Обеспечение преемственности этапов дошкольного образования в организации образовательного процесса современного ДОУ (как условие реализации ФГОС ДО).
презентация на тему
Выступление заведующего ГБДОУ детский сад № 35 Фрунзенского района СПб Титовой М.А. на районном научно-практическом семинаре
в рамках презентации опытно экспериментальной работы“Обеспечение преемственности всех этапов дошкольного образования в контексте формирования общекультурной компетентности дошкольника” 25 мая 2016 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.65 КБ |
![]() | 383.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Обеспечение преемственности этапов дошкольного образования в организации образовательного процесса современной ДОО (как условие реализации ФГОС ДО).
1 слайд -
Выступление заведующего ГБДОУ детский сад № 35 Фрунзенского района СПб Титовой М.А. на районном научно-практическом семинаре
в рамках презентации опытно-экспериментальной работы «Обеспечение преемственности всех этапов дошкольного образования в контексте формирования общекультурной компетентности дошкольника» 25 мая 2016 г.
2 слайд -
В соответствии с законом «Об образовании в РФ», с 2013 года дошкольное образование стало первым уровнем общего образования, то есть видна чёткая преемственность от детского сада к школе. Дошкольное образование становится базой, на которой формируются и закладываются предпосылки для учебной деятельности в школе. А значит, одной из задач ОЭП становится задача формирования преемственнности между детским садом и школой в рамках нашей работы. Но на данном этапе наш педагогический коллектив больше озабочен проблемой, как обеспечивается преемственность в образовательных отношениях в детском саду “Родничок”.
3 слайд -
Главным документом, к которому мы обращаемся в своей работе, является ФГОС ДО.
Один из основных принципов прямо говорит нам о необходимости продуманного взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений:
2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
Пункт 1.3. Стандарта предписывает нам учитывать:
2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
Стандарт направлен на решение многих задач, одной из которых является:
обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых как в рамках образовательных программ различных уровней, так и, читаем мы, внутри Основной программы дошкольного образования дошкольной образовательной организации.
4 слайд -
Стандарт включает в себя требования к:
структуре Программы и ее объему;
условиям реализации Программы;
результатам освоения Программы.
Всё это тесно переплетается между собой и ложится в основу создания системы по формированию преемственности.
Детский сад - это некий живой, постоянно изменяющийся, растущий организм. Здесь сосуществуют дети разных возрастов, со своими особенностями, интересами, и т.п. Образовательная организация, т.е. детский сад, создала Основную программу, в которой учтены все виды групп, работающих в детском саду, особенности развития детей, посещающих сад, возможности педагогического коллектива, среда самого детского сада, окружающая среда, социальная среда, в которой находится детский сад и многое другое.
5 слайд -
В основе ФГОС лежит принцип «Единство преемственности и развития».
Преемственность в образовании – это некая система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.
Преемственность - это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.
В нашем детском саду основанием преемственности разных этапов образовательной системы становится ориентация на формирование общекультурной компетенции. Начали мы свою работу в этом направлении со старшего дошкольного возраста (5-7 лет), но сейчас начинаем работу над вовлечением детей среднего дошкольного возраста (с 4 лет), чтобы более чётко проследить преемственность от возраста к возрасту.
6 слайд -
Этапы дошкольного образования согласно Программе можно разделить по возрастным периодам - это 5 периодов.
Согласно лицензии и Уставу нормативный срок освоения программы составляет 5 лет.
Каждый год - это для ребенка целая эпоха, со своими целями и задачами и важно обеспечить преемственность между возрастами, преемственность в требованиях к ребенку, к созданию и формированию развивающей среды от возраста к возрасту, от сензитивного периода к следующему этапу его развития. Содержание усложняется, изменяется восприятие ребенком того или иного материала или процесса, расширяется кругозор.
В нашем саду есть чёткая необходимость обеспечить преемственность также между видами групп:
общеобразовательные и логопедические.
7 слайд -
Преемственность в обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации.
Миссия педагога: трансляция культурных традиций общества следующему поколению.
Стратегия, которая декларируется ЮНЕСКО “Образование длиною в жизнь”.
8 слайд -
Реализация преемственности в педагогическом коллективе состоит из определённых шагов: от постановки цели к определению результата, дальше совместное наполнение содержания общими педагогическими технологиями.
9 слайд -
Мы видим для себя следующие формы взаимодействия педагогов:
Преемственность между воспитателями - это написание рабочих программ, совместное планирование, составление учебного плана на год.
Преемственность между специалистами и воспитателями реализуется через психолого-педагогические совещания, которые проходят 3 раза в год, через создание индивидуальных образовательных траекторий детей, по итогам ППС.
Преемственность осуществляется через проектную деятельность, когда в течение года реализуются проекты разного срока действия, в которые вовлекаются дети, педагоги и родители, а также социальные партнеры. Преемственность развивает многие идеи, реализованные (или декларированные) в предшествующих проектах.
