Игрушка как диагностический, коррекционный и терапевтический инструмент работы педагога
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Пинчук Екатерина Вячеславовна

Техническая игрушка — это игрушка, которая подводит детей к производству и технике, а именно: к изучению свойств материалов, к процессу и методу обработки, получению и использованию энергии и т. д. К технической игрушке мы также отнесем игрушку, которая развивает конструктивные способности и техническое изобретательство, подводит к определенным трудовым навыкам.

Технические игрушки в занимательной, доступной пониманию детей форме дают представление о современной технике.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tip_predstavlyaemoy_v_doklade_igrushki.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Тип представляемой в докладе игрушки (по типологии игрушек по Е.А. Флёриной)

Сегодня мы рассмотрим техническую игрушку. Для начала стоит рассказать, что такое техническая игрушка

Техническая игрушка — это игрушка, которая подводит детей к производству и технике, а именно: к изучению свойств материалов, к процессу и методу обработки, получению и использованию энергии и т. д. К технической игрушке мы также отнесем игрушку, которая развивает конструктивные способности и техническое изобретательство, подводит к определенным трудовым навыкам.

Технические игрушки в занимательной, доступной пониманию детей форме дают представление о современной технике.

Выделяют несколько типов технических игрушек:

Первый тип — игрушки сюжетные, знакомящие с внешним видом технических предметов, дающие образ машины, станка, транспорта и т. п. 

Второй тип технической игрушки — игрушка, демонстрирующая физические законы или производственные процессы. Если предыдущий тип игрушки для развертывания игры требует набора, то данный тип игрушки содержит сам по себе достаточно материала для игры. К этому типу нужно отнести игрушечные фотоаппараты, подзорные трубы, калейдоскопы.

Третий тип технической игрушки — это конструкторы, строительные материалы и полуфабрикаты. Эта игрушка, рассчитана на детское конструирование и техническое изобретательство. 

Среди технических игрушек наиболее распространены строительные материалы, конструкторы (наборы деталей из металла, дерева и других материалов) и полуфабрикаты для конструирования (дощечки, планки, гвозди, шурупы и т. п.), позволяющие детям самим строить и мастерить игрушки. 

Сегодня мы приготовили для вас игрушку третьего типа - КОНСТРУКТОР LEGO

  1. Содержание, оформление и динамические свойства игрушки данного типа в соответствии с задачами раннего или дошкольного возраста, с учетом их особенностей развития.

Известная компания Lego выпускает детские конструкторы из разноцветной безопасной пластмассы для девочек и мальчиков, начиная с наборов, предназначенных для детей раннего возраста - 1,5 лет. Наборы могут быть Классическими или иметь тематическую направленность, такую как: изобретения в стиле фильмов, комиксов, мультиков, компьютерных игр.

Данный конструктор универсален, детальки из разных комплектов подходят друг к другу, что не ограничивает детей в развитии творческого потенциала в конструировании, изобретательности, способствует расширению технического кругозора ребенка, формированию пространственного мышления. (показ картинок)

Конструктор LEGO предназначен для определенных возрастных групп. Обращая внимание на заявленные характеристики, нужный набор легко подбирается под возможности ребенка с учетом возрастных особенностей ребенка. 

В каждом наборе в комплект входит инструкция по сборке. Детям можно предложить заявленные инструкции, либо подобрать неофициальные инструкции с учетом ближайшей зоны развития каждому отдельному ребенку индивидуально, также ребенок может сам придумать сюжет для игры.

Чуть отступая от потребностей детей дошкольного возраста, хотелось бы показать разработку из данного конструктора взрослыми людьми. (Показ картинок) Проект молодого румынского инженера Рауля Оайды и его австралийского коллеги Стива Саммартино занял более 20 месяцев, и первый в истории настоящий автомобиль, построенный из LEGO, был закончен в декабре 2013 года. Более всего поражает, что из LEGO сделан даже двигатель – автомобиль работает на сжатом воздухе, и его 256 цилиндров развивают суммарную мощность в 18,6 лошадиных сил.

3. Характер игры, который определяет игрушка данного типа (действия, переживания, интересы, взаимодействие, общение и т.п.)

Конструктивная игра часто привлекает к коллективной работе, взаимодействию участников, развитию слаженности в выполнении задуманной конструкции. Во время игровой деятельности дети развивают коммуникативные навыки, обогащают словарный запас, учатся распределять обязанности, контролировать эмоции, развивают потенциал, обогащают опыт в конструировании.

4. Игрушка (конкретная) как средство развития (умственного, нравственного, эстетического, физического, политехнического)

Конструктор выступает как средство развития у дошкольников познавательного интереса к творческой деятельности человека‐изобретателя. Побуждают ребенка на творчество и желание экспериментировать.

5. Игрушка (конкретная) как средство формирования личностных качеств

По мнению А.Н. Давидчук, конструирование способствует воспитанию у детей таких ценных качеств личности как самостоятельность, инициативность, трудолюбие, аккуратность, умение работать в коллективе, что собственно развивает коммуникативные навыки ребенка.

Данный вид конструктора развивает детское конструктивное мышление, ориентирует в форме, размере, весе, воспитывает чувство равновесия и устойчивости, дает богатые возможности в создании различных построек.

Конструктор развивает мелкую моторику ребенка, что как уже давно доказано, положительно влияет на развитие речи.

Конструирование способствует развитию памяти и аналитических способностей, оно учит ребенка выявлять взаимосвязи между предметами, сравнивать и обобщать, дает видение будущего результата.

6. Оценка уровня безопасности игрушки (выбранного типа) для ребенка

Если говорить про безопасность конструкторов Lego, то как и у большинства технических игрушек есть правила, которых следует придерживаться. 

Следует обратить внимание на хранение конструктора: хранить конструктор следует в специальном контейнере.

Для работы рекомендуется подготовить рабочее место. Это может быть стол или парта, с предусмотренным местом для контейнера и местом сборки.

Если это групповая работа, то у каждого участника должно быть рабочее место.

Детали конструктора достаточно мелкие, поэтому нужно обратить внимание на возраст ребенка. Для более маленьких детей, детали конструктора делают более крупными, во избежании их попадания в дыхательные пути.

Сборка деталей производиться под присмотром взрослого.

Разбирать детали рекомендуется детям, которые его собрали. Тут стоить отметить, что готовую конструкцию можно оставить собранной на некоторое время. 

В целом, при соблюдении вышеперечисленных правил , конструктор является вполне безопасной игрушкой.

7. Сценарий мастер-класса с игрушкой, выбранного типа

Приветственное слово: 

Наверное стоит уже перейти к сборке данного конструктора. Он состоит из (таких то частей). 

Знакомство с деталями конструктора:

Предлагаю вам  попробовать его в действии, как это работает.

Описать как с ним взаимодействовать

Основная часть:

показать что можно сделать

Задание: 

предложить сделать какую то фигуру коллективно: Лучше, чтоб участники выбрали сами что сделать

Заключение:

В данном мастер классе мы показали, как конструирование можно представить в качестве занимательной игры, в результате которой каждый ребенок может увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленные им же самим задачу.

8. Выводы: психолого-педагогический потенциал игрушки данного типа

Конструктор LEGO не ограничивает детей в развитии творческого потенциала в конструировании, изобретательности, способствует расширению технического кругозора ребенка, формированию пространственного мышления; стимулирует детей к коллективным играм, не препятствует самостоятельному творчеству и изобретательству, стимулируя к нему. 

Таким образом можно сделать вывод о том, что Лего-конструирование создает необходимый фундамент для всестороннего развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целевое направление по коррекционно-развивающей и профилактической работе педагога-психолога в ДОУ

Целевое направление по коррекционно-развивающей и профилактической работе педагога-психолога в ДОУ.Педагоги-психологи часто испытывают трудности с планированием  работы в ДОУ. Я предлагаю составл...

«Использование арт-терапевтических приемов в коррекционно-развивающей работе педагога- психолога с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

Мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья уникален и сложен. У детей данной категории детей имеется ряд особенностей в психическом развитии, таких как: слабо развитая слуховая и зрительная па...

Применение информационно-коммуникационных технологий на коррекционно-развивающих занятиях в работе педагога-психолога с детьми

Применение информационно-коммуникационных технологий на коррекционно-развивающих занятиях в работе педагога-психолога с детьми...

Сборник арт-терапевтических игр и упражнений для решения диагностических, коррекционных, развивающих и психотерапевтических задач для детей и взрослых

арт-терапевтические методы работы с детьми и взрослымиусловия подбора техник и приемов арт-терапиимотивационные игры и упражненияарт-терапевтические игры, упражнения, этюды по развитию эмоциональной с...

«Инструменты работы педагога в информационной среде учреждения»

laquo;Плюсы» и «минусы» применения информационно-коммуникационных технологий в образовании...

Коррекционно-развивающие игры в работе педагога - психолога

Коррекционно-развивающие игры в работе педагога - психолога...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РЕБЁНКОМ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РЕБЁНКОМФИО ребенка, год рождения, группаСрок реализации программа: с _______ по _________Специалист ответственный за р...