Развитие и коррекция речи детей средствами ручного труда
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Орехова Галина Николаевна
Одним из приоритетных направлений в старшем дошкольном возрасте является обучение ручному труду. У ребенка, вовлеченного в данный вид деятельности, происходит знакомство с различными видами материалов, на чем и делает акцент в своей программе И.А. Лыкова. Шершавая бумага, мягкая вата, твердый картон, горошки бисера – все это привлекает внимание ребенка, заставляет с интересом брать в руки, что и оказывает влияние на развитие мелкой моторики. Ручной труд отличается своей доступностью, так как не требует специально созданных условий. Всю работу можно осуществлять в домашних условиях. Созданные своими руками поделки воспринимаются ребенком как личное достижение, как маленькая победа, как создание чего-то важного и особенного. Поделка, выполненная ребенком, обязательно должна иметь практическое применение в жизни, а не быть абстрактным предметом. Поэтому полезнее выполнять с детьми такие работы, как картины, открытки или поделки, которые после можно подарить кому-то из близких на праздник. В детском саду обучение ручному труду проводится группами или подгруппами. Каждый ребенок получает задание, чтобы в конце увидеть результат своей работы. В старшем дошкольном возрасте итог деятельности играет не менее важную роль, чем сам процесс. Помимо этого, нужно обращать внимание детей на то, что каждый внес небольшой вклад, а в итоге получилась объемная и большая работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ruchnoy_trud_i_korrektsiya_rechi_u_doshkolnikov.docx35.32 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие и коррекция речи детей средствами ручного труда

Одним из приоритетных направлений в старшем дошкольном возрасте является обучение ручному труду. У ребенка, вовлеченного в данный вид деятельности, происходит знакомство с различными видами материалов, на чем и делает акцент в своей программе И.А. Лыкова.

Шершавая бумага, мягкая вата, твердый картон, горошки бисера – все это привлекает внимание ребенка, заставляет с интересом брать в руки, что и оказывает влияние на развитие мелкой моторики.

Ручной труд отличается своей доступностью, так как не требует специально созданных условий. Всю работу можно осуществлять в домашних условиях. Созданные своими руками поделки воспринимаются ребенком как личное достижение, как маленькая победа, как создание чего-то важного и особенного. Поделка, выполненная ребенком, обязательно должна иметь практическое применение в жизни, а не быть абстрактным предметом. Поэтому полезнее выполнять с детьми такие работы, как картины, открытки или поделки, которые после можно подарить кому-то из близких на праздник.

В детском саду обучение ручному труду проводится группами или подгруппами. Каждый ребенок получает задание, чтобы в конце увидеть результат своей работы. В старшем дошкольном возрасте итог деятельности играет не менее важную роль, чем сам процесс. Помимо этого, нужно обращать  внимание детей на то, что каждый внес небольшой вклад, а в итоге получилась объемная и большая работа.

Ручной труд влияет на формирование не только мелкой моторики, но и на множество других качеств маленькой личности. При рассматривании образцов поделок, картин происходит развитие эстетических качеств, когда в качестве демонстрации используются достижения народных промыслов, воспитывается нравственность и патриотичность, при обсуждении темы, направлений предстоящей работы – развивается связная речь, а так же умение работать в коллективе.

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп:

- игры на развитие тактильного восприятия,

- игры с водой и песком,

-  фольклорные пальчиковые игры,

- упражнения с предметами, игры на выкладывание,

- игры на нанизывание,

- игры с конструкторами и т.д.

Весьма эффективно ручной труд влияет на преодоление речевых нарушений у детей. Занятия ручным трудом затрагивают все области развития ребенка:

- развивает функцию руки и мелкую моторику пальцев, согласованность движений руки и глаза;

- развивает познавательную активность через расширение запаса знаний и представлений о свойствах материалов;

- способствует расширению словарного запаса, развитию фантазии, внимания, мышления и речи, обогащаются представления;

- вырабатывает навыки общения в процессе трудовой деятельности;

- воспитывает самостоятельность, ответственность, привычку к трудовому усилию, осознание собственной личности за счет оценки результатов трудовой деятельности;

- ручная деятельность способствует развитию наблюдательности, произвольного внимания;

- развивает творческое воображение и художественный вкус.

