на разницу, в выражениях удивления всегда есть что-то очень похожее. Что общего в том, как вы изображали удивление? (Ответы детей.)

Игра-ассоциация «Удивление». Закройте глаза и попробуйте представить себе, на какой звук похоже удивление? На какой цвет? Запах? Цветок? Животное? (Дети выполняют задание.)

Этюд «Живая шляпа». Теперь послушайте историю «Живая шляпа».

Мальчик Дима гулял во дворе. Вдруг он услышал, как мама зовёт его, стоя у открытого окна:

- Дима, пора домой, обед уже на столе. Дима попрощался с приятелями и пошёл домой. На дороге он увидел шляпу и решил её поднять, но шляпа как будто угадала, что хочет сделать мальчик, и отпрыгнула в сторону. Дима очень удивился.

Попробуем разыграть эту историю. Кто хочет быть Димой? Мамой? Как вы думаете, кто мог находиться под шляпой? (Дети разыгрывают сценку, психолог закрепляет мимические навыки.)

Рисунок «Удивлённый человек». Вспомните, что происходит с вашим лицом, когда вы удивляетесь.

Дети. Рот широко открывается и вытягивается сверху вниз. Глаза широко распахиваются. Брови ползут вверх.

Психолог. Запомните это. Нарисуйте такое же лицо вашему человечку. Не забудьте нарисовать волосы, туловище, нос, уши, одежду. А пока вы рисуете, придумайте, что это за человечек и чему он удивляется. (Когда работа закончена, дети садятся в круг и рассказывают о своих человечках.)

Занятие № 5 «Страх»

Цель: расширять представления детей об эмоции «страх»; учит понимать свои чувства и чувства других; продолжать учить передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; способствовать снятию страхов детей, повышению уверенности в себе.

Психолог. Посмотрите на эту пиктограмму. Какое настроение здесь изображено?

Дети отвечают.

Психолог. Сегодня мы поговорим о страхе. Как вы думаете, что такое страх? (Ответы детей.)

Игра «Расскажи свой страх». Когда я была такой, как вы сейчас, то очень боялась злых собак. А с вами такое случалось? Поднимите тогда руку. А кто чего ещё боялся? Расскажите! (Дети по очереди рассказывают о ситуациях, когда им было страшно. Ведущий – психолог каждый раз просит поднять руку тех, с кем случалось что-то подобное. Психолог следит, чтобы сюжеты рассказов были разными, обговаривает все возможные детские страхи: темноты, одиночества, животных, смерти, чужих людей, злых сказочных героев.)

Игра «Гуси-лебеди». Встаньте свободно. Представьте, что вы гуляете на лужайке, собираете цветы, наблюдаете за бабочками. Но вдруг звучит сигнал тревоги: умолкает музыка. Это значит, что летят гуси-лебеди, и вам необходимо спрятаться от них за стульчики. (Дети выполняют задание.) Какое чувство вы переживали, когда прятались от гусей?

Дети отвечают.

Занятие №6 «Страх»

Цель: расширять представление об эмоции «страх»; учить понимать свои чувства и чувства других людей; продолжать учить передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; учить преодолевать негативные настроения.

Игра «Жмурки». Для начала нам необходимо выбрать ведущего, ему мы завяжем глаза. Остальные дети будут бегать по комнате, издавая весёлые звуки: «ку-ку», «ля-ля», «а вот и я!» Схватив попавшегося, водящий должен угадать, кто это, и только после этого он может снять повязку. (Психолог следит, чтобы ребёнок долго не «жмурился» в поисках игроков, подсказывает детям «поддаться».) Рисунок «Мой страх». Дети выполняют задание с последующим объяснением своих страхов в кругу.

Занятие № 7 «Гнев»

Цель: расширять представление об эмоции «гнев»; учить понимать свои чувства и чувства других людей; продолжать учить передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; учить преодолевать негативные настроения.

Психолог. Продолжим знакомство с различными настроениями. Послушайте отрывок из стихотворения «Мойдодыр» К.Чуковского.

…Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

И качает головой:

«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

Неумытый поросёнок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя…

Какими словами можно описать настроения Мойдодыра?

Дети отвечают.

Психолог. Именно это настроение мы будем изучать сегодня. Давайте рассмотрим пиктограмму «гнев». Расскажите, что вы видите? (Брови нахмурены, похожи на перевёрнутую букву «Г», рот открыт, растянут в стороны, зубы сжаты так, что видны два ряда зубов.)

Вспомните, когда, при каких обстоятельствах у вас было такое же настроение (Рассказы детей.)

Игра «Ругаемся овощами». Когда у людей злое настроение, они могут ссориться, ругаться друг с другом. И я предлагаю вам поругаться, но не плохими словами, а…овощами: «Ты-огурец», «А ты-редиска» и т.д. (Дети выполняют задание.)

