Роль развивающих игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Роль развивающих игр

в формировании элементарных математических представлений

у детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования г. Москвы

Государственное казенное общеобразовательное учреждение г. Москвы

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №30 им. К.А. Микаэльяна»

107076 г. Москва ул. Олений вал д.22

тел/факс: 8(495)603-07-33, E-mail: uvk30@mail.ru

Методические рекомендации

«Роль развивающих игр

в формировании элементарных математических представлений

у детей дошкольного возраста»

Подготовила

Учитель – дефектолог

 Малова Оксана Ивановна


Игра, как ведущий вид деятельности детей в дошкольный период их жизни формирует детский интеллект и картину мира, развивает психические процессы, коммуникативные умения и навыки. Развивающая игра — это игра, в процессе которой происходит развитие или усовершенствование различных навыков. Дошкольники, играющие в развивающие игры, тренируют критическое и логическое мышление, учатся проводить аналогии.

При подборе и проведении развивающих игр необходимо учитывать следующие факторы: работу с детьми следует проводить в системе, связывать мероприятия с работой в повседневной жизни, учитывать индивидуальные и физиологические особенности детей, использовать разнообразные формы работы (игры, наблюдения, досуги и т. д.)

На сегодняшний день существуют очень много развивающих игр.

Блоки Дьенеша

Логические блоки придумал венгерский математик и психолог З. Дьенеш, они представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

– четырех форм (круги, прямоугольники, круги, треугольники);

– трех цветов (красные, синие, желтые);

– двух размеров (большие и маленькие);

– двух видов толщины (толстые и тонкие)

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификацию, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение).

Палочки Кюизенера разработал бельгийский математик Х. Кюизенер.

Комплект цветных палочек – чисел состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и размеров. Каждая палочка представляет собой прямоугольную призму с поперечным сечением, равным 1 кв. сантиметру. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной, то есть длиной в сантиметрах. Отбор цвета не произволен, цвета распределены по условным классам.

Например: класс красных чисел – числа кратные двум (2, 4, 6, 8); класс синих чисел – числа равные трем (3, 6, 9); класс желтых чисел – числа кратные пяти (5, 10).

Палочки Кюизенера помогут ребенку не только разобраться в мире чисел, но и свободно в нем ориентироваться, освоив попутно такие понятия как “больше – меньше”, “на сколько больше – меньше”, “длиннее – короче”. С помощью палочек можно строить лестницы, моделировать геометрические фигуры, составлять различные узоры, “плести разноцветные коврики” знакомясь с составом числа из двух меньших чисел.

Творческие, развивающие (интеллектуальные) игры, разработанные Б.П. и Л.А Никитиными для своих детей.

Игры Никитиных построены по принципу постепенно усложнения заданий. Самые простые варианты игр по силам даже годовалым детям, а наиболее сложные заставят поломать голову даже старшеклассников. Это дает возможность играм Никитиных оставаться интересными и полезными в течение долгих лет – от раннего детства до юности ребенка, позволяют использовать их для семейного досуга. В результате, для каждого ребенка можно выбрать задание, соответствующее его уровню развития, и постепенно его совершенствовать. Важно, чтобы условия задачи не были чересчур простыми, в идеале они должны требовать от ребенка максимального напряжение интеллектуальных и творческих способностей, слегка опережая уже известные ему методы и приемы мышления.

Все игровые пособия Никитиных построены таким образом, чтобы максимально стимулировать самостоятельность ребенка, развивать его творческие способности, а не только исполнительские черты и умение действовать по инструкции. Важно воздержаться от пошаговых объяснений порядка решения той или иной задачи и не помогать ребенку. В процессе проб и ошибок, он сам практическим путем найдет верное решение. Игры не ограничиваются описанными в инструкции вариантами, пособия созданы таким образом, чтобы родители и воспитатели могли по аналогии с уже существующими создавать свои виды и формы игровых задач.

Ценным качеством игр Никитиных является их максимальная наглядность. Все задачи предстают перед малышом не в виде абстрактных букв и знаков, а в виде узоров и рисунков, созданных из элементов конструктора, кубиков и т.п.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два самолета. Самолеты, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.

Компьютерные игры.

Не смотря на все обвинения в адрес компьютерных игр, использование компьютера в качестве помощника в обучении дошкольника не только возможно, но и необходимо: оно способствует повышению интереса к учёбе, её эффективности и развивает ребёнка всесторонне;

Предупредить переутомление ребенка можно, если ограничить время пребывания ребенка за компьютером, проводить гимнастику для глаз, правильно обустроить рабочее место, использовать только качественные компьютерные игры, соответствующие возрасту ребенка.

Правила работы за компьютером для дошкольника.

  • Продолжительность занятий не больше 15 мин  и 2 раза в неделю.
  • Гимнастика для глаз.
  • Обустройство места за компьютером:
  • Стул должен быть обязательно со спинкой, а под ногами скамеечка
  • Стол, на котором стоит компьютер, следует поставить в хорошо освещенное место, но так, чтобы на экране не было бликов.
  • Помещение до и после проветривать
  • Игры соответствовать возрасту ребенку.
  • Не оставлять ребенка за компьютером одного.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

В этой работе раскрывается понятие "дидактическая игра" и роль игры в формировании элементарных математических представлений (несколько игр)....

"Роль художественного слова в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"

Презентация предназначена воспитателям детского сада.  Материал раскрывает роль художественного слова в формировании математических представлений дошкольников; знакомит с тематикой произведений, ...

Консультация «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Роль дидактических игр в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста...

Доклад на тему «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Понятие «формирование математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величи...

Опыт работы по теме: "Роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста".

Обобщение опыта работы воспитателя Скобелкиной Н.С. по теме:«Роль дидактической игрыв формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»....

Обобщение опыта работы «Роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Обобщение опыта работывоспитателя Скобелкиной Н.С.по теме:«Роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»....

Роль развивающих игр в формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Методические рекомендации по организации занятий с детьми с особыми образовательными потребностями по слуху Образовательная область "Познавательное развитие"...