К ПРОБЛЕМЕ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ВЫПУСКНИКОВ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУПП
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Гордиенко Наталья Сергевна

К проблеме личностной готовности к обучению в школе выпускников логопедических групп

Скачать:


Предварительный просмотр:

К ПРОБЛЕМЕ ЛИЧНОСТНОМ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ВЫПУСКНИКОВ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУПП

Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству.

Проблема подготовки детей к обучению в школе уже несколько десятилетий привлекает внимание широкого круга специалистов различного профиля: педагогов, психологов, дефектологов. Она сохраняет свою актуальность в связи с тем, что обучение в современной школе требует от ребенка не только владения определенными знаниями и представлениями, но обладания надлежащим уровнем сформированности психики.

В отечественной литературе проблема готовности к школьному обучению, вытекающая из трудов Л.С. Выготского, содержится в работах Л. И. Божович, Л.А. Венгера, Е.Е. Кравцовой, Н.Г. Салминой, Д.Б. Эльконина, Н.И.Гуткиной.

Согласно этим исследованиям, готовность к обучению можно рассматривать как достижение такого уровня общего развития ребенка и сформированности его навыков, которые создали бы оптимальные возможности для успешного вхождения его в школьную жизнь.

По мнению Л.С. Выготского, ребенок, прошедший 7-летний возрастной период, способен перейти от ситуативного поведения к поведению и деятельности, подчиненным определенным правилам и принятым нормам.

Д.Б. Эльконин к наиболее важным предпосылкам учебной деятельности относил умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкцию взрослого, работать по образцу.

Основной идеей фундаментальных исследований Л.А. Венгера стало положение о том, что центральным новообразованием, обеспечивающим успешность протекания учебной деятельности, является выполнение дошкольниками деятельности с правилами. Им, в частности, разработана система дидактических игр, сочетающих в себе игровой замысел со строгим соблюдением правил.

А.В. Запорожец под готовностью ребенка к школе понимал: ...целостную систему свойств и качеств, характеризующих достижение ребенком новой, более высокой стадии общего физического, умственного, нравственного и эстетического развития... Наряду с этим существенное значение он придавал приобретенному детьми запасу элементарных знаний об окружающем, простейшим навыкам практической и умственной работы, достигнутому ими уровню развития мышления и речи, а также познавательных интересов, степени сформированности общественных мотивов поведения и нравственно-волевых качеств, необходимых для того, чтобы успешно заниматься социально-значимой деятельностью, направленной на усвоение школьного курса основных наук.

В характеристике предпосылок учебной деятельности Е.Е. Кравцова основной упор делает на роль общения в развитии ребенка. Ею выделяются три сферы общения ребенка: отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития, которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности.

Исследование общения ребенка с окружающими показало, что на рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возраста общение становится произвольным, подчиняясь не непосредственным импульсам ребенка, а определенным нормам, правилам.

Готовность к обучению в школе, прежде всего, определяется как наличие соответствующих мотивов учения: понимание значимости учения, стремление и интерес к знаниям, проявляемый ребенком. Вторым по значимости компонентом психологической готовности к школе, по мнению авторов, является определенный уровень произвольности, умение регулировать свое поведение. Высокий уровень развития познавательных процессов (дифференцированное восприятие, логические операции, способы осмысления, запоминания и прочее) является третьей важной стороной психологической готовности к школе. Мотивы связанные с интересом к учению, выявлены лишь у 8 % детей, приходящих в школу.

Именно в этом авторы видят причину того, что, придя в школу, дети теряют интерес к ней.

Готовность к школе - это прежде всего готовность к овладению высоко опосредованными, внеситуативными формами регуляции деятельности, позволяющими строить ее в соответствии с заданными нормами. В отличие от школьников для дошкольников типична регуляция деятельности на основе тех или иных особенностей ситуации (ориентация на конкретный результат действий, на требование конкретного взрослого и т.п.).

Например, решая какую-либо задачу, ребенок должен не просто найти ответ, но получить его строго определенным путем.

Волевая готовность как комплекс психических качеств ребенка, который включает в себя понимание ребенком смысла учебной задачи, осознание способов выполнения действий, навыки самоконтроля и самооценки, сознательного регулирования своего поведения, его подчинения решению учебных задач, умение организованно вести себя на уроке.

