Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога - психолога в средней группе комбинированной направленности для детей с ТНР и ЗПР по теме: «Семья»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа)

Голубничая Ирина Владимировна

Интегрированное занятие для детей средней комбинированной группы по лексической теме "Семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx32.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия

учителя-логопеда и педагога - психолога в средней комбинированной группе для детей с ТНР и ЗПР по теме: «Семья»

        

Конспект интегрированного занятия

учителя-логопеда и педагога - психолога в средней комбинированной группе для детей с ТНР и ЗПР по теме: «Семья»

Цель: Развитие навыков связной речи у детей среднего дошкольного возраста по лексической теме: «Семья».

 Задачи :

Образовательные

  • Совершенствовать грамматический строй речи (согласовывать прилагательные с существительными в определённом роде, числе, падеже).
  • Содействовать формированию представления детей о семье как о людях, которые живут вместе, ведут общее хозяйство, любят  и  заботятся друг о друге.
  • Обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Семья».
  • Учить конструктивным способам управления собственным поведением, умению действовать по правилам.

Коррекционно – развивающие

  • Развивать общие речевые навыки( произношение звуков, дикцию, интонационную выразительность.
  • Развивать навыки связной речи.
  • Развивать речевое и слуховое внимание, мышление, память.
  • Развивать общую моторику, мелкую моторику пальцев рук; координацию речи и движений.
  • Развивать воображение и творческие способности.
  • Развивать умение показывать эмоции, ориентироваться на эмоции других людей, понимать их.

Воспитательные

  • Воспитывать любовь и привязанность к своей семье, уважение и заботливое отношение к членам своей семьи.
  • Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Предварительная работа проходит с воспитателем: повторение терминов родства (дедушка, бабушка, мать, отец, дядя, тётя, сын, дочь и т.д.); составление рассказов о своей семье; разучивание пальчиковой гимнастики, беседа с детьми о семье, рассматривание семейных фотографий, разучивание стихотворений про семью.  Дидактические игры «Назови ласково», «Собери картинку", "Кто что делает?", «Кому что нужно»

Оборудование: волшебное «Дерево», вязаные рукавички, раздаточный материал, дидактическая игра «Собери портрет».

Ход занятия.

1.Вводная часть.

Педагог – психолог:

Игра «Приветствие» (педагоги и дети стоят в кругу)

Цель: Организационный момент.

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться?

Я- Юлия Алексеевна, а ты кто? (Дети называют свое имя)

Вот мы и подружились.

Установление правил.

-У нас на  занятии будут действовать правила:

  • Хочешь сказать – покажи флажок (подними руку)
  • Один говорит – остальные молчат и слушают
  • На занятии работают все

(после проговаривания правил , дети присаживаются на стульчики)

2.Основная часть.

Логопед: Ребята посмотрите, на нашем волшебном дереве, что-то выросло? Что это?

Дети: Рукавички.

Логопед: Правильно, скажите, а для чего нужны рукавички?

Дети: их надевают на руки.

Логопед: а зачем их надевают на руки?

Дети: Чтобы пальчики не замерзли.

Логопед:Значит эти рукавички для наших пальчиков?

Дети: Да.

Логопед: ребята,а у вас есть пальчики?

Дети: Да.

Логопед: А покажите мне свои пальчики! А давайте мы с ними поиграем. Вставайте со стульчиков.

Пальчиковая игра:

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папа,

Этот пальчик мама,

А этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.

Логопед: Вот мы и поиграли. Молодцы, садитесь. Ребята, а про кого эта игра? О ком мы говорили?

Дети: Про семью. ( если дети говорят, что  про маму, папу, бабушку, дедушку, то подводим к тому, что всех названых можно назвать одним словом- семья)

Логопед: Да, эта игра про семью. Семья - это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу. А еще, ребята всех членов семьи называют родственниками. Родственники - это люди, родные друг другу: братья, сестры, мамы, папы, бабушки и дедушки.

Но семьи бывают разные. Бывает маленькая семья: мама и ребенок, а бывает семья большая, где есть мама, папа, дети, бабушка, дедушка. У всех вас тоже есть семья.

Логопед: Ребята, отгадайте мою загадку.

Целует, обнимает,

К сердцу прижимает.

Одежду покупает,

Стирает, убирает...

Все она умеет,

Всех она жалеет.

Угадайте-ка, друзья,

Это... мамочка моя.

Логопед:

 Правильно, это любимая мамочка.

Ребята, а вспомните и покажите мне, пожалуйста,  пальчик, который мы называли – «Мама»…вот он, запомните, тот пальчик называется безымянный.

Упражнение « Назови себя ласково»

Педагог - психолог:  Ребята, а как вас ласково называет мама?(ответы детей)
Логопед: Ребята, когда мама вас, целует, жалеет, обнимает, она какая?
Дети: Ласковая, добрая, милая, нежная.
Логопед: Когда мама модно одевается, какая она?
Дети: Красивая.
Логопед: Когда мама улыбается, смеется, какая она?
Дети: Веселая
Логопед: Когда мама заботиться о вас, какая она?
Дети: Заботливая.

А как ласково можно назвать маму (мама — мамулька, мамочка, мамулечка)

Логопед: а что ваши мамы умеют делать? ( ответы детей).

Ваши мамы очень многое умеют делать, они всегда в работе, а чтобы

ваши мама не уставали, что нужно делать всем членам семьи?
Правильно, ребята, маме нужно помогать!А ваша помощь - убирать за собой игрушки, и делать то, что мама попросит.

        Логопед: А вот разгадаете ли вы эту загадку?

Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш…
(Папа)

        Логопед:

 Правильно, это папа.

Ребята, а вспомните и покажите мне, пожалуйста,  пальчик, который мы называли – «Папа»…вот он, запомните, этот пальчик называется средний.

Логопед: что умеет делать папа?(Ответы детей)

 Думаю, что наши мальчики помогают папам делать мужские дела!

А как ласково назвать папу (папочка, папуля)

3. Психогимнастика.

Педагог – психолог ( для выполнения упражнения психолог просит детей встать в круг).

Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы:

Если они сердятся. Бровки нахмурены, губы сжаты;

Если они огорчены. Бровки сдвинуты, уголки рта опущены вниз;

Если они рады. Бровки расправлены, на лице улыбка.


Педагог – психолог: Молодцы, ребята! Присаживайтесь на стульчики.

Логопед: А вот ещё одна загадка. Угадаете, про кого она?

Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой …

Логопед:

 Правильно, это бабушка.

Ребята, а вспомните и покажите мне, пожалуйста,  пальчик, который мы называли – «Бабушка»…вот он, запомните, тот пальчик называется указательный.

Логопед: А что делают ваши бабушки?( ответы детей: готовит еду, шьёт, вяжет, стирает, стряпает пирожки)

А как ласково назвать бабушку (бабуля)

Логопед: А вот следующая загадка. А она про кого?

Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый…дед

Правильно, это дедушка.

Ребята, а вспомните и покажите мне, пожалуйста,  пальчик, который мы называли – «Дедушка»…вот он, запомните, этот пальчик называется большой.

Логопед: А что умеет делать дедушка? (ответы детей – помогает бабушке, чинит мебель, выносит мусор, ходит в магазин)

А как ласково назвать деда (дедушка, дедуля)

Логопед: Ну а теперьребята, давайте вспомним, какой пальчик мы называли  – «Я»…правильно…, это самый маленький пальчик на наших ручках, а называется он…мизинец.

Логопед: Ребята, а кто ещё есть у вас в семье? (брат, сестра)

А как  их ласково назвать (братишка, братик, сестрёнка, сестричка)

Педагог-психолог: Ребята, посмотрите, у меня есть волшебная коробочка. Только там все перемешалось. Давайте подойдем к столу и разберемся что там (дети присаживаются за столы).

Дидактическая игра «Собери портрет»

Цель: соотнести детали портрета, с образом члена семьи ориентируясь на модель.

(Педагог-психолог достает из коробочки деталь портрета, а ребята определяют какому члену семьи подходит деталь и складывают портрет, если у детей возникают трудности, логопед помогает)

С целью предупреждения утомляемости  детей, в ходе дидактической игры, проводится физминутка, после изготовления портрета 4 члена семьи.

4.Физминутка. (проводят учитель-логопед, педагог-психолог)

Кто живёт у нас в квартире

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать(шагаем на месте)

Папа, мама, баба, дед, ( наклоны туловища влево – вправо)

Брат, сестра, сомненья нет. (повороты туловища влево –вправо)

Это все, скажу вам я,

Настоящая семья! ( хлопаем в ладоши)

Педагог-психолог: Ребята, как одним словом можно назвать этих людей? Кто в нашей семье? (дети называют членов семьи).

Логопед приглашает детей выйти из- за столов и встать в круг.

5.Заключительная часть.

Рефлексия.

Логопед: Ребята, а о ком мы сегодня с вами говорили? А как их всех можно назвать одним словом? (Ответы детей)

Логопед: Правильно! Семья! Давайте все вместе расскажем стихотворение о семье.

Знаю я, что у меня                              

Дома дружная семья:                              

 Мама есть,  а это - я,                                  

Есть и бабушка моя,
Есть и  папа, есть и дед

И у нас разлада нет.                                 

Педагог-психолог:  Наше занятие подходит к концу.

Упражнение «Да»

Цель: ритуал окончания занятия.

-Вытяните правую руку вперёд ладонью вверх.

Мысленно положите все знания, которые вы принесли на занятие.

Вытяните левую руку вперёд ладонью вверх.

Мысленно положите знания, которые получили на занятие.

Когда я скажу: « Готово, давай!», соединим руки громким хлопком, сказав при этом «Да».

Логопед: Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали, и наше волшебное дерево решило вас отблагодарить, посмотрите, что на нём выросло?!

Дети: конфеты! (дети получают конфеты за работу на занятии)

Логопед и педагог-психолог: Молодцы! Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога –психолога для групп общеобразовательной направленности для детей 2-7 лет

Рабочая программа педагога –психолога для групп общеобразовательной направленности для детей 2-7 лет...

Конспект интегрированного занятия совместно с педагогом -психологом на тему: "Добрые слова и добрые дела"

Занятие нацелено на повышение социально-психологической компетентности и нравственной культурыстарших дошкольников, на развитие речи, а так же на формирование эмоционально-волевой и коммуникативной сф...

Конспект интегрированного занятия воспитателя и педагога-психолога

Конспект интегрированного занятия воспитателя и педагога-психолога в группе ЗПР (5-7 лет) «Моё имя»...

Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».

на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми  нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе комбинированной направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи на тему: «Твори добро»

Занятие нацелено:Уточненить и  расширить лексический запас по теме «Добро и доброта»;Совершенствовать грамматический строй речи детей; Формировать навыки работы в малых группах, ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности подготовительной группы (6-7 лет) комбинированной направленности для детей с ТНР образовательная область: ФЭМП (математика) Тема «Готовимся к школе».

ull; Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.   • Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку....