"Организация работы психолого -медико -педагогического консилиума в детском саду" (из опыта работы)
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Бабакова Татьяна Геннадиевна

Проблема ранней профилактики, диагностики и коррекции негативных особенностей и недостатков в детском развитии является одной из приоритетных задач и требует поиска эффективных мер и способов для своего решения.

 Решение задач развивающего обучения, всестороннего развития интеллектуально-волевых качеств и формирования базовых психических процессов, профилактика и коррекция отклонений в развитии, а так же организация образовательной работы с одаренными детьми невозможны без психолого-медико-педагогического сопровождения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_prezentatsii_konsilium.docx35.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад первой категории «Колокольчик»

«Организация работы психолого – медико – педагогического консилиума в детском саду»

учитель – логопед  Бабакова Т.Г.

станица Тацинская

апрель 2017 год

  Проблема ранней профилактики, диагностики и коррекции негативных особенностей и недостатков в детском развитии является одной из приоритетных задач и требует поиска эффективных мер и способов для своего решения.

 Решение задач развивающего обучения, всестороннего развития интеллектуально-волевых качеств и формирования базовых психических процессов, профилактика и коррекция отклонений в развитии, а так же организация образовательной работы с одаренными детьми невозможны без психолого-медико-педагогического сопровождения.  В нашем детском саду работают 10 групп общеразвивающей направленности. По итогам диагностики  многие дети нуждаются в помощи специалистов, особенно дети со сложными речевыми нарушениями, с задержкой психического развития.

 С 2009 года в дошкольном учреждении организована работа психолого – медико – педагогического консилиума(ПМПк):  разработано Положение о ПМПк  МДБОУ ЦРР д/с «Колокольчик»,   определены цели, задачи деятельности, права и обязанности,  утверждён состав консилиума.

  Диагностическая функция предполагает своевременную (с первых дней пребывания ребенка в ДОУ) диагностику отклонений в развитии, а также выявление резервных возможностей развития. Кроме того, ПМПк отслеживает динамику развития детей в течение всего учебного года, осуществляя промежуточную и итоговую диагностику.

Методическая (консультационная) функция связана с оказанием консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам организации учебно-воспитательного процесса с учетом структуры дефекта ребенка и динамики его индивидуального развития.

Реабилитационная-  наблюдение за процессом  адаптации ребенка в социуме на этапах дошкольного и начального обучения, становление ребенка активным членом общества.

  Деятельность ПМПк осуществляется по разработанному плану, включающему в себя три этапа: подготовительный,   промежуточный,   итоговый. Соответственно   проводятся заседания: в сентябре первичное заседание, в январе – промежуточное ,   итоговое в  мае. Внеплановые -  по запросу воспитателей, родителей.

  На первом, подготовительном этапе, осуществляется сбор предварительных данных диагностики. Диагностика проводится всеми специалистами и педагогами учреждения. Психолог заполняет представление о развитии психической сферы ребёнка. Учитель-логопед проводит логопедическое  обследование детей, выявляя дошкольников с речевыми нарушениями и заполняет на них логопедическое представление. Воспитатели составляют на детей педагогическую характеристику, где отражают трудности, которые испытывает  воспитанник в различных ситуациях, особенности индивидуальных черт их обучения и воспитания. Педагогическая характеристика составляется также специалистами: инструктором по  физической культуре, музыкальным руководителем. Представления готовятся на каждого ребёнка учреждения, в том числе и на детей, превышающих стандартные нормы. Медицинский работник представляет информационную справку о состоянии здоровья дошкольников и выписку из истории  развития. Составляется коллегиальное заключение.  

  Работа с ребенком с ОВЗ невероятно кропотливая и требует большого терпения. Каждый вариант нарушения требует своей программы развития, поэтому исходя из коллегиального заключения разрабатывается индивидуальная программа развития для каждого ребенка в соответствии с возможностями ДОУ.

  Индивидуальная программа предполагает совместное определение содержания коррекционно-развивающей работы с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка, основных ее целей и направлений. Специалистами и педагогами отслеживается результативность прохождения детьми программ  индивидуального обучения и динамика развития ребенка.      Наши воспитанники распределяются во все три школы станицы. Чтобы проследить процесс адаптации и готовность перехода ребенка в среднее звено обучения, у (ПМПк)  сложилась давняя традиция:  на осенних и зимних каникулах  учитель – логопед и педагог психолог встречаются  и   беседуют  с учителями начального  обучения.  Так   в январе 2017г. СОШ № 1  был проведен М.П. Аникиной «Круглый стол» по вопросу адаптации учеников первых классов к школьному обучению.  У 95% воспитанников ДОУ не было выявлено трудностей в адаптации. В беседе с учителями выпускных классов начального  обучения (четвертых), выявлено, что 80% детей без особенностей переходят на среднюю ступень обучения. А у 20% выявлены трудности обучения: педагогическая запущенность, трудности усвоения программного материала, нарушение поведения. Мы приглашаем учителей начального  образования на расширенное заседание ПМПконсилиума с целью   оказания помощи учителям в изучении  индивидуальных, физиологических  особенностей каждого воспитанника, чтобы учитель  мог подобрать в короткий срок педагогические методы и приемы работы с  ребенком.

Членами ПМПк ведется следующая документация:

журнал записи детей на ПМПк, в который вносятся Ф. И.О., дата рождения детей, направленных на консилиум, повод и инициаторы обращения; журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов ПМПк (заполняется на каждом заседании); на каждого воспитанника ведется индивидуальная карта  развития в которой отражены сведения о ребенке, ведущий специалист, направление коррекционного сопровождения,  динамика развития воспитанника. Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута в настоящий момент нет. Способ его построения должен характеризовать особенности обучения и развития ребенка-дошкольника на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период пребывания ребенка в детском саду сразу, например, в первой младшей группе на все 5 лет дошкольного образования, поскольку сущность его построения, состоят именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.

