Причины отсутствия речи у детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Френцко Наталья Александровна

Почему ребенок не говорит в 2, 3, 4 года, 5, 6 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reb_ne_govorit.docx89.47 КБ

Предварительный просмотр:

 /

Почему ребенок не говорит в 2, 3, 4 года, 5,6 лет. 

http://mamaslet.com/data/uploads/2019/09/yourspeechru_685.jpg

       По нормативам речевого развития девочки должны начать говорить до 1 года, а мальчики до 1,5 лет. С учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка, в норме, до 2 лет должны заговорить все. Поэтому если ребенок не заговорил до 2 лет, необходимо проверяться у врачей и логопедов.

       «Глубокие расстройства речи в зависимости от их природы в той или иной мере ограничивают умственное развитие в целом. Это происходит как в силу взаимопроникающего единства речи и мышления, так и вследствие нарушения нормальной связи с окружающими. Последнее обедняет знания, эмоции и другие проявления личности.» М.Е. Хватцев

        В связи с этим практически всем неговорящим детям (независимо от причины отсутствия речи) с 3 лет  психологи, психиатры ставят ЗПРР. А при длительном отсутствии речи, после 6,7 лет многие психиатры делают заключение о вторично сниженном интеллекте.  Раннее начало логопедических занятий позволяет справиться логопеду с нарушением самостоятельно и сделать это с большей вероятностью излечения и быстрее. Если ждать (после 2 лет), когда ребенок разговорится, то психологические проблемы растут.  Все больше нарушается эмоционально волевая сфера, ухудшается поведение ребенка, все больше отстают от сверстников ВПФ (высшие психические функции — память, внимание, мышление, интеллект).  Поэтому при длительном отсутствии речи полная логопедическая коррекция занимает больше времени и все больше требуются дополнительные специалисты, работающие параллельно с логопедом.

        До 90% причин, по которым ребенок не говорит может выявить и излечить логопед-дефектолог, так как нелогопедические причины отсутствия речи встречаются достаточно редко. И при работе логопеда совместно с дополнительными специалистами, ведущим специалистом должен являться именно логопед. Но в последние годы, все чаще, родители неговорящих детей  обращаются к врачам, вместо логопедов. Это происходит потому что все больше стран, включая Россию, переходят на международную классификацию болезней МКБ-10 , куда начали входить речевые нарушения, которыми занимается логопед. И если раньше неврологи не имели права писать причину отсутствия речи до получения  логопедического заключения, то сейчас они обязаны ставить причину отсутствия речи без логопеда. Врачи изучают логопедию всего один месяц (17 лекций), а логопеды изучают неврологию один год. Но логопеды не могут работать неврологами, а неврологов заставили работать логопедами. Поэтому, если врачи вам поставили диагноз — задержка речевого развития, задержка психоречевого развития, алалию, расстройство аутистического спектра, аутизм, атипичный аутизм — это ничего не значит. Требуется провериться у логопеда.

       Проблема с речевыми нарушениями у МКБ-10 существует не только в России, но и  в других странах Европы, и в Америке. Родители годами бегают по врачам, пытаясь понять, почему ребенок не говорит, проводят множество ненужных, дорогостоящих обследований, и когда, в 5-6 лет все таки приходят к логопеду, то в большинстве случаев слышат от логопеда: «я ребенка уже не смогу довести до полной нормы, где вы были раньше?» В несколько раз возросло количество детей, которым диагностируют расстройство аутистического спектра, аутизм, атипичный аутизм — просто врачи не знают, что такое алалия (моторная, сенсорная, сенсомоторная). И из-за схожести некоторых симптомов пишут всем аутизм. В результате то, что логопеды могли бы своевременно исправить не излечивается и из-за упущенного времени становится неизлечимым. За границей многие логопедические сайты стали писать: «если у вас ребенок не говорит, то не тратьте время, а сразу идите к логопеду»

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ОТСУТСТВИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ВЫЯВЛЕНЫ ДО 2 ЛЕТ:

Диагноз.

В каком возрасте опытный специалист может выявить.

 

Как это выглядит для родителей

Основные специалисты, занимающиеся коррекцией данного нарушения

Аутизм. После года.

Ребёнок не идёт на контакт с людьми, даже с родителями. При общении не смотрит в глаза.

 Психолог, Психиатр

Интеллектуальная недостаточность, умственная отсталость. После года.

См. Специализированные сайты.

 Психиатр, Олигофренопедагог- дефектолог.

