Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Удивительная страна Знаний»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Наталия Николаевна Нигиль

Цель предложенного занятия:  оказание старшим дошкольникам помощи в развитии общеучебных умений и навыков, волевой регуляции деятельности, предотвращение воз­можных трудностей в общении с другими детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский  сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 7 «Берёзка» города Новочебоксарска Чувашской Республики

Коррекционно-развивающее занятие

с детьми старшего дошкольного возраста

«Удивительная страна Знаний»

Подготовила и провела:

Нигиль Наталия Николаевна,

педагог-психолог

г. Новочебоксарск, 2019.

Пояснительная записка

В системе подготовки дошкольников к обучению в школе наиболее актуальной проблемой  является организация педагогом-психологом коррекционно-развивающих занятий, которые помогают формировать и развивать у детей учебные навыки, адаптировать их к обучению в школе.

Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.

Анализируя эти предпосылки, выделили следующие параметры: умение детей сознательно подчинять свои действия правилам, обобщенно определяющим способ действия; умение ориентироваться на заданную систему требований; умение внимательно слушать говорящего; умение самостоятельно выполнять задания. Для развития произвольности у ребенка при работе следует выполнять ряд условий: необходимо сочетать индивидуальные и коллективные формы деятельности; учитывать возрастные особенности ребенка; использовать игры с правилами.

Цель предложенного занятия:  оказание старшим дошкольникам помощи в развитии общеучебных умений и навыков, волевой регуляции деятельности, предотвращение возможных трудностей в общении с другими детьми.

Задачи:

  1. Развивающие: Формировать интерес к сверстнику, как к самоценной личности, потребность в близком друге, желание реализовать потребность в признании в обществе сверстников. Развивать психические функции, таких как  речь, мышление, концентрация и переключение внимания, восприятие детьми задания на слух. Развивать у дошкольников самостоятельность, мелкую моторику рук, творческое мышление.
  2. Коррекционные: Содействовать нормализации отношений замкнутых и «непопулярных» детей со сверстниками, повышению их активности в общении и уверенности в себе.
  3. Воспитательные: Стимулировать, поддерживать стремления проявлять доброту. Создать условия для развития навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействия.

Форма занятия. 

  • Организационная часть, создание эмоционального настроя (состоит из упражнения – приветствия «Давайте поздороваемся» и упражнения – разминки «Бусы дружбы».)
  • Основная часть (состоит из упражнений: «Путешествие на ковре-самолёте», «Разноцветные круги», «Мастерская – соедини по точкам и расскажи», «Доброе животное»).
  • Заключительная часть, подведение итогов (состоит из упражнения – прощания «Эстафета дружбы»)

Ресурсное обеспечение:

  • колонка;
  • коврик;

аудиозапись:

  • диск с записью расслабляющей мелодией;

раздаточный материал:

  • бейджики с именами детей;
  • бланки к заданию «Разноцветные круги» (см. Приложение 1);
  • бланки к заданию «Соедини по точкам» (см. Приложение 2);
  • простой карандаш на каждого ребенка;
  • цветные карандаши: красный, жёлтый, зелёный.

Методы и приёмы:

Метод игрового сопровождения:

- игровые задания детям,

Метод сотрудничества:

- совместная деятельность детей и взрослого,

- активная позиция детей.

Метод наглядности:

- использование индивидуального раздаточного материала,

Словесный метод:

- стимулирующие вопросы детям,

- пояснение педагога – психолога.

Занятие ориентировано на детей старшего дошкольного возраста. Группа  состоит из шести-восьми детей в возрасте 6-7 лет.

Продолжительность данного занятия составляет 30  минут.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1.Упражнение – приветствие «Давайте поздороваемся».

Цели:

- проявление дружелюбия друг к другу, объединение детей, накопление позитивного эмоционального опыта, сплочение коллектива;

- развивать внимание и координацию движений;

Психолог:

- Ребята, предлагаю вам поздороваться, но необычным способом.

