Педагогический проект "Учусь читать"
проект по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Мендогралова Мария Ратмиловна

Дети с общим недоразвитием речи испытывают ряд специфических трудностей, осложняющих процесс обучения грамоте, поэтому при знакомстве с буквами большое внимание уделяется освоение  детьми оптического единства звука, соотнесения звука и буквы. Без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухоречевой памяти, сформированности предпосылок к звуковому анализу невозможно успешно постичь азы чтения и письма. Поэтому разработка проекта по обучению грамоте и чтения в логопедической группе является наиболее эффективной формой работы по данному направлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uchus_chitat.docx27.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №40»

Педагогический проект

по обучению чтению дошкольников с ОНР

«Как хорошо уметь читать!»

                                                Учитель – логопед: Мендогралова М.Р.

                                               2019-2021

Проект по обучению чтению дошкольников с ОНР

«Как хорошо уметь читать!»

I Тип проекта

1.Практико-ориентированный

2.участники проекта: группа детей с общим недоразвитием речи, учитель-логопед, воспитатели, родители.

3. по времени проведения: долгосрочный (старшая, подготовительная к школе группа)

II Актуальность проблемы:

Программа коррекционной работы в группах компенсирующей направленности 5- 6 и 6- 7 лет (ОНР II, III уровня речевого развития) в соответствии с ФГОС  направлена на создание системы комплексной подготовки детей к обучению в школе. Данная тема актуальнав связи с тем, что основной задачей логопедической работы с детьми с ОНР является качественная подготовка к  овладению элементами грамоты.

Дети с общим недоразвитием речи испытывают ряд специфических трудностей, осложняющих процесс обучения грамоте, поэтому при знакомстве с буквами большое внимание уделяется освоение  детьми оптического единства звука, соотнесения звука и буквы. Без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухоречевой памяти, сформированности предпосылок к звуковому анализу невозможно успешно постичь азы чтения и письма. Поэтому разработка проекта по обучению грамоте и чтения в логопедической группе является наиболее эффективной формой работы по данному направлению.

III Цель проекта: Обучить детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами.

IV Задачи проекта:
- познакомить и помочь овладеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»;
- учить различать гласные и согласные звуки, различать согласные звуки: твердый –мягкий, звонкий - глухой, ;
- учить правильно ставить ударение в знакомых словах;
- учить свободно и осознанно читать трехбуквенные слова; правильно, плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами;
-  учить правильно составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой структуры;

- учить звуко-буквенному анализу и синтезу
- уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце (. ! ?).
- проявлять любовь и интерес к чтению, родному языку
.

V Обеспечение проектной деятельности:

1.Методическое

  1. Методическая разработка: “Как надо научить ребенка читать?”. Морева Наталья Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории МА ДОУ ЦРР детский сад № 24 г. Ишима Тюменской обл.
  2. Г.А.Глинка “Буду говорить, читать, писать правильно”.
  3. В.Берестов “ Читалочка” (Хрестоматия для детей ст. дошк. возраста. стр. 375).
  4. Е.Благинина “Букварик” (Хрестоматия для детей ст. дошк. возраста.стр. 359).
  5. З. Александрова “Осенью Мишутка пошел учиться”” (Хрестоматия для детей ст. дошк. возраста. стр.3 60).
  6. Л.Каминский “Троечка за тигра”” (В.Волина “Праздник букваря” стр. 268).
  7. С.Могилевская “Приключения буквы У” (В.Волина “Праздник букваря” стр. 285).
  8. В.Волина “Коллекция Кирилла Кукушкина” (В.Волина “Праздник букваря” стр. 141).
  9. В.Волина “Праздник букваря”.

2.Дидактическое

VI  Предполагаемый результат:

В ходе реализации проекта, у  детей появится интерес к чтению и  желание изучать буквы. С помощью игр и упражнений и использование их в свободной деятельности, и  дети с легкость овладеют слоговым чтением и в дальнейшем чтением слов и  предложений.

VII Гипотеза проекта:

Если реализовать проект в полном объеме, то возможна более качественная коррекционно-развивающая работа с детьми с общим недоразвитием речи.

VIII Стратегия осуществления проектной деятельности:

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МКДОУ «ЦРР-Д/С №40»

План реализации проекта

этапы

мероприятия

сроки

Предполагаемый результат

I этап концептуальный

Обоснование темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта

1-2 неделя сентября 2019 г., 1-2 неделя сентября 2020 г.

Тема обоснована, задачи и цели сформулированы

II этап организационно-подготовительный

-изучение литературы,

-подбор материала.

-проведение диагностики

сентябрь 2019г.