Отсутствие слуха. Сразу после рождения.

 Не слышит никаких звуков окружающей среды.

 ЛОР (Оториноларинголог), Сурдопедагог

 Ринолалия,  Сразу после  рождения

  Расщелины губы, нёба.

 Хирург, Логопед-дефектолог

 Афония, (нарушение работы голосовых связок). Сразу после  рождения

  Отсутствие голоса, крика у младенца. Часто при ДЦП.

 ЛОР (Оториноларинголог), Невропатолог, Фониатр, Логопед-дефектолог.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ОТСУТСТВИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ВЫЯВЛЕНЫ С 2 ЛЕТ:

Диагноз.

В каком возрасте опытный специалист может выявить.

Как это выглядит для родителей

Основные специалисты, занимающиеся коррекцией данного нарушения

ОНР обусловленное снижением слуха. Диагноз чаще ставится после 3 лет

  Ребёнок невнимателен, приходится повышать голос, так как  нередко родители не замечают, что ребёнок не слышит тихие звуки.

 ЛОР (Оториноларинголог) 

Логопед-дефектолог.

Задержка речевого развития (ЗРР).

Диагноз чаще ставится с 2 до 3 лет.

1. Отсутсвовало общение со сверстниками (Отсутствовала языковая среда)2. Двуязычие (билингвизм) в семье.

Так как это самая простая причина отсутствия речи у детей, то скорректировать могут любые из перечисленных специалистов:

 Логопед-дефектолог, олигофрено-педагог, психолог, и даже родители, начав правильно заниматься развитием ребёнка.

(ЗРР) (ЗПРР - Задержка психоречевого развития) обусловленное недостатками воспитания. Диагноз чаще ставится с 2 до 3 лет.

 1. Родители ребёнком не занимались, в надежде что сам заговорит, или занимались неправильно.2. В результате неправильного воспитания ребёнок не хочет (при гиперопечных родителях) или боится говорить (при социальных и психологических проблемах в семье)

Психолог, Логопед-дефектолог.

 Афазия (1 ур. ОНР) Диагноз чаще ставится после 3 лет

  В результате черепно-мозговой травмы или болезни пропадает речь. "Говорил фразами, а потом замолчал."

  Логопед-дефектолог, Невропатолог

Анартрия, Артикуляционная апраксия, Дизартрия. (1 ур. ОНР) с 2 лет.

 Ребёнок не может произносить звуки, Иногда бывает, что он не может: улыбаться, дуть, жевать твёрдую пищу. Часто это нарушение сочетается с ДЦП.

 Логопед-дефектолог, Невропатолог

Моторная алалия (1 ур. ОНР) в 2,5 года.

Ребёнок всё понимает, но не говорит, не запоминает, не повторяет слова. Производит впечатление умного, эмоцианального ребёнка, которого можно понять без слов. Часто пользуется жестами и отдельными звуками.

 Логопед-дефектолог

Сенсорная алалия (1 ур. ОНР) в 2,5 года.

Говорит на своём непонятном "птичьем" языке, вместо ответов на вопросы - дословно повторяет вопрос (эхолалия), Не понимает, что ему говорят, Часто реагирует только на маму.

 Логопед-дефектолог

Нередко причины отсутствия речи совмещаются, что затрудняет и замедляет коррекционную работу. Например в моей практике был случай: Неговорящий ребенок с сенсомоторной алалии, со стёртой формой дизартрии, двуязычием и сниженным слухом — в результате на то, чтобы довести ребёнка до ОНР 3 уровня ушло 3 года, вместо года.

ПРИЧИНЫ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ:

  1.  Наличие негрубой родовой травмы;
  2. Длительные соматические заболевания в раннем детстве;
  3. Неблагоприятное воздействие речевой среды;
  4. Просчеты воспитания;
  5. Дефицит общения.

ПРИЧИНЫ АНАРТРИИ, ДИЗАРТРИИ:

        Воздействие «различных неблагоприятных внешних факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Среди причин важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение неравной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже – нарушения мозгового кровообращения, опухоль головного мозга, пороки развития нервной системы, например, врожденная аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мёбиуса), а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем».

ПРИЧИНЫ АФАЗИИ:

  1. Нарушения мозгового кровообращения,
  2. Ишемия,
  3. Черепно-мозговые травмы,
  4. Опухоли,
  5. Инсульты,
  6. Тромбоэмболии,
  7. Инфекционные заболевания головного мозга.

