Методические рекомендации по организации работы сенсорной комнаты в общеобразовательных учреждениях.
проект по коррекционной педагогике

Протиняк Алёна Игоревна

Рекомендации разработаны для проведения коррекционных занятий в ДОУ с воспитанниками с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_moi.docx36.29 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации работы сенсорной комнаты в общеобразовательных учреждениях.

Сенсорная комната представляет собой помещение, оборудованное по специальному проекту, где ребенок пребывает в безопасной и комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, воздействующими на все органы чувств. При этом основой сенсорной комнаты является свет, так как более 90% информации человек получает через глаза, и именно через воздействие специального света можно добиться наиболее полной релаксации, психологической разгрузки и восстановления сил человека. Сочетание разных стимулов оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Эффективность применения таких комнат в реабилитационной и терапевтической практике доказана опытом многих стран, в т.ч. России.

Сенсорная комната предназначена как для проведения релаксационных сеансов для детей с различными неврологическими отклонениями, так и для улучшения качества жизни

здоровых людей.

НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СЕНСОРНОЙ

КОМНАТЫ

Сеансы в сенсорной комнате могут быть направлены на решение следующих задач:

*снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;

*активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;

*стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух);

*развитие двигательных функций;

*создание положительного эмоционального фона.

Показания для детей:

1. Различные психоневрологические проблемы:

*неврозы и неврозоподобные состояния;

*задержки психомоторного и речевого развития;

*резидуально-органические поражения ЦНС с явлениями заикания, энуреза, энкопреза, тиков;

*аутизм;

*адаптационные расстройства;

*необходимость проведения семейной психокоррекции.

2. Все формы детского церебрального паралича.

3. Двигательные нарушения другой этиологии.

4. Нарушения зрения, слуха, речи.

Занятий в сенсорной комнате показаны для всех возрастных категорий детей.

Содержание развивающих занятий зависит от актуальных психических и психологических

потребностей ребенка, обусловленных возрастным периодом:

Дошкольный возраст (3-6 лет)

- развитие высших психических функций (мышления, памяти, внимания, восприятия,

воображения);

- развитие эмоциональной сферы;

- развитие познавательного интереса, мотивации к обучению;

- развитие способности к произвольной регуляции деятельности (снижение импульсивности, неусидчивости, развитие концентрации внимания);

- повышение устойчивости к стрессогенным раздражениям;

- психоэмоциональная разгрузка, достижение душевного равновесия.

Противопоказаниями для проведения сеансов в сенсорной комнате являются:

- глубокая умственная отсталость

- инфекционные заболевания.

Противопоказаниями являются наличие у ребенка частых эпилептических

Припадков.

Осторожно следует подходить к занятиям с детьми, имеющими следующие проблемы:

*Астенические проявления. Активная стимуляция людей с астеническим синдромом к

разнообразной деятельности часто приводит к быстрому их утомлению

*Коммуникативные нарушения.

*Синдром гиперреактивности, (двигательной расторможенности).

*Эпилептический синдром или готовность к эпилепсии. ВНИМАНИЕ! Занятия с людьми

страдающими данными заболеваниями, проводятся только после консультации с врачом психоневрологом. Если врач допускает возможность её применения, то время пребывания в ней строго ограничено.

*Психоневрологические заболевания. Нежелательно проводить занятия с теми, кто проходит лечение различными психотропными препаратами

*Нарушения зрения. Занятия с такими людьми требуют особого подхода.

*Нарушение слуха.

*Тревожные дети.

Благодаря периодическому пребыванию в сенсорной комнате можно достигнуть следующих результатов:

*улучшение настроения;

*появление оптимистичного настроя, позитивного взгляда на мир;

*получение положительных эмоций;

*нормализация сна;

*снижение тревожности и беспокойства;

*уменьшение раздражительности и проявлений агрессии;

*отдых нервной системы, снижение излишней возбудимости;

*повышение иммунитета;

*ускорение восстановления поврежденных клеток и реабилитации после заболеваний;

*ускорение процессов мозговой активности;

*стимуляция познавательных процессов и двигательной активности.