Для того, чтобы начало школьного обучения послужило основой для нового этапа развития, ребенок должен быть готов к нему психологически. Неготовность ребенка к школе обычно запоздало обнаруживается в фактах неуспеваемости, в дидакто- неврозах, повышении школьной тревожности.

Иногда эти явления смягчаются к концу второго года обучения, но часто сохраняются и надолго закрепляются, поэтому особое значение приобретают психологически обоснованный отбор детей в первый класс. Однозначного мнения о слагающих компонентах готовности ребенка к школе пока нет. Исследовать психологическую готовность ребенка к школьному обучению во всем объеме означает диагностировать различные ее стороны: мотивационную; интеллектуальную; волевую готовность; сформированность у ребенка отношения к учителю как к взрослому, обладающему особыми социальными функциями; развить необходимые формы общения со сверстниками; уровень самооценки данного ребенка.

Современная школа требует от поступающего в первый класс ребенка наличия определенного уровня развития произвольности поведения, ориентировки в окружающем, мышления и речи, мелких движений кистей рук, сформированного желания идти в школу, определенной мотивации учения, достаточного уровня предпосылок учебной деятельности, определенного «типа школьной зрелости».

Каждого выпускника логопедических групп должны совместно исследовать логопед и психолог. При этом необходимо выявить соответствия возможностей каждого ребенка требованиям школьного обучения, т.е. выяснить, есть ли у данного ребенка необходимый и достаточный уровень психического развития, который позволит освоить школьную программу в условиях обучения в группе сверстников.

При различиях в формулировках всех авторов, работающих над проблемой готовности к школе, их объединяет понимание готовности к школьному обучению как комплекса определенных психических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для успешного включения дошкольников в школьную жизнь.

Значение этих составляющих в комплексе качеств, включающихся в понятие готовности, особенно явно выступает в случаях их несфор- мированности, что характерно для детей с системными нарушениями речи, с сочетанной патологией. Высокие требования современной жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, в частности, в работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии.

Внимание у детей с нарушением речи характеризуются недостаточной устойчивостью, быстрой истощаемостью в процессе работы. Поэтому дошкольники допускают ошибки на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечают и устраняют их.

У большинства детей логопедических групп снижена слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими сверстниками. Они часто забывают сложные инструкции, опускают их некоторые элементы, меняют последовательность предложенных заданий Однако у детей данной категории остаются достаточно сохранными возможностями смыслового, логического запоминания.

Анализ научных исследований по проблеме изучения дошкольников с речевыми на рушениями подтверждает, что все аспекты их психического развития изучены одинаково. Наименее изученным является аспект личностного развития, а при изучении проблемы готовности дошкольников с нарушениями речи к школе неизученным является аспект личностной готовности к обучению.

При исследовании готовности детей логопедических групп к обучению в школе выяснилось, что многие дети не хотят идти в школу. Из бесед с родителями, детьми, наблюдений за их игровой деятельностью, посещений занятий доказательно очевидным стал тот факт, что негативное отношение детей к школе часто возникает по вине взрослых и старших братьев и сестер, обучающихся в школе.

Иногда воспитатели, необдуманно, бросают реплики на занятиях о том, что в школе за такое поведение поставят «2», отправят в угол или удалят с урока. Нередко расшалившимся дошкольникам напоминают, что скоро их научат слушаться, ведь школа - это на детский сад.

Родители дома ругают старших детей за плохие отметки, пропуски, плохое поведение в школе. Старшие братья и сестры (учеба которых не доставляет радости и не приносит успеха) рассказывают дошкольникам о том, как надоело учиться, что школа - это совсем не интересно, трудно, что каждый день нужно учиться и ни на что интересное нет времени.

Следовательно, очень важной задачей дошкольной подготовки детей логопедических групп к школе должно быть формирование позитивного отношения к школе, личностной готовности детей к обучению.