ПРИЧИНЫ РИНОЛАЛИИ:

1. Удаление аденоидных разращений или, реже, после постдифтерийного пареза;

2. Повреждения языкоглоточного и блуждающего нервов, ранения, давление опухоли;

3. Врожденное расщепление мягкого или твердого нёба, укорочение мягкого нёба;

4. Органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания;

5. Невротические расстройства.

ПРИЧИНЫ АФОНИИ:

1. Врожденный порок развития гортани;

2. Врожденный подголосовой  стеноз гортани;

3. Ангиома  гортани;

4. Хронический ларингит, воспаление различных отделов дыхательной системы;

5. Доброкачественные и злокачественные новообразования гортани;

6. Неврологические заболевания;

7. ДЦП;

8. Астенические состояния;

9. Миастения;

10. Эндокринные нарушения;

11. Травмы голосового аппарата;

12. Острые инфекционные заболевания (грипп, ОРВИ, ангина…);

13. Обструкция дыхательных путей инородными телами;

14. Операции на органах шеи;

15. Перенапряжение голоса, частый и продолжительный крик у детей;

16. Химические ожоги.

ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ (ОТСУТСТВИЯ) СЛУХА:

Врождённые:

1. Краснуха, сифилис и некоторые другие инфекции матери во время беременности;

2. Низкая масса тела при рождении;

3. Асфиксия при рождении (недостаток кислорода во время родов);

4. Ненадлежащее употребление лекарственных средств (таких как аминогликозиды, цитотоксические препараты, противомалярийные лекарства и диуретики) во время беременности;

5. Тяжелая желтуха в неонатальный период, которая может приводить к поражению слухового нерва новорожденного ребенка.

Приобретённые:

1. Инфекционные заболевания, включая менингит, корь и свинку;

2. Хроническая инфекция ушей;

3. Скопление жидкости в ухе (средний отит);

4. Использование некоторых лекарственных средств, таких как препараты, применяемые для лечения неонатальных инфекций, малярии, лекарственно устойчивого туберкулеза и онкологических заболеваний;

5. Травмы головы или уха;

6. Чрезмерный шум;

7. Рекреационное воздействие громких звуков, например во время использования персональных аудиоустройств при высоких уровнях громкости и в течение продолжительных периодов времени;

8. Ушная сера или инородные предметы, блокирующие наружный слуховой проход.

ПРИЧИНЫ АЛАЛИИ:

1.     Возраст родителей в период рождения ребенка от 30 до 40 и более лет;

2.     Дети от 3ей, 4ой и более поздних по порядку беременностей;

3.     Патология во время  беременности;

4.      Осложнения во время родов;

5.     В первые месяцы жизни дети до года, имели частые и разнообразные заболевания с высокой температурой.

Одновременное взаимодействие нескольких вышеперечисленных факторов.

ПРИЧИНЫ АУТИЗМА:

1. Врожденные нарушения обмена веществ, которые дебютируют у плода внутриутробно. В в этом случае на патогенетическом уровне отмечается несоответствие продукции некоторых нейромедиаторов и гормонов.

2. Аутоиммунные процессы, при которых происходит сбой в формировании нормальных нервных клеток и их соединений между собой. Подобные ранние внутриутробные нарушения становятся основой различных патологий головного мозга.

3. Дородовые или послеродовые осложнения. К таковым относят краснуху матери при беременности, перенесенный после рождения сифилис, менингит, ревматизм, энцефалит и другие тяжелые инфекционные заболевания.

4. Наследственные факторы.

5. Биохимические нарушения в организме, которые развиваются внутриутробно.

6. Нарушения познавательных функций и речи.

7. Нарушения эмоциональной сферы.

Одновременное взаимодействие нескольких вышеперечисленных факторов.

ПРИЧИНЫ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ:

Наследственная предрасположенность, а также вредные факторы, влияющие на организм матери при беременности, например,  лекарства (некоторые антибиотики, противозачаточные препараты), алкоголь и наркотики, инфекции (особенно, вирусные, например, краснуха, грипп). Некоторые заболевания, которые были у женщины до беременности, могут спровоцировать умственную отсталость у ребенка. Это инфекции (токсоплазмоз, сифилис, гепатит), сахарный диабет, сердечные заболевания, генетические заболевания.

Причинами олигофрении могут стать и тяжелый токсикоз во время беременности, резус-конфликт, патология плаценты. Фактором риска умственной отсталости являются недоношенность, стремительные роды, родовые травмы;

Влияние радиоактивного излучения и агрессивных химических реагентов.