Широко используется продуктивная деятельность в развитии мелкой моторики: рисование, лепка, аппликация, конструирование, вышивание.

Необходимо прививать детям любовь к природным материалам, глине, пластилину. Это очень трудная и кропотливая работа, которая также развивает силу руки и пальцев, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук.

Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук являются занятия с использованием бумаги. Её можно мять, рвать, разглаживать, резать, сгибать и складывать. Текстура бумаги так же весьма разнообразна: глянцевая, бархатная, гофрированная, матовая, что так же оказывает значительное влияние на развитие мелкой моторики.

Ручной труд - составная часть системы трудового воспитания дошкольников. На занятиях по ручному труду дети приобретают первоначальные трудовые навыки, овладевают доступными приемами работы с бумагой, картоном, тканью и другими материалами, в процессе чего у них формируются различные двигательные навыки, развивается ручная моторика.

Во время выполнения поделок своими руками активизируется интеллектуальная деятельности детей. Воспитанники осмысливают процесс работы, продумывают последовательность выполнения, сопоставляют свою поделку с образцом. В процессе ручного труда педагог должен стимулировать детей на словесное сопровождение выполняемых действий.

Ручной труд влияет на развитие сенсомоторики – согласованной работы глаз и рук, точной в выполнении действий, гибкость и подвижность пальцев и кисти руки в целом. Это оказывает сильное влияние на развитие мелкой моторики.

Существует множество технологий, которые включает в себя ручной труд. Большинство из них используется в детском саду. Одними из самых распространенных технологий являются:

- Поделки из природного материала – данная методика дает практически безграничный простор для воображения. Детьми используются не только листья, желуди, косточки, семечки и шишки, но также веточки, ореховая скорлупа, солома, кукурузные початки, шиповник, репейник, ракушки и даже камни. В некоторых случаях могут быть использованы овощи и фрукты. Из природного материала мастерятся достаточно простые, но красивые и интересные поделки. Такая работа не только развивает мелкую моторику, но и захватывает детей, увлекает их.

- Тестопластика – техника изготовления поделок из соленого теста. Это безопасный, очень мягкий и практичный материал для творчества. Можно делать поделки на плоскости, чтобы использовать их потом как фоторамки или магниты на холодильник своими руками, такие поделки будут еще и украшением интерьера.

- Оригами - это искусство складывания фигурок из бумаги. Эта техника похожа на фокус - из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка. К любому празднику можно изготовить объемные открытки и подарки. В этой технике можно сделать аппликационные работы, самостоятельные игрушки, различные рамки, коврики, картинки. Она способствует развитию мелкой моторики рук ребёнка, конструктивному мышлению, воображению и творческим способностям детей дошкольного возраста.

- Одной из наиболее популярных разновидностей рукоделия является бисероплетение. Фигурки, браслеты, цветы, брелоки – все это можно изготовить из бисера с детьми. Ребята постарше так же могут изготовить панно или картину. Это интересное и необычное занятие помогает показать детям как просто из проволоки, бисера и бусинок можно изготовить необычную и красивую поделку.

- Квиллинг – искусство изготовления аппликаций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. С помощью этой технологии, самые обычные, на первый взгляд, вещи приобретают особое изящество. Квиллинг развивает мелкую моторику рук, формирует пространственное мышление, развивает усидчивость, целеустремлённость, любознательность, будит фантазию и воображение, учит наблюдать, сравнивать, анализировать, представлять конечный результат, видеть сходство с реальными предметами. Цветочки, листики, бабочки – все становится ажурным и притягивает взгляд.