Личностная готовность включает формирование у дошкольника готовности к принятию новой социальной позиции (положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей) и проявляется в наличии учебной мотивации, умении общаться со сверстниками и взрослыми, в способности подчинять своё поведение законам детских групп. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо управлять сбоим поведением и познавательной деятельностью, что требует сформированности иерархической системы мотивов.

Следовательно, формирование личностной готовности к обучению в школе, должно складываться из разнообразных дошкольных видов деятельности: сюжетно-ролевых игр, дидактических игр, игр с правилами, рисования, конструирования, лепки, изготовления поделок, складывания кубиков, выкладывания мозаик (по заданному образцу и замыслу), игр с различными конструкторами, игр с игрушками-заместителями. Очень важно полноценное общение детей со взрослыми и сверстниками, ежедневное чтение хороших детских книг.

Одним из значимых условий успешного обучения ребенка в школе является наличие у него соответствующих мотивов учения. Многие педагоги предлагают различные пути формирования интереса к учебе, при этом основное значение уделяют ознакомлению детей с внешними сторонами школьного обучения. К.А. Климова считает, что лучшим приобщением к учебе являются экскурсии в школу, библиотеку, через знакомство и беседы с учителями, участие в школьных праздниках и так далее.

По мнению В.А. Гелло, целесообразно включить в продуктивные виды деятельности детей изготовление атрибутов школьников, фотоальбомов о школе. Большое значение она придает обучению детей работе с книгой, используя при этом дидактические игры «Экскурсия в школу», «Экскурсия в библиотеку» и другие.

Ведущая роль игры в развитии интереса к школе подчеркивается В.Г. Михайловой. Она полагает, что воспитатель должен умело организовывать игру в школу, следя за тем, чтобы каждый ребенок мог побыть учеником и учителем. Кроме того, она придает большое значение дидактическим играм и задачам.

Можно отметить, что в процессе подготовки детей к школе применяются множество различных методов формирования мотивации к учению, личностной готовности к обучению и эта работа дает положительные результаты. Обследования детей и анкетирование родителей, проведенные перед поступлением в школу подтверждают, что к концу дошкольного возраста, как правило, дошкольники положительно относятся к школе и учению.

При диагностике детей, поступающих в школу, базовыми являются исследования познавательной деятельности, речевой и физической готовности, но не личностной готовности к школе. Однако, важность формирования личностной готовности, особенно для детей с нарушениями речи очевидна.

Важным принципам психологической диагностики детей с нарушениями в развитии, в том числе и с различной речевой патологией, является апелляция к личности (И.Ю. Левченко, 2000). Ни одно психологическое явления не может быть понято без учета мотивов, целей, ценностей человека, его отношения к себе и к миру.

Итак, в специальной, научной и методической литературе нет критериев диагностики личностной готовности к школе, что приводит к необходимости дополнительных исследований в данном направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию зрительно-моторной готовности к обучению в школе детей подготовительной группы "В гостях у Царевны-Лягушки"

Тема: "В гостях у Царевны-Лягушки"Задачи: формирование зрительно-моторной готовности детей к обучению в школе.Цели: развитие внимания,скорости,реакции,моторной ловкости,подготовка руки к письму,развит...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ по результатам проведенного психодиагностического исследования готовности к обучению в школе дошкольников подготовительных групп 2013-2014 учебного года.

Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования готовности к обучению в школе дошкольников подготовительных групп 2013-2014 учебного года....

ЗАКЛЮЧЕНИЕ по результатам проведенного психодиагностического исследования готовности к обучению в школе дошкольников подготовительных групп 2014-2015 учебного года.

Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования готовности к обучению в школе дошкольников подготовительных групп 2014-2015 учебного года....

"Система работы по формированию личностной готовности к обучению в школе старших дошкольников."

Методическая разработка, в виде системы работы по формированию личностной готовности к обучению в школе старших дошкольников.Содержит занятия,игры,упражнения,работу с родителями и педагогами, направле...

«Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования готовности к обучению в школе дошкольников подготовительных групп 2015-2016 учебного года»

«Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования готовности к обучению в школе дошкольников подготовительных групп 2015-2016 учебного года»...

Презентация "Личностная готовность к обучению в школе"

В данной презентации вы найдете показатели личностной готовности ребенка к обучению в школе....