Благодаря регулярным занятиям в сенсорной комнате у детей нормализуется

психоэмоциональное состояние, ускоряются процессы развития восприятия и познания

окружающего мира. Проводимые в такой обстановке психологические консультации и приемы психотерапии дают более ощутимый результат, чем аналогичные действия, происходящие в обыкновенном кабинете психолога. Специалисты отмечают положительную динамику после занятий. Многие ученые также признают необходимость сенсорных комнат и их положительное влияние на развитие психики ребенка.

Сенсорная комната предоставляет неограниченные возможности в получении разнообразных зрительных, слуховых, тактильных стимулов, а также использования данной стимуляции длительное время. Сочетание данных стимулов оказывает на психическое, эмоциональное развитие ребенка расслабляющее, восстанавливающее и в то же время тонизирующее,  стимулирующее, укрепляющее действие. На занятиях в сенсорной комнате задействован каждый анализатор, поэтому восприятие становится более активным.

Общие вопросы по организации работы в СК.

Занятие в сенсорной комнате имеет следующие три основные части:

• вводная (ритуал приветствия, разминка);

• основная (релаксация, игра);

• завершающая (подведение итогов, ритуал прощания).

Цель работы - сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья

учащихся с помощью мультисенсорной среды.

Задачи:

1) профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;

2) создание положительного эмоционального состояния;

3) формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела;

4) облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло;

5) формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости и агрессии;

6) развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом;

7) развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления.

Количественный состав группы:

До 7 человек или индивидуально

Сенсорная комната позволяет провести сеансы светотерапии, музыкотерации, цветотерапии, ароматерапии и является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития.

Обстановка сенсорных комнат оказывает воздействие на все органы чувств - гармонизирует, способствует расслаблению, снижению утомляемости, повышению работоспособности, развитию устойчивости к стрессовым ситуациям, активизации собственных защитных сил организма. Комната психологической разгрузки позволяет проводить групповые и индивидуальные мероприятия по психологической поддержке и социальной адаптации детей, поддержанию здоровья и оптимальной работоспособности, ускорению реабилитации после чрезмерных нагрузок, стрессов и переутомления, освоению навыков саморегуляции. В практике чаще всего сенсорная комната выполняет и функции комнаты психологической разгрузки.

В сенсорной комнате МБДОУ №6 «Дюймовочка» имеется дополнительно оранжевая  солевая лампа, которая действует расслабляюще, снимает стресс и беспокойство, нормализует психологическое состояние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации работы по физической культуре в детском саду

Статья содержит методические рекомендаци по организаци работы по физкультуре в ДОУ...

Методические рекомендации по организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном учреждении

Методические рекомендации по организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном учреждении...

Методические рекомендации по организации сюжетно - ролевой игры в дошкольном учреждении

Методические рекомендации по организации сюжетно - ролевой игры в дошкольном учреждении...

Методические рекомендации по организации сюжетно - ролевой игры в дошкольном учреждении.

Данный материал позволит педагогу правильно организовать сюжетно-ролевые игры с дошкольниками...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Методические рекомендации по организации работы с тканью с дошкольниками в ДОО.

В методичевкой разработке представлены материалы, раскрывающие задачи, содержание и методику организации работы с тканью и волокнистыми материалами с дошкольниками в ДОО. Представлено под...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ ДОУ. ОПЫТ РАБОТЫ.

В ДАННОЙ СТАТЬЕ ОТРАЖЕНЫ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ ДОУ, РАСКРЫВАЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ СТАНЦИИ ТРОПЫ, ОБЪЕКТЫ НАБЛЮДЕНИЙ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ....

Методические рекомендации по организации индивидуального сопровождения в дошкольном образовательном учреждении

Методические рекомендации по организации индивидуального сопровождения в дошкольном образовательном учрежденииАвтор:Панкеева В.А....