Выступление на пед.совете "Самостоятельность и совместность" - из опыта работы
методическая разработка (младшая группа)

Выступление на педагогическом совете

(презентация опыта работы)

«САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И СОВМЕСТНОСТЬ»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnost_i_sovmestnost.docx407.66 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение города Новосибирска

«Детский сад № 432 комбинированного вида»

Выступление на педагогическом совете

(презентация опыта работы)

«САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И СОВМЕСТНОСТЬ»

C:\Users\Лилия.Лилия-ПК\Desktop\EE-g4B8FTXo.jpg

                                           

Подготовил: воспитатель 2-й мл. группы                     «Одуванчик» МКДОУ д/с №432 Бармина Л.Н.

                                            г.Новосибирск 2018г.

Самостоятельная деятельность явление, полностью свободное для ребенка, но не свободное для взрослого, который создает условия для безопасной свободы ребенка.

Совместная деятельность несвободна ни для ребенка, ни для взрослого. Если взрослый или ребенок ее организует, значит, она имеет вполне определенные цели и содержание. Ребенок теми или иными способами в нее вовлечен и, следовательно, должен подчиниться определенному взрослым порядку – вместе со взрослым реализовать цели в намеченном содержании. В свою очередь, ребенок также может инициировать и организовать совместную деятельность с другим ребенком или взрослым. В этом случае привлеченные (увлеченные, вовлеченные) «соратники» также не полностью свободны. Несвобода заключается в принятии предложения ребенка – инициатора совместной деятельности.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 • В совместной деятельности у обеих сторон гораздо больше свободы, чем, например, на организованном взрослым занятии.

 • В совместной деятельности взрослый должен более чутко реагировать на реакции – чувства, слова, действия ребенка. А у ребенка остается право на больший диапазон реакций, чем на организованном занятии, и даже право на досрочный выход из совместной деятельности.

 РЕБЕНОК НЕ ПРИНИМАЕТ СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИЛИ ПОКИДАЕТ ЕЕ В ТОТ МОМЕНТ, КОГДА ПЕДАГОГ НЕ ГОТОВ ЕГО ОТПУСТИТЬ.

 Возможные причины:

• Наличие широкого диапазона других возможностей, в частности свободной игры;

 • Несоответствие предложения взрослого и интересов ребенка;

 • Неумение (неготовность) взрослого быстро реагировать на реакции ребенка, перестроить предложенную ему деятельность и др.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

• Цель и содержание совместной деятельности могут быть презентованы взрослым и в равной степени либо приняты, либо отвергнуты ребенком ( детьми);

• Взрослый может как завершить деятельность, так и продолжить ее в одиночестве, если ребенок по каким-то своим причинам решит выйти из нее досрочно.

• В случае если взрослый продолжает деятельность после выхода из нее ребенка, он демонстрирует не менее важный образец поведения, чем прямое обучение практическим действиям, - целеустремленность, упорство, личную заинтересованность деятельностью.

ПОМНИТЕ

• Нет альтернативы – нет условия для выбора

• Нет выбора – нет свободы

 • Нет свободы – нет ответственности

• Нет ни свободы, ни ответственности – нет ни желаний, ни переживаний.

Отсюда возможный «логический» отказ ребенка от субъектной позиции и как следствие – потеря чувства собственной идентичности, значимости.  

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

Свободно выбирая какую-либо деятельность и реализуя себя в ней, ребенок не только овладевает ее содержанием и способами действий, но и приобретает актуальные персонифицированные знания, получает толчок к развитию высших психических функций. В основе свободного выбора, как правило, лежит личная заинтересованность (внутренняя мотивация). Мотивом может быть и интерес, и желание помочь кому-либо, и стремление получить похвалу, и необходимость удовлетворить какие-то иные свои потребности. В любом случае внутренняя мотивация вызывает подъем физических сил (например, заставляет встать и идти), всплеск эмоций (не только положительных), активизацию мышления. Таким образом, возникает аффективное состояние, что подтверждает взаимосвязь взаимозависимость сознания и деятельности, единство аффекта и интеллекта. (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов., В.П. Зинченко, А.В. Петровский и др.)

                 ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ УЧЕНИЯ НЕОБХОДИМО, ЧТОБЫ РЕБЕНОК:

• Имел возможность выбора (содержания, вида деятельности, материалов, места и способов действий, партнерства и т.п.);

• Получал опыт осознания того, что его личная свобода – в способности выбирать из своих многочисленных «хочу» те, за которые он готов нести личную ответственность;

• Получал поддержку в ходе поисков, проб и ошибок, в процессе которых «хочу» преобразовывались в «могу»;

 • Имел опыт кооперации с другими людьми.                    