Решения и заключения ПМПк оформляются в протоколах и хранятся определенный срок, что гарантирует статус консилиума.

Коллегиальное заключение    доводится  до сведения родителей на индивидуальных консультациях в доступной для понимания форме.

  Рассмотрим основные области деятельности специалистов, современные технологии обучения детей с проблемами развития педагогом- психологом

14  Слайд   Песочная терапия способствует: совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства; побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания; развитию фантазии и образного мышления, развитию мелкой моторики руки. 

 «Лабиринты» глазодвигательные  упражнения  способствуют снижению глазного напряжения, распределение мышечной нагрузки глаза

 Техники Изо-терапия (нетрадиционные техники рисования)

 «кляксография»; пальцевая живопись; рисование мягкой бумагой; рисование тычком жёсткой полусухой кистью; техники рисования:  палочками, камушками;  отпечатывания ватой;  «оттиск пробками»; рисование ладонями. 

  Сказко терапия позволяет снять психологическое напряжение, решать психологические проблемы личности.

 Релаксация  способствует  расслаблению всех групп мышц, умение управлять своим мышечным тонусом.

 Сеансы психогимнастики  способствуют развитию мимической мускулатуры, умению управлять эмоциями

Инструктор по физической         культуре:   проводит сеансы релаксации в сухом бассейне, упражнения  на предупреждение плоскостопия,   развивает  общие  двигательные функций организма на тренажерах, учит ориентировке в окружающем.

  Медсестра наблюдает соматическое состояние ребенка,  контролирует физическую и учебную нагрузку, предупреждает утомление.

   Музыкальный  руководитель   проводит логоритмические упражнения, закрепляет танцевальные движения. 

 Воспитатель - Главный двигатель процесса коррекции.

  Рассмотрим современные технологии в работе учителя – логопеда:

  использование   компьютерных логопедических программ,  для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста «Говорилки», «Игры для Тигры», практический курс «Домашний логопед».

  Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Массаж лица и  речевых зон с речевым сопровождением повышают активность речедвигательного аппарата.

  Развитие тонких мышц руки тесно взаимосвязано с развитием речи. Технология Су –Джок терапия (массаж активных точек на руках и кончиках пальцев) способствует развитию речевой активности.

  Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром, создание  благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка; приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

 Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.  Весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текст.

 Кинезиологические упражнения-  это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.

  • повышают стрессоустойчивость,
  • улучшают мыслительную деятельность,
  • способствуют улучшению памяти и внимания.

Это упражнения  «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Зайчик – коза – вилка»

 Смехотерапия   это вид психотерапии, помогающий снять проблемные блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности. Юмор и смех поднимают настроение, помогают наладить коммуникативные связи, позволяют эффективно противостоять стрессовым ситуациям.

  Родители -  партнеры, что  подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии.   Среди причин невысокой результативности коррекционной работы с семьей, можно назвать  личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром. 

1. Неприятие личности ребенка;

2. Неконструктивные формы взаимоотношений с ним;

3. Страх ответственности;

4. Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание;

5. Гиперболизация проблем ребенка;

6. Вера в чудо;

7. Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо;

8. Нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.

Мы разработали памятку помогающую родителям адекватно оценить состояние развития ребенка на начальном этапе коррекции.

В повседневной деятельности мы сталкиваемся с проблемами  в нахождении и приобретении методических разработок коррекционной деятельности специалистов, воспитателей  с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения общеразвивающей направленности.  Специалисты  и воспитатели испытывают трудности в составлении  адаптированных индивидуальных программ  сопровождения детей с ОВЗ, по организации  индивидуальной работы с детьми в группе.  В будущем планируем при составлении  адаптированной программы каждым специалистом в календарном планировании учитывать единую тематику.  Взаимосвязь действий специалистов и воспитателей по единой теме позволит  усилить коррекционное воздействие и обеспечит более качественное усвоение детьми программного материала.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа психолого - медико - педагогического консилиума в системе дошкольного образования

Объединение усилий педагогов, родителей, медицинских работников создает единую линию  планомерных действий по коррекции отклонений в развитии каждого ребенка, укреплению здоровья, физического и и...

Организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума в ДОУ

ПМПК-это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами. Главной ее целью является выявление каких-либо отклонений в психо-физическом развитии ребенка. Члены ком...

Практика инклюзии в работе психолого-медико-педагогического консилиума детского сада

В статье раскрыт вопрос об инклюзивном обучении и комплексном психолого-медико-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ как социально значимом механизме адаптации дошкольников к жизни....

«Организация деятельности психолого – медико -педагогического консилиума в ДОУ»

Психолого-медико-педагогический консилиум  (ПМПк) организуется  в ДОУ как форма взаимодействия специалистов учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения восп...

Организация деятельности психолого – медико – педагогического консилиума.

Краткое описание деятельности ПМПк на базе детского сада....

Организация работы психолого-медико-педагогического консилиума в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ комбинированного вида

В статье раскрывается:понятие психилого-медико-педагогического консилиума;нормативно-правова база;цели;задачи;основные направления деятельности;этапы;документация;виды....

Приказ об организации работы психолого-медико-педагогического консилиума

Приказ об организации работы психолого-медико-педагогического консилиума...