Игра «Тигр на охоте».

Психолог. Среди животных, на которых похожа злость, гнев, можно назвать тигра. Давайте выберем «тигра». За нашим тигром встанут остальные дети-тигрята. Тигрята должны подражать движениям ведущего и не выскакивать вперёд, иначе они получат шлепок. Тигр должен очень медленно выставлять вперёд одну ногу с пятки на носок, вытягивать одну когтистую лапу, потом выставлять вторую ногу, вторую лапу, подгибать голову, выгибать спину и медленно, осторожно красться к добыче. Сделав три таких скачка, он группируется, поджимает к груди лапу и голову, приседает, готовясь к решающему прыжку, затем резко прыгает, издавая громкий крик: «Ха!» Тигрята делают все это одновременно с тигром. (Дети выполняют задание.)

Психолог. Садитесь поудобнее, я вам расскажу одну историю, а потом мы её разыграем.

Рисунок «Злой человек». А теперь нарисуйте в своих альбомах человечков со злым, сердитым выражением лица. (При необходимости психологу следует ещё раз повторить описание особенностей мимики.) Покажите своих человечков друг другу. (Дети выполняют задание.)

Занятие № 8 «Горе»

Цель: расширять представления об эмоции «горе»; учить их понимать свои чувства и чувства других; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные настроения.

Психолог. Посмотрите на пиктограмму, изображающую горе. Расскажите, что вы видите. (Брови слегка приподняты, внешние уголки рта опущены вниз; уголки глаз тоже направлены вниз.)

Вспомните, когда вам было грустно. Расскажите об этих случаях. (Рассказы детей.)

Этюд «Северный полюс». Садитесь поудобнее. Я расскажу вам одну удивительную историю, а потом мы попробуем её разыграть.

У девочки Жени был волшебный цветик-семицветик. Захотела она попасть на Северный полюс. Достала Женя свой заветный цветик-семицветик, оторвала один из его лепестков, подбросила его вверх и сказала:

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

 Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли-

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы я была на Северном полюсе!

И женя тут же как была в летнем платьице, с голыми ногами, одна-одинёшенька, оказалась на Северном полюсе, а мороз там сто градусов.

Давайте мы с вами попробуем теперь изобразить эту девочку Женю. Представьте, что вы берёте в руки волшебный цветик-семицветик, отрываете лепесток и загадываете желание оказаться на Северном полюсе (зачитывается стихотворение). И вот вы уже на Северном полюсе. Как можно изобразить, что вам холодно, одиноко, грустно? (Выразительные движения: колени сдвинуты так, что одно колено прикрывает другое; руки около рта; дышать нужно на пальцы. Мимика: брови сдвинуты к переносице, внешние уголки опущены вниз; уголки рта тоже опущены вниз.)

Рисунок «Грустный человек».

Психолог. Один человек рассказал мне, что, когда он путешествовал по свету, он попал однажды на волшебный остров, где живут одни плаксы. И мы сейчас попробуем такой остров создать. Пусть каждый из вас нарисует в своём альбоме печального человечка, у которого могут даже катиться слёзы. (Дети рисуют.)

Психолог. Покажите своих человечков друг другу. Какой удивительный остров плакс у нас получился! Я вам желаю никогда не попадать на этот остров.

Упражнение «Дружба начинается с улыбки». Вставайте в кружок. Возьмитесь за руки, давайте прогоним грустное настроение и подарим друг другу самую добрую улыбку. (Дети выполняют задание.)

Занятие № 9 «Наши эмоции»

Цель: продолжать знакомство детей с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, горя, интереса; закреплять полученные на предыдущих занятиях знания и умения; расширять представления об эмоциях; продолжать развивать эмпатию, воображение; развивать выразительность речи и движений; развивать умение определять настроение по схемам, мимике, движениям, жестам.

Психолог. Ребята, давайте с вами вспомним, какие настроения мы изучили.

Дети. (Радость, удивление, страх, гнев, горе.)

Психолог. По чему мы можем определить настроение человека?

Дети (По его лицу.)

Психолог. Я сейчас покажу вам карточки с изображениями различных настроений, а вы попробуйте угадать их и назвать. (Дети выполняют задание.)

Игра «Кривые зеркала». Давайте поиграем. Вам необходимо разбиться на пары. Один из вас становится «зеркалом», а второй будет в это зеркало смотреться. «Зеркалу» я дам карточку, на которой изображено какое-то настроение. Ему необходимо будет изобразить это настроение, при этом не называя его. Зеркало у нас необычное, а кривое, потому оно искажает лицо того, кто в него смотрится, и должно изобразить другое настроение. (После того, как пара изобразит настроение, остальные дети угадывают его по мимике; затем в игре участвует другая пара.)