Также в саду существует такое направление работы как внутрифирменное обучение. В течение года педагоги детского сада имеют возможность обучиться на курсах повышения квалификации всем коллективом в стенах детского сада по интересующей всех теме. Например, в этом году, когда нам предложили стать пилотной площадкой по внедрению Педагогического стандарта, весь коллектив прошёл обучение в Центре повышения квалификации "Образовательные технологии" по теме “Образовательные технологии деятельностного типа в рамках реализации ФГОС ДО”, частью которых являлось знакомство с Профстандартом.
В данный момент часть коллектива обучается по накопительной системе на курсах “Информационные технологии для работников системы образования”, которые проводят преподаватели Центра оценки качества образования и информационных технологий (СПб ЦОКОиИТ). Далее, по окончании курсов, мы будем иметь некий инновационный продукт, о необходимости которого давно уже задумывались, а также начнём реализацию одной из частей программы по внедрению Профсандарта, а именно, овладение ИКТ-технологиями.
Также преемственность реализуется через рабочие группы, которые функционируют по определённым направлениям работы, как в рамках реализации ОЭП, так и в других направлениях.
10 слайд -
Преемственность между педагогами и родителями: совместное участие в воспитании и развитии ребенка, роль педагога-обеспечение более плавного, менее болезненного, комфортного перехода ребенка от этапа к этапу дошкольного образования и выхода на следующий уровень образования. И здесь нам требуется опыт родителей, опыт семьи, её традиции и новизна современной семьи молодых современных родителей. Трудно это даётся, но успехи в этом направлении у нас также есть. На слайде я обозначила некоторые формы взаимодействия родителей, педагогов и детей, которые мы активно используем в своей работе.
11 слайд -
Преемственность предполагает принятие общих для всех основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности, мониторинга.
Опытно-экспериментальную площадку в нашем детском саду мы рассматриваем как объединение усилий педагогов по созданию преемственности в формировании общекультурной компетентности дошкольника.
12 слайд -
Благодарю за внимание!
Использованная литература:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
- https://infourok.ru/preemstvennost-v-realizacii-sistemnodeyatelnostnogo-podhoda-v-nachalnoy-i-osnovnoy-shkole-721850.html
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Закон “Об образовании в Российской Федерации” 4 уровень Среднее общее 3 уровень Основное общее 2 уровень Начальное общее 1 уровень Дошкольное образование Ст.10 п.4
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Основные принципы: 2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых ( родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей ;
1.8. Стандарт включает в себя требования к: структуре Программы и её объёму условиям реализации Программы результатам освоения Программы
В основе ФГОС лежит принцип «Единство преемственности и развития». Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.
Преемственность общеобразовательные и логопедические увлечения, интересы игры и игрушки сензитивные периоды особенности возраста
Миссия педагога: трансляция культурных традиций общества следующему поколению.
Реализация преемственности в педагогическом коллективе I II Постановка Определение цели - -результата III Совместное наполнение содержания общими педагогическими технологиями
Формы взаимодействия педагогов рабочие програм мы психолого-педагогические совещания планирова ние проектная деятель ность рабочие группы по направлениям работы внутрифир менное обучение индивидуальная образовательная траектория
Формы реализации преемственности педагогов и родителей адаптационные группы благотворительные акции совместные концерты и фестивали образовательные путешествия интерактивные выставки экологические акции мастер-классы и открытые мероприятия родительский клуб
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА “Формирование общекультурной компетенции старших дошкольников у условиях реализации ФГОС”
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская работа на тему: «Современные технологии организации педагогического процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»
Использование современных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. В статье 20. Закона «Об образовании в РФ» говорится, что в образовательных организац...

опыт вебинара «Организация образовательного процесса в ДОО в условиях реализации требований ФГОС ДО»
опыт вебинара «Организация образовательного процесса в ДОО в условиях реализации требований ФГОС ДО»...

Педагогический совет не тему «Организация воспитательно- образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ».
Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС до...

Современные технологии организации педагогического процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
Материал позволяет ознакомиться с технологиями организации педагогического процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО....
Современные технологии организации педагогического процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО.
Статья на тему:Современные технологии организации педагогического процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО...
ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), возникла необходимость обновления и повышения качества...
Семинар-практикум "Организация образовательного процесса учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС ДО"
Представление инновационных технологий, которые используются в организации образовательного процесса с детьмпи, имеющие речевые нарушения...