Дети по сигналу педагога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (вполне возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться  поздороваться  именно с тем, кто обычно не обращает не него внимания). Здороваться надо определённым образом:

  • плечиками;
  • спинками;
  • за руку.

(Разнообразие тактильных ощущений, появляющихся при проведении этой игры. Даст ребёнку возможность почувствовать своё тело, снять мышечное напряжение. Смена партнёров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время игры).

2. Упражнение-разминка «Бусы дружбы».

Цели:

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость, желание помогать другим;

- создать ощущение единства.

Психолог:

- Ребята, помогите мне собрать все бусинки моих бус. (Дети собирают бусинки). Каждый из вас нанизывая их на шнурок, назовёт ласково имя рядом сидящего ребёнка, например: Сашенька.

- Посмотрите на эти бусы. Бусинки на шнурке все вместе. Так и ребята всегда должны быть все вместе и  дружить друг с другом).

- Ребята, предлагаю вам совершить путешествие в удивительную страну Знаний, которой нет ни на одной карте мира. Вы готовы сейчас отправиться в эту страну? (Ответ детей). Как вы думаете, какой сказочный предмет нам помог бы совершить путешествие?

Дети:

- Ковер-самолет, сапоги-скороходы, волшебная палочка, волшебный корабль и т.д.

3. Упражнение «Путешествие на ковре-самолёте»

Психолог:

- У меня как раз есть ковёр-самолёт. Присядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните... Отправляемся в путешествие на ковре-самолёте. Почувствуйте, как ваши ноги, руки удобно расположились на этом ковре. Путешествие начинается...

- Наш ковёр медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваше лицо? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Постарайтесь мысленно «увидеть» эту страну как можно более подробно. Здесь вы будете чувствовать себя совершенно спокойно и счастливо. Может произойти что-то чудесное и волшебное, потому что это «Удивительная страна Знаний». А вот и она. Открывайте глаза, слезайте с ковра-самолёта.

Психолог:

- Я думаю, вы без труда справитесь со всеми заданиями, которые будут встречаться на вашем пути. Я хочу вам поведать секрет: страна Знаний состоит из множества разных мастерских, где и будем мы с вами работать.

Психолог:

-  А начнем мы  с Мастерской Ума.

- Для вас приготовлено небольшое задание, мне очень интересно узнать научились ли вы работать сообща, умеете ли вы договариваться между собой.

4. Упражнение «Разноцветные круги»

Цели:

- Развивать умение ориентироваться на плоскости и в соответствии с этим различать пространственное направление от себя: вверху-внизу, справа-слева.

- Расширять и активировать словарный запас детей.

- Закреплять знания детьми цвета и формы.

- Развивать сообразительность, смекалку, находчивость;

Психолог:

- Итак, перед вами пустая таблица. Нарисуйте в клеточках красные, желтые и зеленые круги так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце не было одинаковых кружков.

О

О

О

0

0

0

0

0

0

Психолог:

- Отлично! Молодцы! Вы быстро справились с заданием, а как вы думаете почему? (ответы детей).

- Я предлагаю не задерживаться в Мастерской Ума, а отправиться в Мастерскую соедини по точкам и расскажи. Вы согласны? (ответ детей).

  1. Упражнение  «Мастерская - соедини по точкам и расскажи»

Цель:

- развитие познавательной деятельности, активизации речемыслительной деятельности и развития графомоторных навыков;

- закреплять навыки счета в прямом порядке в пределах двух десятков.

Педагог:

- Перед вами лист бумаги (Приложение №2), вам необходимо соединить точки по цифрам от 1 до 10 и получить законченный рисунок. (Дети выполняют самостоятельно задание, если затрудняются, то предложить помощь)

- Что же у вас получилось? (Дети по очереди друг за другом называют что у них получилось после соединения точек). Трудное ли было для вас это задание? (ответы детей по завершению работы на листке)

- Какое у них настроение?

- А какие домашние животные есть у вас дома? Какое животное ты хотел (-а) бы завести?