Рисунок «Разные человечки».

Психолог. Мы сегодня очень много говорили о настроениях: угадывали их, изображали на своём лице и своими движениями. Самое время эти настроения зарисовать.

Откройте свои альбомы. Мы будем создавать портреты. Возьмите по одному кружку, обведите его пять раз. Обводите кружки, оставляя между ними достаточно места. Эти кружки мы будем превращать в лица человечков с разными настроениями. Следите, чтобы настроения не повторялись. Используйте карандаши разного цвета. (Дети выполняют задание.)

Покажите работы друг другу. Наше занятие окончилось.

Список литературы

Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб., 2010

Заморев СИ. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы. СПб., Речь, 2012

Костина М.М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб., Речь, 2009

Крюгер К. Метафорические ассоциативные карты для детей и взрослых. Я и все-все-все. СПб., Речь, 2016

Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М.:Генезис, 1999

Лебедева М. Азбука развития эмоций ребенка. 50 развивающих карточек. СПб., Речь, 2011

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. М., Генезис, 2009

Мустакас К. Игровая терапия. СПб., Речь, 2010

Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб., 2002.

Тащева А.И., Гриднёва СВ. А я не боюсь! М., Генезис, 2012

Урунтаева Г.А., Ю.А. Афонькина «Практикум по детской психол огии». – М.: ВЛАДОС, 1995

Фопель К. Как научить детей сотрудничать (№1 - №4). Психологические игры и упражнения. М., Генезис, 2006

Хайди Кэдьюсон, Чарльз Шеффер. Практикум по игровой психотерапии. СПб., Питер, 2010.

Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. Серия «Психологический практикум». Ростов-на-Дону, Феникс, 2004

Приложение № 1

Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке» 

Урунтаева Г.А., Ю.А. Афонькина

Подготовка исследования. Подобрать картинки (фотографии), с изображением детей и взрослых, у которых ярко выражено, эмоциональное состояние как основных эмоций (радость, страх, гнев, горе), так и их оттенков, сюжетные картинки с изображением положительных и отрицательных поступков детей и взрослых.

Проведение исследования. Индивидуально с детьми 3-7 лет проводится 2 серии.

Первая серияРебенку последовательно показывают картинки детей и взрослых и спрашивают: «Кто изображен на картинке? Что он делает? Как он себя чувствует? Как ты догадался об этом? Опиши картинку».

https://www.psyoffice.ru/uploads/news/3/2012/praktikum-00437-0.jpghttps://www.psyoffice.ru/uploads/news/3/2012/praktikum-00437-1.jpghttps://www.psyoffice.ru/uploads/news/3/2012/praktikum-00437-2.jpghttps://www.psyoffice.ru/uploads/news/3/2012/praktikum-00437-3.jpghttps://www.psyoffice.ru/uploads/news/3/2012/praktikum-00437-4.jpghttps://www.psyoffice.ru/uploads/news/3/2012/praktikum-00437-5.jpg

Вторая серия. Ребенку последовательно показывают сюжетные картинки и задают вопросы: «Что делают дети (взрослые)? Как они это делают (дружно, ссорятся, не обращают внимания друг на друга и т.д.)? Как ты догадался? Кому из них хорошо, а кому плохо? Как ты догадался?»

https://www.psyoffice.ru/uploads/news/3/2012/praktikum-00437-6.jpg https://www.psyoffice.ru/uploads/news/3/2012/praktikum-00437-7.jpg https://www.psyoffice.ru/uploads/news/3/2012/praktikum-00437-8.jpg

Обработка данных. Подсчитывают число верных ответов в разных возрастных группах отдельно по каждой серии и по каждой картинке. Выявляют, доступно ли детям понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников, на какие признаки они опираются, кого лучше понимают: взрослого или сверстника. Определяют зависимость этих показателей от возраста детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с помощью нетрадиционных игр и упражнений" (консультация для родителей)

Представлены игры по развитию мелкой моторики, в которые можно поиграть с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в домашних условиях....

Коррекционные мероприятия по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли…. Чем больше мастерства...

РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Полякова И.С.

Статья посвящена актуальной проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья....

программа организованной совместной деятельности по развитию творческого потенциала у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья "Самоклейка"

Аппликация с нетрадиционными техниками не только интересное и увлекательное занятие, доступное дошкольникам, но и полезное для их развития....

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья через нетрадиционные техники изобразительной деятельности»

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия и...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

В конспекте мастер-класса приводятся практические задания по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ на коррекционно-развивающих занятиях, которыми могут воспользоваться и педагоги групп....