сентябрь 2020г.

Литература подобрана и изучена, материал подобран

III этап прогностический

Разработка перспективного плана,

-изготовление наглядного материала

сентябрь 2019г.

сентябрь 2020г.

в течение   учебного года

План разработан

IV этап практический

-осуществление мероприятий в соответствии с перспективны планированием

-сентябрь-май 2019-2020гг.,

- сентябрь-май 2020-2021 г.

Мероприятия выполнены

V этап заключительный

Выступление с обобщение опыта работы по теме: «Как хорошо уметь читать!»

-май 2021г.

Выступление  проведено

Срок  реализации – 2 учебных года (с 01 сентября по 25 мая).

Основополагающие принципы  организации проекта:

 - развивающего обучения;

 - учёт возрастных и психологических особенностей дошкольников;

- вариативности использования образовательного материала в соответствии с интересами каждого ребёнка;

-деятельностного подхода  (представления о звуковых единицах речи ребёнок получает в процессе деятельности: игры, общения, экспериментирования, моделирования, творческой познавательно-коммуникативной деятельности);

- интегративного подхода к обучению.

Этапы проекта: проект состоит из 3-х этапов: подготовительного, основного и итогового.

I–Подготовительный этап

Цель: создать условия для закрепления акустического и графического образа изображения букв русского алфавита, обучение чтению по слоговому принципу.

  1. Использование эффективных приемов и методов коррекции речи.

Психолого-педагогические исследования показывают, что овладение грамотой является важным этапом в умственном и речевом развитии ребёнка, следовательно, для усвоения сложной системы графических символов букв, обозначающих звуки речи, не всегда посильны, и добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми - логопатами можно.

Появилась необходимость систематизировать, модифицировать и апробировать дидактический материал, упражнения и игры, компьютерные программы, направленные    на обучение грамоте и навыка чтения.

Интерес и внимание  к звуку и букве у детей появляется, если использовать игровые образовательные ситуации с применением метода наглядного моделирования (мнемотаблицы, рисунки, коллажи, мозаики, буквенные панно).

На использовании наглядных модулей основаны многие методы дошкольного обучения. Яркие, красочные изображения со съёмными деталями, с условными обозначениями помогают ребенку наглядно увидеть, изобразить, с помощью заместителей в виде рисунков, какой звук в слове, мягкий он или твердый, звонкий или глухой, на каком месте в слове находится данный звук, сколько слогов в слове.

Необходимо отметить, что компьютерные средства обучения, мультимедиа технологии и различные виды интерактивных материалов, а так же Интернет-ресурсы,  позволяют добиться положительных результатов в обучении.

2) Привлечение родителей к сотрудничеству по данному проекту началось с  анкетирования, цель которого - выявить уровень  заинтересованности родителей деятельностью. Для результативности работы подобраны консультации для  родителей; составлен перспективный план работы; собрана и действует библиотека для родителей. Усилиями  всех участников проекта создали  «Библиотеку  Звуковичка». Это книжки – малышки на определённый звук, букву. Чтобы создать такую книжку необходимо подобрать речевой материал, соответствующий изучаемому звуку и букве, а также проявить творческие способности. Такая работа сотрудничества способствует системному и эмоциональному повторению речевого материала у детей. Просматривая книжки, воспитанники вместе с родителями самостоятельно выполняют представленные в ней задания и упражнения. Иллюстративный материал самостоятельно изготовленных пособий делает выполнение домашних заданий более интересными и яркими.

3) Работа с дошкольниками началась с диагностикиправильного звукопроизношения, артикуляционных навыков, мониторинга  звуко-буквенного анализа и синтеза. В результате получены следующие показатели: дети имеют нарушения звукопроизношения, испытывают трудности в воспроизведении слоговой структуры многосложных слов, не имеют навыков звуко-буквенного анализа слов. Исходя,  из полученных результатов определено содержание работы по проекту:

  •  Изучена методическая литература по обучению детей с ОНР чтению;
  • Выстроена система образовательных ситуаций творческого цикла «Как хорошо уметь читать!» с использованием метода наглядного моделирования;
  • Разработан перспективный план по работе с родителями;
  • Составлен тематический план работы с детьми (определены виды деятельности, содержание, методы и приёмы);
  • Оформлена картотека пальчиковых и дидактическихигр;
  • Созданы буквенные фризы и книжки-малышки;
  • Подобраны дидактические игры («Слоговой цветочек»; «Звуковой поезд», «Разноцветные дорожки» и др.);
  • Определены предполагаемые результаты.

