Инновационные технологии в ДОУ и актуальность их использования в работе с детьми с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике

Масюкова Елена Сергеевна

В материале представлены сновные виды инновационных технологий, применяемых в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 167»

Инновационные технологии в ДОУ

и актуальность их использования

в работе с детьми

с ОВЗ

Подготовила: Масюкова Е.С.,

учитель-логопед

Воронеж,2021

Внедрение инноваций в работу дошкольного учреждения  является важным условием  реформирования  и  совершенствования  системы дошкольного образования. Развитие детского сада  не может осуществляться иначе, чем через освоение нововведений,  новшеств, при этом содержание образования должно ориентироваться на индивидуальность каждого ребенка, его личностный рост, развитие способностей. А воспитать творческую, самодостаточную личность может только талантливый педагог, идущий по пути самосовершенствования и саморазвития.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Основные виды инновационных технологий, применяемых в ДОУ

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

- здоровьесберегающие технологии;

- технологии проектной деятельности;

- технологии исследовательской деятельности;

- развивающие технологии;

- коррекционные технологии;

- информационно-коммуникационные технологии;

- личностно-ориентированные технологии;

- игровые технологии.

1. Здоровьесберегающие технологии  направлены на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни. Это особенно актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья, неправильного питания.

Основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, спортивные игры, закаливание, водные процедуры.

2. Технологии проектной деятельности

 Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом. Цель — работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

Проекты различаются:

по количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные;

по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;

по приоритетному методу: творческие, игровые, исследовательские, информационные;

по тематике: включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое.

Учебные проекты можно классифицировать следующим образом:

«Игровые» - занятия, которые проводятся в группе в форме игры, танцев, увлекательных развлечений.

«Экскурсионные» - проекты, целью которых является всестороннее и многогранное изучение окружающего мира и социума.

«Повествовательные», посредством которых детишки учатся объяснять свои чувства и эмоции при помощи речи, вокала, письма и т. д.

«Конструктивные», направленные на то, чтобы научить ребенка создавать собственным трудом полезные предметы: построить скворечник, посадить цветок и др.

Инновационные образовательные технологии в ДОУ способствуют физическому и психологическому развитию ребенка, помогают ему обрести веру в себя и в собственные силы, стать самостоятельным и ответственным. Мальчики и девочки играючи познают мир, а полученные знания стараются применять на практике.

3. Технологии  исследовательской  деятельности

Внедрение инновационных технологий в ДОУ предполагает, кроме всего прочего, использование педагогами так называемой исследовательской деятельности. Что это означает? Прежде всего, речь идет о том, что усилия воспитателей направлены в первую очередь на то, чтобы сформировать у детей исследовательский тип мышления.

Основной целью исследовательской деятельности является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.

Для этого в процессе обучения дошкольников педагоги прибегают к таким распространенным методам, как: постановка проблемы, ее всесторонней анализ, моделирование, наблюдение, экспериментирование, фиксация результатов, поиск решений и выбор лучшего из них.

Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности: наблюдения, беседы, опыты, дидактические игры, моделирование ситуаций, трудовые поручения, действия.

Инновационные педагогические технологии в ДОУ помогают «наставникам» найти подход к каждому отдельному ребенку, учитывать его особенности, черты характера и склад ума, и превращать занятия в увлекательное и необыкновенное «приключение.

4. Развивающие технологии

 В традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.

5. Коррекционные технологии

 Их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Виды: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия.

6. Информационно-коммуникационные технологии

Использование ИКТ на занятиях и в воспитательном процессе имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Например, благодаря увлекательным программам, разработанным с целью обучить ребенка чтению, математике, максимально развить его память и логическое мышление, дошкольника удается заинтересовать и привить ему любовь к знаниям. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Анимационные компьютерные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, заставляют малыша буквально примкнуть к монитору, позволяют сконцентрировать внимание и сосредоточенно наблюдать за происходящим. Дети легко запоминают новую информацию, а затем обсуждают ее в группе.

Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний. С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать.

В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие.

Данная инновационная технология это один из способов представления и облегчения процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, для коррекции нарушений устной и письменной речи, развития памяти, мышления, внимания.

Использование компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей с ОВЗ к проведению коррекционных занятий, видов деятельности, самоподготовки путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды.

7. Личностно-ориентированные технологии

Использование личностно-ориентированных, а также игровых технологий способствуют развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса. Основной акцент делается на личности ребенка и его специфических особенностях.

Цель личностно-ориентированной технологии – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.

В зависимости от способностей ребенка, педагог подбирает обучающие игры, которые помогут максимально раскрыть и развить талант малыша. Здесь нет места авторитаризму, навязыванию мнения и обезличенному подходу к воспитаннику. В группе, как правило, царит атмосфера любви, взаимоуважения и сотрудничества.

Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. Это различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий.

8. Игровые технологии

Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. При этом игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те, которые помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать; которые помогают обобщать предметы по определенным признакам; которые учат ребенка отделять вымысел от реального; которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.

Следует упомянуть технологию «ТРИЗ» (теорию решения изобретательных задач), ставящей во главу угла творчество. ТРИЗ облекает сложный материал в легкую и доступную для ребенка форму. Дети познают мир с помощью сказок и бытовых ситуаций.

8. Драмогерменевтика -  инновационная технология, которая предполагает не обучение ее последователей единому стилю, образцу, приемам, а нахождение каждым из них своего собственного, индивидуального стиля, системы приемов, собственной методики (при условии особым образом организованной соответствующей практической и теоретической ненавязчивой помощи). Укрепление доверия к себе — лозунг, отражающий и к ученикам, и к учителю.

Драмогерменевтический подход к обучению является вариантом обучающего и воспитывающего совместного проживания занятия всеми его участниками, включая учителя (воспитателя).

Термин «театральная педагогика» начал чаще употребляться специалистами и практиками в 80-е годы ХХ столетия. В это время стали появляться театральные классы.

С этого времени постепенно методы и приемы театральной педагогики, ориентированные вначале на юношей, подростков и школьников, начинают использоваться в дошкольном воспитании.

Драмогерменевтический подход к обучению дошкольников обеспечивает такое построение занятия, при котором все дети активны, деятельны, «обращены» не к педагогу, а друг к другу. Достигается это игровой формой НОД и организацией детей в небольшие рабочие подгруппы. В каждой из них дети на протяжении всего занятия меняются ролями друг с другом и месторасположением в «малой группе». При таком подходе к обучению непосредственно образовательная деятельность детей происходит, как и должно быть у дошкольников, более естественным образом, а значит без вреда для их психологического здоровья.

9. Квесттехнологии

Данный вид технологий способствует формированию у детей самостоятельного мышления, развитию фантазии, творческой активности, созданию собственных творений.

Квест – это игра-приключение, в которой участники должны решать определенные задачи для продвижения по сюжету и для достижения конкретной цели.

Эти задачи могут быть самыми разнообразными: активными, креативными, интеллектуальными. В игре участники обязательно взаимодействуют, каждая игра обязательно несет в себе соревновательный момент.

Работа над квестами в группе компенсирующей направленности имеет свои особенности, непосредственно связанные с особенностями развития детей с ОВЗ (низкая познавательная активность, нарушения со стороны эмоционально-волевой сферы, бедность представлений об окружающих предметах и явлениях, различные речевые нарушения и т.д.). В процессе работы над квест-играми необходимо учитывать данные особенности детей, необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в квест-игру, при этом стараться не переусердствовать с опекой и помощью.

Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:

- доступность заданий – все задания не должны быть чересчур сложны для ребенка;

- системность – задания должны быть логически связаны друг с другом;

- эмоциональная окрашенность заданий – методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приемами;

- разумность по времени – необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы дети не устали и сохраняли интерес к игре;

- использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста;

- наличие видимого конечного результата и обратной связи.

При подготовке квеста для дошкольников с ОВЗ нужно помнить четыре основных условия:

- игры должны быть безопасными;

- вопросы и задания должны соответствовать возрасту и пройденному материалу;

- недопустимо унижать достоинство ребенка, если у него что-то не получилось;

- споры и конфликты надо решать только мирным путем.

В результате проектирования квест-игры каждый педагог имеет возможность осуществлять педагогическую деятельность в формах, специфических для детей с ОВЗ, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка, способствовать созданию благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого воспитанника.

Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают кого-либо из беды, закрепляют свои представления об окружающем мире, узнают интересные факты о мире предметов и вещей, рисуют и лепят, поют и танцуют. В основе квеста лежит проблемная ситуация, поиск ответов на интересующие тебя вопросы (Как это сделать? Что хотим узнать? Зачем? Для чего? Как можно узнать? С помощью чего?), получение новых знаний и приобретение познавательного опыта. На любом квесте найдётся место и знатокам природы, и поклонникам головоломок, и неугомонным любителям поиска секретов и приключений. Квесты для детей это – настоящие командные игры, и с большинством заданий просто не справиться без помощи всей команды. А это сплотит группу или компанию детей, и позволит им совершенно по-новому взглянуть друг на друга.

Квест – очень привлекательная для детей деятельность, позволяющая им самореализоваться. В такой игре, действуя в условной ситуации, ребенок чувствует себя свободным, самостоятельным, умным и умелым, что расширяет круг его представлений о мире и обеспечивает внутренний эмоциональный комфорт.





Список использованной литературы:

  1. Андерсен Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, В.Д. Бриик. –

        М. : Дрофа, 2007. – 213 с.

  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация  детей   с   ОВЗ . Психологические

        основы / Л.И. Акатов.- М. : ВЛАДОС, 2003.-225 с.

  1. Гнездилова О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 4. - С. 61-65
  2. Калачикова О.Н. Исследование содержания и этапов вхождения педагогов в инновационную деятельность // Вестник Томского государственного университета. - 2008. - № 316. - С. 174-177
  3. Разина Н.А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 1. - С. 14
  4.  Розова Ю.Е. Роль мультимедийных презентаций в структуре

           коррекционно-логопедической работы с учащимися с ограниченными

           возможностями здоровья.

  1. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Использование мультимедийных

           презентаций для повышения эффективности логопедических занятий.

  1. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 42-49
  2. Чермокина Р. Ш. «Проблемы интеграции театральной и традиционной педагогики в решении общих задач обучения».
  3.  Интернет ресурсы http://biblioteka.teatr-obraz.ru, http://www.openlesson.ru/,
  4. http://dovosp.ru/.
  5.  Ершова А. П., Букатов В. М. “Театральные подмостки школьной дидактики”, «История социоигровой педагогики, драмогерменевтика».
  6. В. М. Букатов «Основные составляющие драмогерменевтики».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование инновационных технологий в образовательной области "Музыка "(Из опыта работы)

Статья об использовании инновационных технологий в образовательной области "Музыка" из личного опыта....

Применение инновационных технологий для развития речи дошкольников в логопедической работе

Применение инновационных технологий для развития речи дошкольников в логопедической работеНаходясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, ...

Конспект открытого занятия Тема: «Интегрированное использование инновационных технологий в виде современной игрушки «Банчемс» в работе с детьми с ОВЗ»

Введение ФГОС дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Помимо традиционных методик обучения в последнее время в коррекционно-педагогиче...

Использование инновационных технологий, форм и методов экологического воспитания в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.

  Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости бережного отношения к природе; стремление к ...

Использование инновационных технологий, форм и методов экологического воспитания в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Использование инновационных технологий, форм и методов экологического воспитания в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО...