Чем заняться летом с пользой
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chem_zanyatsya_letom_s_polzoy.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Чем заняться летом с пользой? Сенсорная интеграция.

Вот и наступило лето – время свободной деятельности, не ограниченной сеткой занятий. Что любопытное и увлекательное воспитатель может предложить детям на прогулке и в группе, чтобы провести время с пользой?

Один из вариантов ответов на этот вопрос дает теория сенсорной интеграции Анны Джин Айрес.  Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, сведение воедино информации, поступающей по разным каналам, благодаря которому мозг обеспечивает эффективные реакции тела и формирует эмоции и поведение.

Не секрет, что в дошкольном возрасте мозг ребенка в основном работает как устройство для обработки сенсорной информации. Это значит, что он воспринимает окружающий мир, предметы и делает выводы о них, основываясь непосредственно на ощущениях. Поэтому, первые семь лет жизни принято называть периодом сенсомоторного развития.

 Два эрготерапевта - Мэри Уильямс и Шерри Шелленберг  представили развитие ребенка в виде пирамиды. Пирамида иллюстрирует важность ранних этапов развития центральной нервной системы (нижних «этажей» пирамиды) для правильной работы сложнейших систем её «верхних этажей». И в основе развития человека находятся сенсорные системы. Не обеспечив развитие нижних структур, мы не можем перейти к развитию верхних.

Нарушение процессов сенсорной интеграции могут привести к ряду трудностей в повседневной жизни. Разберем несколько примеров. Так, дети с нарушенной слуховой интеграцией могут испугаться поющего человека, шумного кафе или даже шумных детей на перемене в школе. Нарушения зрительной интеграции приводят к таким последствиям, как страх препятствия в виде лестницы или дискомфорт в темное время суток, или при ярком освещении. При нарушении тактильного восприятия дети не любят играть с пластилином, песком, красками, стараются избегать тактильного контакта и боятся испачкаться, что существенно осложняет обычную жизнь

Для систематизации знаний воспитателей об играх и упражнениях, развивающих сенсорную интеграцию, необходимо разобраться,  какие же ощущения стекаются в центральную нервную систему бесчисленными кусочками сенсорной информации и  организовываются в целостную картину:

1.Ощущения, говорящие нам о том, что происходит внутри тела:

  • висцеральные ощущения (ощущения от рецепторов внутренних органов: чувство голода, насыщения, жажды, позывов в туалет и т.д.).

2.Ощущения, говорящие нам о положении тела в пространстве и о его движениях:

  • положение и движение (проприоцептивные ощущения, так называемое «суставно-мышечное чувство»);
  • действие силы тяжести, движения головы и равновесие тела (вестибулярные ощущения).

3. Ощущения, говорящие нам о воздействии внешнего мира на тело:

  • зрительный образ (зрение);
  • звук (слух);
  • вкус (вкусовые рецепторы);
  • запах (обоняние);
  • прикосновение (осязание).

И если во времена нашего детства развитие нижних этажей происходило естественным путем во время разнообразных игр на улице, то в современном мире для детей условия развития приходится специально создавать.

Опираясь на эти пункты, можно составить картотеку игр, что мы сейчас и начнем делать. А каждый, кто прочел статью и воодушевился, продолжит.

   

Проприоцептивная система

- ползанье на четвереньках;

- перекрестная ходьба;

- стояние на одной ноге;

- залезания на препятствия, пролезание в туннели;

- копирование движений пальцами рук;

Вестибулярная система

- доски-балансиры;

- фитболы большого диаметра;

- дорожки из веревок, «кочек», горки прямые, спиральные, плоские и в виде трубы, самодельные из мягких модулей;

- тоннели, маты, под которыми можно проползти;

- групповые активности с шелковым разноцветным парашютом (хоровод «надуваем пузырь», прятки, пробегание, проныривание под ним;

Внешние анализаторы

- цветной фон для выделения предмета на нем цветные элементы определенного цвета (необходимого размера) в монохромной среде;

калейдоскоп;

- цветные «стеклышки» для разглядывания мира вокруг;

театр теней;

- игра с песком;

- угадай мелодию;

- какой музыкальный инструмент у меня за спиной;

- баночки- шумелки с крупами;

- где мы можем это услышать? Игра на определение окружающих звуков (шум метро, пение птиц, шум дороги, забивание гвоздя, журчание воды и тд);

- бассейн с водой и всевозможными приспособлениями для игр;

- контейнеры с различными наполнителями ;

- материалы для лепки и моделирования;

- «баночки с сюрпризом». В непрозрачных баночках находятся разные пахучие вещества и предметы: съедобные и несъедобные. Для начала показываем, как можно нюхать запах в баночке. Затем просим «эксперта» разделить запахи по группам; указать контейнер с определенным запахом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чем заняться летом?

Чем заняться летом?...

Игры на кухне или как занять ребенка с пользой

Не сНе секрет, что значительную часть времени вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребёнком. Вы заняты приготовлением ужина, а ваш малыш крутится возле вас. Предложите ем...

Консультация для родителей "16 идей чем заняться летом"

Впереди целых три летних месяца, наполненных теплом, солнечным светом, душистыми цветами, ароматами леса и луга, спелых ягод и фруктов, брызгами освежающей воды, длинными прогулками и увлекательными п...

Чем можно заняться летом с детьми.

Подборка игр и развлечениий с детьми в условиях самоизоляции и не только....

"Чем заняться летом"

Игры, прогулки....