                 Совместная деятельность воспитателя и детей.                                           Совместная деятельность – это вид групповой деятельности, в которой действия ее участников подчинены общей цели. Дети играют индивидуально, небольшими группами и всей группой. В это время организуются все виды игр, например со строительным материалом, дидактические, сюжетно-ролевые игры. Это сложный вид игр и самим детям организовать их трудно, нужна большая помощь воспитателя и советом, и делом. Также необходимо уделять время играм – забавам и хороводным играм. Чтение (слушание) художественных произведений, слушанием музыки, любимых песен, заучивание стихотворений. Воспитатель рассказывает детям сказки, читает басни, рассказы, вспоминает народные потешки, шутки, прибаутки. Всѐ это может сопровождаться показом фигурок персонажей на фланелеграфе, рассматриванием иллюстраций.

Большим успехом у детей пользуется кукольный театр. 

Игры-упражнения в уголке ФИЗО, для развития двигательной активности детей.

Художественно-продуктивная деятельность.                                                                       Дети совместно с воспитателем лепят, рисуют, создают аппликации, как индивидуальные, так и коллективные.

Театрализованная деятельность.                                                                                                          Участие педагога в театрализованных играх проявляется в разыгрывании им бытовых и сказочных ситуаций (из потешек, произведений В. Берестова, Е. Благининой и др.), показе пользования ролевой речью, звукоподражанием, втягивании ребенка в игру, подсказывании реплик, объяснении действий.    В младшем дошкольном возрасте педагог создает условия для индивидуальных театрализованных игр с помощью насыщения предметно-игровой среды мелкими образными игрушками (куколки, матрешки, звери, технические игрушки, конструкторы, мебель и др.).

Индивидуальная работа.                                                                                     Индивидуальная работа может проводиться как предшествующая работа накануне сложного занятия или с теми детьми, которые не справились с предыдущими заданиями на разных занятиях: по развитию движений, рисованию, вырезанию, конструированию. Он может повторить с малышами любимые стихи, песни.

Трудовая деятельность.                                                                                                    Отводится время и для трудовой деятельности – дети помогают убирать игрушки, складывают строительный материал и т.д.

Выделяют четыре вида детского труда:                                                                              1. Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей).                                                                                               2. Хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка).                                 3. Труд в природе (уход за растениями в цветнике, в огороде, в саду).                                                                                                4. Ручной труд (работа с бумагой, тканью, природным материалом, бросовым материалом и др.)                                                                  Осуществляется трудовая деятельность в трёх формах:                                                        - поручения (простые и сложные, длительные и кратковременные, эпизодические и постоянные);                                                                                                             - дежурство (по столовой, по занятиям, по уголку природы);                                                        - Коллективный труд (общий и совместный).

                      Самостоятельная деятельность детей.                                                                 Самостоятельная деятельность детей – игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др. (занимает в режиме дня не менее 3 - 4 часов).                      Самостоятельная деятельность детей становится неотъемлемой и обязательной частью педагогического процесса наряду с непосредственно-образовательной деятельностью, организацией режимных моментов и сотрудничеством с семьями воспитанников. Иными словами в процессе самостоятельной деятельности дошкольников будут решаться образовательные задачи.

        Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:                           1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;                      2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).                                    

Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л. С. Выгодского такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом особая роль отводится воспитателю. Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идѐт о предметно – развивающей среде в ДОУ), которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.                                                Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.                                                                                                                                           Предметно-развивающая среда должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Такая среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности – игре. При этом она должна способствовать развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.        

      Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.

     Игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные и другие.)

C:\Users\Лилия.Лилия-ПК\Desktop\_zqLqnlKyfA.jpg

Сюжетно-ролевая игра является наиболее привлекательной, востребованной и свободной деятельностью. Для того чтобы сюжетно-ролевые игры стали самостоятельными, продолжительными, увлекательными, творческими, современными, воспитателю важно играть с детьми, владеть особой игровой позицией. Для того чтобы дети самостоятельно организовывали сюжетно-ролевые игры, необходим переход от традиционного руководства игровой деятельностью, где преобладают обучающая позиция взрослого либо позиция равнодушного созерцателя, к игровой позиции, последовательно изменяющейся в зависимости от степени освоения ребенком опыта игровой деятельности и сочетающей в себе дифференцированные игровое взаимодействие в ходе игрового процесса.

C:\Users\Лилия.Лилия-ПК\Desktop\7jXGApfrS44.jpg

Подвижная игра.                                                                                                               Этот вид игр любим дошкольниками, они широко используются в педагогическом процессе детского сада. Умение ребенка организовывать свое свободное время во многом зависит от умения самостоятельно организовывать игры, привлекать других детей.                                          Показателями самостоятельности ребенка в подвижной игре является:                             -знание содержания подвижных игр;                                                                                            -знание способов сбора сверстников на игру;                                                                      -знание способов распределения ролей;                                                                              -эмоционально - положительное отношение к подвижной игре;                                             -умение самостоятельно выбрать подвижную игру;                                                                        -умение правильно подобрать материал и атрибуты, необходимые для каждой конкретной игры;                                                                                                                   -умение объяснить сверстникам новую игру, правила в знакомой игре;                             - умение подчиниться правилам, оценить своё поведение и поведение сверстников в игре, подвести итоги.                                                                               С целью формирования у старших дошкольников умения самостоятельно организовывать игровую деятельность двигательного характера можно применить карточки-схемы подвижных игр, где основные компоненты подвижной игры и алгоритм еѐ организации отображается с помощью моделей.                                                                                                           Карточки-схемы подвижных игр в самостоятельной деятельности ребёнок может использовать при условиях:                                                                               -ребёнок умеет играть в подвижную игру (она ему знакома);                                                  -ребёнок знает компоненты и алгоритм организации подвижной игры;                       -ребёнок умеет читать модели;                                                                                                                               -карточки-схемы представлены в предметном пространстве группы, на участке, в спортивном зале и доступны детям.

C:\Users\Лилия.Лилия-ПК\Desktop\XLGA9YjQmoo.jpg

C:\Users\Лилия.Лилия-ПК\Desktop\DSC_3847.jpg

C:\Users\Лилия.Лилия-ПК\Desktop\TVMDkAgglBY.jpg

Дидактические игры.                                                                                                         Задача воспитателя заключается в том, чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы они сами могли организовывать их, быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями. Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер. Дети самостоятельно выбирают игру, партнёра, правила и действия.

C:\Users\Лилия.Лилия-ПК\Desktop\H_MWiPjfECk.jpg

Познавательно-исследовательская деятельность.                                 Познавательно-исследовательская деятельность детей должна быть организована педагогами не только в форме непосредственно-образовательной деятельности, но и в форме самостоятельной познавательной деятельности детей. Для этого в каждой группе в течение года создать уголки для познавательно-исследовательской деятельности. Подбор материалов осуществляется в соответствии с содержанием образовательного процесса, разработанного на комплексно-тематической основе и принципе интеграции образовательных областей. Для возникновения и формирования самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности у большинства дошкольников необходима на первом этапе поддержка педагога. Педагог может стимулировать познавательную активность детей, обращая внимание на разные свойства окружающих материалов, на их изменения при намокании, нагревании, высыхании и т.д. Главное при этом, чтобы дети действовали самостоятельно и узнавали свойства того или иного материала через их «открытие» путём проб и ошибок. Самостоятельная деятельность отличается от организованной тем, что в самостоятельной деятельности дети действуют с материалом, а педагог наблюдает и помогает им фиксировать «открытие» его свойств.

C:\Users\Лилия.Лилия-ПК\Desktop\DSC_3889.jpg

Художественно-продуктивной деятельности.                                                                       В самостоятельной художественно-продуктивной деятельности дошкольников отведено место и конструированию. В самостоятельной конструктивной деятельности дети с удовольствием конструируют различные изделия и постройки из строительных деталей, бумаги, картона, природного материала, предметов мебели. Дети старшего возраста понимают способ и последовательность действий, самостоятельно планируют работу и анализируют результат. Насыщенность деятельности зависит от активности, инициативности дошкольников, от их умения самостоятельно использовать приобретённый познавательный и художественно-эстетический опыт. Используя педагогический метод авансирования (т. е. заранее похвалить ребёнка, заставить поверить его в свои силы) педагог мотивирует детей на самостоятельное художественное творчество (аппликации, рисунки и др.)

C:\Users\Лилия.Лилия-ПК\Desktop\9DnqWMPCEt0.jpg

C:\Users\Лилия.Лилия-ПК\Desktop\5itIh_csKn4.jpgC:\Users\Лилия.Лилия-ПК\Desktop\EE-g4B8FTXo.jpg

    Таким образом, если в совместной деятельности с детьми педагог является равным партнером, то в самостоятельной деятельности педагог только наблюдатель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование совместной и самостоятельной деятельности детей в режиме дня ДОУ в соответствии с ФГТ (выступление (из опыта работы) на заседании методического объединения воспитателей ДОУ)

Введение в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования заставляет пересмотреть методы и формы организации педагогического процесса в детском саду, что приве...

Выступление "Квест- технология развития детской самостоятельности" (из опыта работы)

В представленном материале отражается опыт работы того, как с помощью квеста развивать у детей самостоятельность. Выполнить задачу ФГОС ДО – научить детей проявлять инициативу и самостоятел...

Выступление из опыта работы по теме "Направления взаимодействия совместной деятельности воспитателя и родителей по приобщению детей к чтению"

laquo;Сотрудничество с родителями по приобщению детей средней группы к чтению художественной литературы» «Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства — это, прежде вс...

Выступление на методическом объединении музыкальных руководителей. Обобщение опыта работы: «Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку детей дошкольного возраста»

Особое место в повышении уровня нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения принадлежит музыке, которая, активно  воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, явля...

Выступление на педсовете «Экологическое воспитание дошкольников». Из опыта работы.

Мир природы своей необычностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость восторг, побуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Но не все спос...

Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»

laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение  персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...