(После того как ребенок последовательно обвел все цифры по порядку, у него получился законченный рисунок, который можно предложить раскрасить дома).

- Предлагаю вам со мною поиграть.

6. Подвижная игра  «Доброе животное».

Цели:

- способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других,

- развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.

Психолог:

- Пожалуйста, встаньте кругом и возьмитесь за руки. (Тихим, таинственным голосом говорит) Поиграем в игру «Доброе животное». Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. Вдох – все делают шаг вперёд. Выдох – шаг назад. Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте, изобразим и послушаем, как бьётся его большое сердце. Вдох – все делают шаг вперёд и топот ногами.  Выдох – шаг назад и топот ногами

(Дети выполняют задание одновременно с педагогом. Упражнение  повторяется 2—3 раза).

- Девчонки и мальчишки, вы справились со всеми заданиями. Вы молодцы. Пришло время возвращаться в детский сад. Присядьте поудобнее на наш ковёр-самолёт и закройте глаза. Вдохните и выдохните... Отправляемся. Почувствуйте, как ваши ноги, руки удобно расположились на этом ковре. Наше путешествие заканчивается. Откройте глаза. Сойдите с ковра-самолёта.

7. Упражнение – прощание «Эстафета дружбы».

 Психолог:

 (Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает ведущий).

- Давайте при помощи рукопожатия передадим свою дружбу. Я передам вам свою дружбу, и она идёт от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей доброты. Пусть же она вас не покидает и греет.

Подведение итогов.

Психолог:

- Каким было  путешествие в страну Знаний? (ответы детей).

- Спасибо вам ребята, мне тоже было очень интересно и весело с вами.

-  До свидания!

Список используемой литературы:

  1. Алябьева Е.А.. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам.-М.: ТЦ Сфера, 2005.-88 с.
  2. Владимирова Н. Арифметика для малышей.-М.: АСТ-ПРЕСС, 1999
  3. Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками / авт.-сост. М.Р. Григорьева. Волгоград: Учитель, 2009
  4. Образцова Т.Н. Психологические игры для детей. М.: ООО «Этрол», 2005.
  5. Сакович Н.А. Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования.-Мн., 2003.
  6. Узорова О.В., Нефедова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей к школе: игры задачи, основы письма и рисования. – М.: АСТ: Астрель, 2005.
  7. nsportal.ru

Приложение 1

Бланк к заданию «Разноцветные круги»

Приложение № 2

Бланки к упражнению «Мастерская соедини по точкам и расскажи»

           

                       

   

                   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Организация коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими натальную травму шейного отдела позвоночника (НТШОП)»

Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми,  имеющими натальную травму шейного отдела позвоночника /НТШОП/ в условиях специализированной группы дошкольного образовательног...

Разработка коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Развитие коммуникативных навыков. «Путешествие в сказочную страну»

Автор: Несмеянова В.И. педагог-психолог МБДОУ г.Иркутска детского сада №43Разработка коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Развитие коммуникативных навыков.«Путешес...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Страна понимания"

Занятие для детей старшего длшкольного возраста. Итог работы по коррекции эмоциональной сферы психики....

Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Тема: «Путешествие в страну Чувств».

Вид занятия:  - коррекционно - развивающее занятие.Цель занятия: способствовать развитию эмоциональной сферы детей, умений понимать и выражать своё эмоциональное состояние, учить распознавать чув...

Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста "Волшебная страна чувств"

Предлагаемое занятие направленно на первичное знакомство с чувством радости; формирование адекватных эмоциональных состояний и проявлений в контактах с окружающими людьми....

Система коррекционно - развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста: Развитие речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста

Проблема речевого недоразвития является одной из актуальных в логопедии. Её значимость определяется не только распространённостью речевой патологии у детей, но и тем влиянием, которое оказывает речево...

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Развивающие игры»

Конспект коррекционно-развивающего занятия  педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста "Развивающие игры"...