Выступление на педагогическом совете: "Читайте детям стихи!" (из опыта работы)
статья на тему

Квасова Ирина Николаевна

Все мы хорошо знаем, какое большое значение для ребенка имеют стихи. Они встречают его на пороге жизни и сопровождают все дальнейшие годы. Они отражают его интересы от самых, казалось бы, простых («любимые игрушки») до таких, которые связаны с основными жизненными понятиями и формируют человека (это умственное развитие, и эстетическое воспитание, и доброта, честность, смелость, и т.д.). Поэтическое слово звучит при каждом удобном случае: на занятиях, на прогулках, во время наблюдений, экскурсий, игр, при рассматривании картин и иллюстраций, во время выполнения режимных моментов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

на тему:

«Читайте детям стихи!»

(из опыта работы)

МДОУ д/с №2 г. Руза

Воспитатель: Квасова И.Н.

Ноябрь

2010 г.

Все мы хорошо знаем, какое большое значение для ребенка имеют стихи. Они встречают его на пороге жизни и сопровождают все дальнейшие годы. Они отражают его интересы от самых, казалось бы, простых («любимые игрушки») до таких, которые связаны с основными жизненными понятиями и формируют человека (это умственное развитие, и эстетическое воспитание, и доброта, честность, смелость, и т.д.). поэтическое слово звучит при каждом удобном случае: на занятиях, на прогулках, во время наблюдений, экскурсий, игр, при рассматривании картин и иллюстраций, во время выполнения режимных моментов.

Убеждена, именно стихи помогут найти путь к детскому сердцу. За основу своей педагогической деятельности я взяла положение В.А. Сухомлинского о том, что если мы сумеем научить ребенка ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красоте природы, то вырастим человека с высокой культурой чувств, а открывать детям красоту мира возможно через музыку слова, которая несет радость и грусть.

Одна из основных задач воспитателя – путем приобщения детей к поэтическому слову сформировать у них эмоциональное отношение к действительности как основу развития нравственных чувств.

Опыт работы свидетельствует: с помощью стихов можно увлечь детей, довести до их сознания эстетические постулаты и прививать любовь к русскому языку. Не реклама, не боевики, не страшные картины новостных телевизионных программ должны оказывать воздействие на детей, а встречи с добрым, прекрасным, радостным, пусть на первый взгляд и простым, обыденным.

Придумано кем-то просто и мудро –

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро – солнцу и птицам!

Доброе утро – улыбчивым лицам!

И каждый становиться добрым,

                                           Доверчивым.

Пусть доброе утро длиться до вечера.

                                        Н.Красильников

Основная цель моей педагогической практики состоит в том, чтобы, используя в воспитательно-образовательном процессе поэзию, добиться положительных результатов в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников.

В ходе практической деятельности были выделены следующие задачи:

  1. Знакомить с художественным словом на всех занятиях, а также в свободной и игровой деятельности.
  2. Учить использовать поэтические образы и выразительно передавать их в различных ситуациях, в том числе на праздниках, в ходе развлечений, драматизаций.
  3. Учить выразительно читать стихи и уметь их слушать.
  4. Обучать подбирать рифмы к стихотворным строчкам.

Используя стихи, в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников работа выстраивается следующим образом. Прежде чем начать беседу, или проводить занятия, или отправиться на прогулку, я решаю: какие стихи помогут на этот раз добиться нужной цели? Что может вызвать у детей особое волнение и интерес?

Читая детям стихи, я поняла: они чувствуют их ритм, понимают, что в стихах есть рифма. Поэтому стала чаще использовать игры, при помощи которых можно развивать чувства рифмы, необходимое для понимания специфики стихотворной речи, и для выразительной декламации стихов. Например, читаю строчку, опуская слово-рифму, которое дети должны подобрать «солнце по небу гуляло и за тучу…». Дети тут же включаются в игру: забежало, побежало, убежало, укатило и т.д.

Чтобы дети научились улавливать особенности стихотворной речи (ритм, рифма, композиция), использую творческие задания. Например, гуляя, говорю: «Найдите отгадку рядом с нами!». И загадываю загадку: «Её узнаешь по простой примете: нет деревца белее на свете». Не стремлюсь к тому, чтобы дети запомнили больше загадок. Важнее, чтобы, отгадывая их, они мыслили, сопоставляли, сравнивали.

Хочу отметить, что моя работа без сотрудничества с родителями была бы менее успешной. Они охотно откликаются на мои просьбы, прислушиваются к пожеланиям, в выходные дни вместе с детьми старательно выполняют домашние задания.

И так, использование поэзии в работе с детьми – это увлекательный, важный и нужный труд.

Недаром В.Г. Белинский писал: «Читайте детям стихи. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного. Пусть поэзия действует на них как музыка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре по "Духовно-патриотическому воспитанию" . Из опыта работы в средней группе №5 "Кнопочки"

Добрый день, мои дорогие коллеги! Как вы? Вот решила написать вам письмо и рассказать о своей работе по духовно-патриотическому воспитанию в своей группе.Все началось еще 1,5 года назад, вспоминая 1 с...

Выступление на педагогическом совете «Использование игровых технологий в организации работы ранней профориентации дошкольников» (презентация проекта «Все профессии важны, все профессии важны» для детей среднего возраста)

Выступление на педагогическом совете «Использование игровых технологий в организации работы ранней профориентации дошкольников» (презентация проекта «Все профессии важны, все профессии важны» для ...

Выступление на педагогическом совете: "Использование проектной деятельности в организации работы по развитию коммуникативных способностей детей"

Тема: «Использование проектной деятельности в организации работы по развитию коммуникативных способностей детей»....

Выступление на пед.совете "Самостоятельность и совместность" - из опыта работы

Выступление на педагогическом совете(презентация опыта работы)«САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И СОВМЕСТНОСТЬ»...

Выступление на педагогическом совете №2 " Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи дошкольников" по теме: Аукцион методических находок.Работа с родителями по развитию речи.

Ведущую роль в воспитании и развитии ребенка принадлежит семье. В семье закладываются первые умения и навыки ребенка. Формирование правильной речи ребенка зависит от окружения.От того сколько внимания...

Выступление на педагогическом семинаре "Новые технологии и методики в работе воспитателя детского сада" на тему "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста"

Поиск наиболее эффективных способов развития творческих способностей у детей дошкольного возраста является объективной необходимостью, которая не находит своего воплощения в условиях малой научно-иссл...