Индивидуализация образовательного процесса в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО
консультация по коррекционной педагогике

Манджиева Валентина Алексеевна

Индивидуализация –  это деятельность взрослого (педагога) и самого воспитанника по поддержке и развитию  этого единичного, своеобразного, того, что заложено в данном индивиде от природы и что он приобрёл в индивидуальном опыте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualizatsiya_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд -       Индивидуализация образовательного процесса в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО

2 слайд-  Индивидуализация –  это деятельность взрослого (педагога) и самого воспитанника по поддержке и развитию  этого единичного, своеобразного, того, что заложено в данном индивиде от природы и что он приобрёл в индивидуальном опыте.

3 слайд- В общих положениях ФГОС в пункте 1.4. - раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования:

-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования)

-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) .

4 слайд-  Цель педагога:

создание условий индивидуализации образовательных отношений, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности.

5 слайд-  Задачи педагога:

-формировать у детей адекватные представления о взаимосвязях в системе «человек-окружающий мир» и в самом окружающем мире, базирующихся на общечеловеческих принципах;

-индивидуализация образования каждого ребенка;

-формировать у ребенка ценностное отношение к окружающему миру, определяющему характер целей взаимодействия с ним, мотивов, готовности выбирать те или иные стратегии поведения с точки зрения нравственной целесообразности и его пониманий, принятий;

-формировать систему умений и навыков (технологий) и стратегий ценностного взаимодействия с миром;

-стимулировать творческое проявление себя миру и познание мира через креативные способы освоения окружающей действительности в специфических видах детской деятельности;

-создать условия для развития самостоятельности в планировании и реализации своих замыслов ребенком;

-своевременно выявлять, поддерживать и развивать детские способности, детские интересы;

-разработать систему ППС индивидуального сопровождения ребенка;

-развивать активность дошкольника в различных видах детской деятельности условий социализации и индивидуализации детей.

Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом, образовательный процесс в ДОО необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая здоровье, уровень физического и эмоционального, а также когнитивного развития. Работа воспитателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого воспитатель наблюдает за ребенком, определяет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим предпринимает те или иные действия.

6 слайд- Индивидуальный подход и индивидуализация образования

Индивидуальный подход означает, что расписание жизнедеятельности группы учитывает потребности каждого ребенка, как в активном действии, так и в отдыхе. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей. Это также означает, что задания подаются таким образом, чтобы они представляли некий вызов, и вместе с тем, чтобы каждый ребенок мог в результате пережить чувство успеха.

Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития (Свирская Л.В.).кандидат педнаук

Индивидуализация — важная задача, поскольку, чем более индивидуален подход, тем более гладко проходит реализация программы. Индивидуализация приводит возрастные особенности, способности, интересы и потребности ребенка в соответствии с процессом усвоения знаний. При этом дети приобретают компетентность и самоуважение. У них появляется готовность браться за еще более трудные задачи.

Индивидуализация – обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д. В противовес восприятию ребенка как «пустой корзины», которую воспитатель «наполняет» информацией, индивидуализация рассматривает ребенка и воспитателя так, как будто бы они вместе закладывают основы личности, в том числе начала ключевых компетентностей, природосообразных дошкольному детству (социальной, коммуникативной, деятельностной, информационной и здоровьесберегающей).

Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе. Все дети, в том числе и типично развивающиеся, обладают индивидуальными особенностями, которые педагогу следует выявлять и учитывать, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития. Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы и сильные стороны, взрослые помогают детям решать их проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю развития

Позитивно реагируя на индивидуальные особенности детей (способности, стили обучения, потребности и пр.), педагог демонстрирует детям, что принять другого, конструктивно отреагировать на различия – важно, правильно. Противоположный подход, предполагающий, что все дети одинаково реагируют на определенный метод обучения, что следует быть «как все», «не проявлять характер», «не требовать лишнего» способствует конформизму и часто оказывается неэффективным при обучении.

7 слайд   Индивидуализированное обучение

Индивидуализированное обучение происходит одновременно на нескольких уровнях. В самом широком смысле индивидуализация может распространяться на целую группу детей. Группа представляет собой уникальное микрообщество с собственной неповторимой субкультурой (любимые занятия и игры, принятые в группе правила, интересы детей и увлечения взрослых, особенности межличностного общения и другие характеристики) в которой индивидуализация учения и развития проявляется стихийно. Делая свой собственный выбор (содержания, партнерства, материалов, места и способа работы), каждый ребенок действует по своему усмотрению или по согласованию с другими членами микрогруппы, в своем темпе, получая свои результаты (в том числе приобретая новые знания, умения). Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.

Индивидуализацию образования можно наблюдать на уровне подгруппы внутри одной группы детей. Например, в ситуации, когда несколько детей группы проявляют большой интерес и способности к музыке и даже хотели бы научиться (или уже учатся) играть на каком-нибудь музыкальном инструменте.

Наконец, индивидуализация обучения может быть необходима отдельным детям в группе. Это особенно относится к тем детям, потенциал развития которых находится выше или ниже установленных условных норм, а также тем детям, которые имеют какие-либо серьезные особенности развития.

8 слайд    Методы индивидуализации образовательного процесса.

Одним из важнейших методов планирования индивидуализации обучения является применение педагогом цикла обучения по принципу реагирования. Этот цикл включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Если цели были достигнуты, тогда вновь организуется процесс планирования (выбор темы, определение целей и т.д.) Если цели не были достигнуты – пересматриваются условия. Иногда этот цикл происходит неформально и быстро; иногда он происходит с большими усилиями и долго.

Работа в небольших группах является еще одним методом индивидуализации обучения. Любая самостоятельно выбираемая детьми или организованная взрослыми деятельность может выполняться в небольших подгруппах. Подгруппы из четырех-пяти детей и одного взрослого являются наиболее эффективными для занятий, связанных, например, с поисково-практическими исследовательскими действиями или другими видами действий, требующими повышенной включенности. Этот вид деятельности может быть повторен несколько раз так, чтобы все желающие могли иметь возможность поучаствовать в нем. Это позволяет взрослым помочь и нуждающимся в помощи детям, и стимулировать более способных детей к самостоятельным действиям.

Следующим методом планирования индивидуализации обучения является обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности. Например, во время лепки дети планировали вылепить из глины животных. Работа может быть построена таким образом, что дети получают возможность выбора: какого животного будет лепить каждый из них; из какого материала (пластилин разных цветов, цветное тесто, глина, бумажная масса и пр.). Задача педагога – помочь тем, кому трудно начать работу самостоятельно. Одним он может помочь словами, других приободрить, третьим окажет физическую помощь, если они в ней нуждаются. Более способные дети могут сделать много различных животных, причем такой сложности, как они желают. Далее воспитатель может помочь сделать макет леса, чтобы создать целостную композицию. В ходе работы воспитатель может задать вопросы разной направленности и сложности, предлагать разные варианты выполнения действий и идеи по использованию готовых фигурок. Вместо того чтобы прямо указывать детям, что и как они должны делать, педагог помогает сделать то, что хотят сами дети. Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости может реагировать на их индивидуальные желания и потребности. Пример лепки иллюстрирует и другой элемент обеспечения индивидуализации: тщательный отбор материалов. Большинство используемых материалов должны быть гибкими и иметь различную степень сложности – от самых простых до самых сложных.    Такая вариантность создает оптимальные возможности для индивидуализации обучения и учения, поскольку использование различных материалов предполагает естественную индивидуализацию. Важно, чтобы воспитатель внимательно наблюдал за детьми, когда они делают выбор, разбиваются на маленькие подгруппы и самостоятельно занимаются тем, что они выбрали.

9 слайд     Создание условий для индивидуализации в РППС

Обстановка, ориентированная на ребенка, способствует индивидуализации обучения. Оборудование, материалы и планировка группы работают на развитие каждого ребенка. Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности или берут головоломку, в которой требуется сложить картинку из пяти частей, а не из двенадцати. Индивидуализация также предполагает, что воспитатель придумывает такие виды деятельности, которые представляют некий вызов, но позволяют каждому ребенку добиться успеха. Индивидуализация является важнейшим элементом программы, ориентированной на ребенка, поскольку чем более индивидуально воспитатель подходит к каждому ребенку, тем более эффективна его работа.

Центр _____

Центр____

Центры активности дают возможность индивидуализировать учебно-воспитательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов. Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку. В центре настольных игр один сложит картинку из четырех деревянных кубиков, тогда как другой предпочтет картонную головоломку из 25 кусочков. Воспитатель наблюдает за действиями детей и делает для себя записи, касающиеся их развития. Спустя некоторое время он предложит детям более сложные материалы, которые усложняют задачу, или же, если потребуется, окажет прямую помощь в овладении сложным умением. При таком подходе ребенок может расти и развиваться в своем собственном темпе.

С целью индивидуализации педагогического процесса используются компоненты детской субкультуры. В группе может работать стенд или уголок «Мое настроение», «Уголок именинника».

В центре «Мои достижения» или «Я научился» воспитатель совместно с ребенком фиксируют его достижения.

Иными словами, группа насыщена постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.

Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом. Так, в группе, где преобладающее количество мальчиков, больше машин, конструкторов, предметов для двигательной активности.

Маленькие творческие мастерские наполнены разнообразным, стимулирующим деятельность ребенка материалом, развивающими играми.

В каждой группе есть игры-самоделки, изготовленные дошкольниками совместно с родителями и воспитателем.

Воспитатели выступают в роли помощников детей, организуют пространство помещения и планируют виды деятельности с учетом индивидуального развития каждого ребенка. Распорядок дня должен включать различные виды занятий: совместные в малых группах и индивидуальные, под руководством воспитателя или самостоятельно. Должно быть отведено время на занятия по выбору - так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать индивидуальные цели - вот, что является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОО.

Так как наш детский сад – комбинированного вида: посещают 51 ребенок с диагнозом «ЗПР», «РАС», «Синдром Дауна», для нас эта проблема актуальна.

10 слайд   Задача инклюзивного образования -обеспечение индивидуального подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов; Построение обучения особым образом – с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами .Работа с детьми ОВЗ эффективна только при индивидуальном подходе. И уже не первый год наше учреждение работает в данном направлении. Работу мы выстроили по следующим направлениям:

11 слайд

Нельзя рассказать о каком-то направлении отдельно. Они все взаимосвязаны – это система. Работа не будет эффективной, если одно из направлений упустить.

1. Развитие индивидуальных способностей детей. Первое направление индивидуализации заключается в раскрытии неповторимости детской личности.

Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, проявления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка.

           

С 2018-19 года в детском саду реализуется проект 

 «Организация дополнительного образования «Солнечные лучики» в системе инклюзивного образования ДОО»

Идея проекта

Одной из главных задач при работе с детьми с ОВЗ является их социализация. Если для обычного ребенка социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» ребенку погружение в общество – это кропотливая работа, процесс, результат которого зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые. 

Актуальность создания проекта заключена в том, что дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения.

Задача – показать важность решения данной проблемы в современных условиях развития общества. Требования, которые предъявляются сегодня – это формирование социально адаптированной, гармонично развитой личности. Говорить о терпимости к людям с ограниченными возможностями нельзя, если с детских лет не воспитывать здоровых детей и инвалидов вместе. Только совместное обучение, совместный труд, совместное преодоление трудностей и празднование небольших побед смогут воспитать личность, которую можно характеризовать, как гармоничную.

Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе. Исходя из всего изложенного и  возникла идея интеграции деятельности кружков различных направлений в ДОО.

 Дополнительное образование – образование через успех. В процессе такого образования совместно с педагогами неисчерпаемы возможности переживания каждым ребенком ситуации успеха, что благотворно сказывается на повышении его самооценки, укреплении его личностного достоинства. Особенно важно это для детей, испытывающих трудности в процессе обучения.

Формируя модель учреждения дополнительного образования детей, реализующего в системе инклюзивный подход, необходимо учитывать интересы, потребности и трудности, возникающие у всех субъектов образовательного процесса в рамках данного направления. Проект обеспечивает  воспитанникам возможность индивидуального подхода, с учетом психики и здоровья каждого ребенка в развитии.

Ведущая идея проекта «Солнечные лучики» – создание комфортной творческой среды содружества и соавторства между воспитанниками и педагогами, предоставление возможности проявить каждому ребенку свой творческий потенциал, самореализовать себя как личность. Творческая работа с разными художественными материалами и техникой стимулирует интерес детей к прикладному творчеству, и является необходимым условием формирования творческой личности ребенка. А работа с новыми материалами снимает страх неудачи, формирует уверенность в себе, смелость, самоуважение.

 

 Атмосфера психологического комфорта на занятиях дополнительного образования является одновременно и развивающей, и психокоррекционной,

Таким образом, образовательный процесс в ДОО строится  с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, соблюдать принцип индивидуализации педагогического процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение преемственности этапов дошкольного образования в организации образовательного процесса современного ДОУ (как условие реализации ФГОС ДО).

Выступление заведующего ГБДОУ детский сад № 35 Фрунзенского района СПб Титовой М.А. на районном научно-практическом семинаре в рамках презентации опытно экспериментальной работы“Обеспечение преемствен...

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в образовательном процессе учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в образовательном  процессе учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС...

Педагогический совет не тему «Организация воспитательно- образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ».

Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС до...

Инновационный педагогический опыт «Информатизация образовательного процесса, как одно из условий реализации ФГОС ДО»

Актуальность работы:Информатизация дошкольного образования - процесс объективный и неизбежный. Процесс информатизации в дошкольных учреждениях обусловлен требованиями современного общества, где педаго...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), возникла необходимость обновления и повышения качества...