- Вышивка – один из самых древних видов искусства. Юных мастериц обучают делать первые стежки, знакомят с различными видами швов. Вышивка отличается богатым разнообразием приемов и способов. С помощью данной техники из-под детских ручек получаются чудесные салфетки, панно и даже закладки для книг.

- Коллаж – это весёлая и непредсказуемая техника. В ней используют и комбинируют между собой элементы, которые были не предназначены первоначально друг для друга. Фантики от конфет, старых газет, кусочки ткани, ленты, сеточки, плоские пластмассовые игрушки и упаковки от них, листочки деревьев. Чем необычнее материалы, тем интереснее результаты. Работу в этой технике можно сравнивать с игрой. Она помогает проявлять фантазию и терпение, развивать воображение, умение сравнивать, воспитывает усидчивость.

- Торцевание: в основе этой техники создание изображений и предметов с помощью объёмных элементов из бумаги. Объёмный элемент торцевания называют «торцовкой» или «торчком». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Необычный эффект «пушистости», который даёт торцевание, и несложность исполнения очень привлекает детей.

Результативными являются действия с природным материалом, различными тканями, слоеным тестом, изготовление поделок из соломы, ниток и т.д. Выполняя манипуляции с данными предметами, ребенок особенно активно задействует рецепторы на кончиках пальцев, что способствует более быстрому развитию речи.

Н.Н. Ефименко в своих работах предлагает для развития мелкой моторики использовать такие методики, как «Школа морского узла» для мальчиков, направленная на развитие мелкой моторики рук при завязывании примитивных вариантов морских узлов, и «Узоры макраме», позволяющие создавать чудные работы из узелков, для девочек.

Детей можно знакомить с понятием величины на примерах их собственных работ. Воспитанники закрепляют свои знания, отметив для себя, что мебель, выполненная из спичных коробочек, по размерам гораздо меньше и подходит для пупсов, а вот тот же шкаф, сделанный из коробки из-под чая, подойдет для куклы побольше.

Широкое применение различных техник и методик современного декоративного искусства позволяет утверждать, что ручной труд рассматривается, как необходимый элемент умственного, нравственного, эстетического воспитания детей. Он формирует мировоззрение, культуру человека, большое влияние оказывает на общее психическое развитие, на развитие мелкой моторики пальцев рук, а это необходимо для детей с нарушением речи. Так же ручной труд закрепляет полученные знания детей в другое время: цвет, форма, размер – все находит отражение в детских поделках. С помощью ручного труда происходит знакомство с различными материалами: бумагой, природным материалом, нитками, бисером и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у дошкольников средствами ручного труда.

1.Актуальность2.Задачи3.Цель4.МотивацияИ другое...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружковой работы «Развитие творческих способностей детей средствами ручного труда» «Волшебные ручки» (срок реализации 1 год, возраст детей 4-5-6 лет)

На кружке “Волшебные ручки” являются разные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, работа с подручными материалами, а также работа с разными видами круп и шерсти. Основное значе...

STEM технология в логопедии: ЛЕГО-конструирование как средство развития и коррекции речи детей дошкольного возраста

STEM-образование – модульное направление образования, целью которого является развитие интеллектуальных способностей ребенка с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество.Ст...

Самообразование по теме "Развитие и коррекция речи детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности средствами игровых технологий"

Тема самообразования: «Развитие и коррекция речи детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности средствами игровых технологий». Цель самообразования по теме: Изуч...

Нейрогимнастика как средство развития и коррекции речи детей с ТНР

Нейрогимнастика – это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей и для взрослых в любом возрасте....

Создание мультфильмов как средство развития и коррекции речи детей с ТНР

Создание мультфильмов как средство развития и коррекции речи детей с ТНРВыстраивая сопровождение детей с ТНР в комбинированной группе детского сада, педагоги создают условия, в которых ребенок может п...