Также причиной могут стать хромосомные нарушения:

1. Синдром Дауна (трисомия по  хромосоме 21). Умственная отсталость обычно средней степени тяжести.

2. Синдром полисомии Х-хромосомы. Интеллект в пределах нижней границы нормы (при трисомии) при тетра-  и пентасомии интеллектуальная недостаточность нарастает.

3. Синдром Клайнфельтера. Коэффициент интеллекта ниже 80.

4. Синдром Вольфа-Хиршхорна (синдром 4р-). Ведущим клиническим признаком является задержка психомоторного развития.

5. Синдром дупликации короткого плеча хромосомы 9 (синдром 9р+). Олигофрения.

6. Синдром Альфи (синдром 9р-). Умственная отсталость в стадии имбецильности, реже – дебильности.

7. Синдром Орбели (синдром 13q+). Умственная отсталость в стадии имбецильности или идиотии. Дети с грубыми пороками умирают до года, хотя отмечены пациенты в возрасте 40 лет.

8. Синдром трисомии длинного плеча 14-й хромосомы (синдром 14q+). Дети резко отстают в психомоторном и физическом развитии.

9. Синдром кольцевой хромосомы 18.  Умственная отсталость как правило тяжелая и проявляется у 100% больных.

10. Синдром 18q-. Умственная отсталость, как правило, глубокая и наблюдается в 100% случаев.

11. Синдром моносомии короткого плеча 18 хромосомы (синдром 18р-). Все больные отстают в психомоторном развитии, во многих случаях отсутствует фразовая речь до 7-9 лет.

12. Синдром кольцевой хромосомы 22. Умственная отсталость проявляется как легкой, так и выраженной олигофренией. Больные легко возбудимы, отмечается частая смена настроения, нарушение координации, а также грубое недоразвитие речи, вплоть до ее отсутствия.

13. Синдром Энгельмана (синдром "счастливой куклы"). Описан в 1965 году. Основными признаками заболевания являются: необычный и частый смех, специфичное лицо с гримасой улыбки, повторяющиеся кукольные стереотипные движения, отсутствие речи.

14. Синдром Вильямса (лицо "эльфа"). Умственная отсталость различной степени, разнообразные психические нарушения, низкий интеллект.

ПРИЧИНЫ ЗАДЕРЖКИ ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ:

Настоящие причины:

1. Родители ребёнком не занимались, в надежде что сам заговорит, или занимались неправильно.
2. В результате неправильного воспитания ребёнок не хочет (при гиперопечных родителях) или боится говорить (при социальных и психологических проблемах в семье)

Неточный предварительный диагноз

Часто ставят не говорящим детям, в надежде на уточнение диагноза у специалистов. И причинами естественно может быть всё из перечисленного выше, так как настоящая причина еще не выявлена.

Важно:

У логопедов есть 2 обследования: 

Первичное - где вам чаще всего поставят ЗРР, ЗПРР, ОНР - предварительный диагноз.

 Динамическое обследование - после нескольких логопедических занятий, где в процессе корреции уточняется клинический диагноз - то есть настоящий диагноз. Сколько времени займет постановка точного диагноза зависти от опыта логопеда. Нередко опытные логопеды говорят точный диагноз уже на 1 обследовании.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ У СПЕЦИАЛИСТОВ НА ПРЕДМЕТ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРИЧИН ОТСУТСТВИЯ РЕЧИ:

1. Педиатр;
2. Лор (Оториноларинголог);
3. Невропатолог;
4. Психиатр;
5. 
Логопед-дефектолог.

Эти специалисты либо сами выявят причину и займутся коррекцией, либо после определения причины направят на лечение к другим специалистам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Основные социальные и педагогические причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста "

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональностью.  Задачей педагога - психолога является своевременно распознать ...

Причины нарушения речи у детей старшего возраста

В помощь родителям, воспитателям и логопедам...

консультация для родителей "Причины отсутствия аппетита у ребенка дошкольного возраста"

Причины отсутствия аппетита у ребенка дошкольного возраста...

Артикуляционная диспраксия как причина отсутствия речи у детей

Этого нарушения нет ни в клинико-педагогической, ни в психолого-педагогической классификациях. Но она описана многими специалистами дефектологического направления: Корневым А.Н., Леонтьевым А.Н., Визе...

Причины отсутствия речи у детей дошкольного возраста

ППочему ребенок не говорит в 2, 3, 4 года, 5,6 лет. ...