Результаты работы  по проектуна I этапе

определены задачи  и направления работы по теме, созданы условия для развития у детей фонематического слуха посредством метода наглядного моделирования; формирования предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом; обучения детей первоначальному чтению посредством использования игровых методов и приёмов обучения, том числе метода наглядного моделирования.

II – Основной (практический) этап

Предполагает проведение работы по  обучению чтения в процессе сюжетно-тематических образовательных ситуаций с использованием приёмов мнемотехники по следующим направлениям творческого цикла «Как хорошо уметь читать!»:

  • Цикл «Фонетика». Создание картотеки фонетических игр, направленных на развитие у детей фонематического и речевого слуха, формирование ориентировки в звуковой системе языка; обучение звуковому анализу и синтезу.
  • Цикл «Слово». 1. При изучении букв соблюдала последовательность и постепенность, вдумчиво подбирала слова и составляла слоговые таблицы разных видов к каждому занятию.

2. Ознакомила с гласными, твёрдыми и мягкими согласными, ъ и ь знаками, их значением.

3. Показала слогообразующую роль гласного и значение ударения.

4. Научила читать прямые и обратные слоги, затем трёхбуквенные, односложные, двухсложные и трёхсложные слова, слова с двумя рядом стоящими гласными.

5. Научила составлять «кустики» слов, подбирая родственные слова. Игра «Семейка слов».

6. Особое внимание уделяла индивидуальной работе с детьми.

  • Цикл «Предложение».1. Отмечала, что наша речь делится на предложения и слова.

2. Обращала внимание на смысловую и интонационную законченность предложений.  (. ! ?)

3. Учила детей красиво и правильно строить предложения: работать над паузой, интонацией, постановкой логического ударения.

Решение поставленных задач на II этапе осуществлялось какв непосредственно образовательной деятельности, так и  в совместной деятельности с дошкольниками, родителями, воспитателями и в самостоятельной детской деятельности.

Результаты работы  по проекту на II этапе

Все эти мероприятия способствовали к концу второго этапа:

- осознанному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами и небольшими предложениями;

- чтению без утомления и перенапряжения;

- работе по трём единицам речи: звуку, слову, предложению;

- обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных способностей на основе общения.

III  Итоговый этап.

Обобщение и оценка результатов, анализ работы и  прогнозирование дальнейшей деятельности.

Мониторинг качества освоения содержания образовательной области «Коммуникация», проводимый на конец учебного года, показал, что у детей:

-  сформировались навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;

- закрепились знания об акустическом и графическом образе изображения букв русского алфавита;

- наблюдается осмысленное чтение слов, предложений и небольших рассказов.

Следовательно, полученные положительные результаты позволяют сделать вывод об эффективности создания проекта «Как хорошо уметь читать!»

 

Вывод по проекту:

Проводимые в рамках проекта мероприятия носят проблемный характер и имеют практическую направленность, следовательно, знания, полученные детьми, приобретают качество системности и обобщённости.

В процессе сотрудничества с семьями воспитанников в рамках проекта повысилась компетентность родителей, их заинтересованность в вопросах подготовки дошкольников к обучению в школе, вырос  профессионализм педагогов и специалистов, совершенствовалось педагогическое мастерство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности: "Как хорошо уметь читать!"

Программа  «Как хорошо уметь читать!» составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»....

Педагогический проект «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к миру поэзии и умения выразительно читать стихи»

Поэзия – удивительная вещь. Она заставляет нас по-новому смотреть на мир. Она дает возможность выразить чувства, которые накопились в сердце. Поэзия возвышает нас над миром повседневности, обыденности...

Выступление на педагогическом совете: "Читайте детям стихи!" (из опыта работы)

Все мы хорошо знаем, какое большое значение для ребенка имеют стихи. Они встречают его на пороге жизни и сопровождают все дальнейшие годы. Они отражают его интересы от самых, казалось бы, простых (&la...

Педагогический проект "Как хорошо уметь читать!"

В течении учебного года дети изучали звуки и буквы, к концу года умели читать и писать буквы....

Педагогический проект "Читай-город"

Педагогический проект "Читай-город" В настоящее время в нашей стране остро встал вопрос популяризации чтения. Как приобщить ребенка к книге? Как научить его самостоятельно добывать из к...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Читай-ка»

Программа основана на методике известного московского логопеда, кандидата педагогических наук Надежды Сергеевны Жуковой. В речевой деятельности ребенку-дошкольнику легче выделить слог, чем отдельный з...

Педагогический проект "Читаем Вместе"

В проекте систематизирована деятельность работы ДОУ с библиотекой по формированию культуры чтения ребенка и его семьи....