Артикуляционная диспраксия как причина отсутствия речи у детей
материал по логопедии

Арькова Наталья Геннадьевна

Этого нарушения нет ни в клинико-педагогической, ни в психолого-педагогической классификациях. Но она описана многими специалистами дефектологического направления: Корневым А.Н., Леонтьевым А.Н., Визель Т.Г., Бабиной Г.В. и так далее. По своей сути артикуляционная диспраксия описана в каждом логопедическом учебнике, но как симптом моторной алалии. И действительно, они часто идут вместе, но....

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городское методическое объединение учителей-логопедов

города Зеи

Тема выступления:

«Артикуляционная диспраксия, как причина отсутствия речи у детей»

Учитель-логопед МДОАУ д/с №12

Арькова Н.Г.

Зея, 2020 г.


Арткуляционная диспраксия, как причина отсутствия речи у детей.

Итак, для начала разберемся с терминами, которые нам понадобятся.

Гнозис - (греч. происх.) узнавание. При помощи чувственного (обоняние, зрение, вкус, осязание, слух) восприятия, человек способен к узнаванию окружающих предметов.

Праксис - (греч. происх.) способность к выполнению целенаправленных произвольных движений и действий. Следует обратить внимание на то, что в данном случае говорится о целенаправленном движении (нервные тики и другие неврологические заболевания, проявляющиеся подёргиванием мышц, в эту группу не входят).

Праксис формируется на базе гнозиса, также как и влияет на формирование последнего. Эти два процесса неразрывно связаны, поэтому и нарушаются чаще всего вместе. Но надо понимать, что возможны несколько вариантов развития:

▪️ и праксис, и гнозис нарушены достаточно сильно и приблизительно в одинаковой степени мешают ребёнка качественно овладеть речевой функцией;

▪️ нарушены оба компонента, но нарушение гнозиса значительнее затрудняет речевое развитие;

▪️ нарушены оба компонента, но праксис в большей степени мешает овладеть речью.

А теперь перейдем непосредственно к артикуляционной диспраксии, которая представляет собой нарушение речевого развития, проявляющееся в трудностях формирования артикуляционного уклада или переключения с одной артикуляционной позы на другую из-за нарушения моторного планирования, что проявляется в речи как нарушение звукопроизношения и слоговой структуры слова.

Артикуляционную диспраксию можно разделить на:

▪️ афферентную (кинестетическую)

▪️ эфферентную (кинетическую)

Афферентная форма артикуляционной диспраксии подразумевает трудности формирования артикуляционного уклада из-за нарушения соматогнозиса (восприятия собственного тела), то есть ребёнок плохо чувствует свои органы артикуляционного аппарата, в следствие чего он просто не понимает куда ему поставить язык и как управлять губами (образно говоря). Такую же картину мы можем наблюдать при дизартрии. Отличие этих двух нарушений в наличии или отсутствии патологического тонуса мышц.

Эфферентная форма артикуляционной диспраксии подразумевает нарушение моторного планирования речевого потока. Это один из последних этапов речепорождения. Важно понимать, что праксис - это психическая функция. Планирование движений требует сформированности схемы тела, памяти, внимания, мышления, что обеспечивается накопленным опытом.

Само понятие «диспраксия» не ново. Раньше оно рассматривалось в рамках корковой дизартрии. Сейчас его начали выделять в отдельное…нельзя сказать что речевое расстройство, потому как в классической логопедии нет такого логопедического заключения, можно сказать, что его указывают в рамках механизма речевого нарушения.

В том числе и как одну из причин 1 уровня речевого развития у ребенка, то есть отсутствия речи. Корнев А. Н. говорит, что в этом случае артикуляционная диспраксия рассматривается как синдром речевого нарушения.

Общие симптомы при диспраксии:

  • отсутствие чувства направления движения;
  • наличие синкинезий (то есть «со-движений», излишних движений). Например, при выполнении письменного задания ребенок открывает рот, высовывает язык. При выполнении пробы на динамический праксис «кулак-ребро-ладонь» одной рукой может начать двигаться вторая рука, которая в норме участвовать не должна;
  • трудности зрительно-моторной координации – ребенку с диспраксией сложно попасть дротиком в цель, ракеткой по мячу, писать точно по клеточкам, то есть совершать сложные движения, включающие синхронизацию зрительной информации и движения;
  • потеря элементов при выполнении серии движений, когда задана четкая последовательность выполнения, например, в танце, в прописях;
  • трудности в различении правой и левой руки, правой и левой стороны относительно своего тела и пространства вокруг себя. Например, ребенок с диспраксией затрудняется выполнить двигательное задание по инструкции «положи правую руку на плечо, а левую на голову», «дотронься языком до носа»;
  • сложности в тонкой моторике;
  • неуклюжесть после достижения возраста двух лет (дети продолжают спотыкаться и падать на ровном месте), повышенная/пониженная двигательная активность, неосторожность;
  • неопрятность (диспраксия затрудняет формирование навыка поддержания опрятности, поскольку ребенок плохо чувствует свое тело и плохо усваивает алгоритмы действий);
  • нежелание осваивать новые двигательные навыки;
  • замедленная автоматизация навыков.

Во время логопедического обследования у детей мы видим трудности переключения, моторную неловкость. В процессе коррекции таким детям тяжело даются переключения, например с «А» на «И». Даже артикуляционная гимнастика вызывает затруднения, особенно переход с одной артикуляционной позы на другую. При этом параличей и нарушения тонуса артикуляционного аппарата у ребенка нет. У ребенка нарушен, в разной степени, общий, кистевой, пальцевый и артикуляционный праксис.

Соответственно, исходя из наличия АД у неговорящего ребенка, стоит скорректировать маршрут коррекции, включая специальные упражнения для развития моторного планирования различных видов праксиса.


Список используемых источников:

  1. Инстаграм аккаунт @lesya_logoped
  2. А.Н.Корнев  Артикуляционная и вербальная диспраксия у детей. // Новости оторинолярингологии и логопатологии (приложение № 1 1999). Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции.-СПб, 1999,с.57-630

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что нужно знать родителям о причинах нарушения речи у детей

В статье говорится о причинах речевых нарушений; о тех диагнозах, которые могут быть поставлены ребёнку с речевой патологией....

Памятка для родителей "10 причин нарушений речи у детей".

Памятка для родителей "10 причин нарушений речи" может быть использована как материал для информационно-просветительского логопедического стенда.  В качестве информации при подготовке к родительс...

Причины нарушения речи у детей старшего возраста

В помощь родителям, воспитателям и логопедам...

Статья "Причины нарушения речи у детей"

У каждого периодически возникают проблемы. Мы их решаем. Однако, в процессе решения  нередко возвращаемся к вопросу : "Почему это случилось?" Понимание причины позволяет направить все силы только...

Что нужно знать родитетелям о причинах нарушения речи у детей

Что нужно знать родителям о причинах нарушения речи у детей....

Причины отсутствия речи у детей дошкольного возраста

ППочему ребенок не говорит в 2, 3, 4 года, 5,6 лет. ...

Причины отсутствия речи у детей дошкольного возраста

Почему ребенок не говорит в 2, 3, 4 года, 5, 6 лет....