Коррекционная педагогика в средней группе.
картотека по коррекционной педагогике (средняя группа)

Титова Ольга Игоревна

Образовательная область «Познание» 

Формирование целостной картины мира. Предметное и социальное окружение

I. Предметы ближайшего окружения.

Дидактические игры, упражнения:

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Материал: 10-15 предметов, различных по назначению, признакам и форме (муляжи овощей, игрушки-инструменты, кубики строительного материала и т. п.). 

Содержание диагностического задания:

Задание ребенку.

1) Выбери любой предмет из мешочка. Назови, что это за предмет, для чего предназначен (где применяется). 

2) Опиши его (какой предмет). 

2. Дидактическая игра «Что из чего?». 

Материал: образцы 8 материалов: глина, бумага, ткань, металл, резина, пластмасса, стекло, фарфор и предметные картинки с изображением предметов, которые изготовлены из этих материалов. 

Содержание диагностического задания:

Воспитатель предлагает ребенку назвать материл и соотнести картинки. 

Вопросы:

- Какой это материал?

- Что из него делают? (Посмотри внимательно на картинки и вспомни.) 

3. Дидактическое упражнение «Ты знаешь, что такое море?».

Материал: картинка с изображением моря. 

Содержание диагностического задания:

Вопросы: - Что это?

- В нашем городе, селе, деревне есть море? 

- Хотел бы ты увидеть море? 

- Что тебе интересно узнать о море? (Или: что ты уже знаешь о нем?) 

II. Знания ребенка о семье, семейном быте, традициях.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Дидактическое упражнение «Семейная фотография».

Материал: сюжетная картинка, где изображена семья (бабушка, дедушка, папа, мама, брат, сестра), или фотография семьи (семейный праздник, туристический поход и т. п.). 

Содержание диагностического задания:

Задание: 

1) Покажи на картинке детей (дай им имена). 

2) Покажи родителей, как их называют дети? (Папа и мама.)

3) Чем вы любите заниматься всей семьей? 

4) Какой у тебя самый любимый праздник? 

5) Почему? И т. п. 

III.Знания ребенка о родном городе, селе, деревне.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Дидактическое упражнение «Город-деревня». 

Материал: сюжетные картинки с изображением города и деревни. 

Содержание диагностического задания:

Вопросы. Рассмотри картинки. 

- Чем отличается город от деревни? 

- Как называется город, в котором мы живем? 

- Как называется улица, на которой ты живешь? 

- Есть ли у тебя в городе, деревне любимое место куда ты любишь ходить? Расскажи о нем. 

2.Дидактическое упражнение «Родной город, село, деревня».

Материал: иллюстрации достопримечательностей города, села, деревни. 

Содержание диагностического задания:

Вопросы. 

- Назови город, деревню в котором ты живешь. 

- Как называется улица, на которой ты живешь? 

- Рассмотри фотографии достопримечательностей нашего города, села, деревни. 

- Тебе известны эти места? и т. д. 

IV. Знания о профессиях.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Дидактическая игра «Кому что нужно?».

Материал: сюжетные картинки с изображением, людей различных профессий (воспитатель, повар, врач, водитель, милиционер, пожарный, портной, учитель, парикмахер, строитель). Картинки с изображением профессиональных принадлежностей. 

Содержание диагностического задания.:

Вопросы: 

- Назови, кто изображен на картинках? 

- Что делает врач?

- Что нужно врачу для работы?

- Каким должен быть врач? 

- А милиционер? 

- Кем ты хотел бы стать, когда вырастешь? 

И т. п. 

Образовательная область «Познание»:

«Формирование целостной картины мира. Ознакомление с природой »

I. Знания об овощах и фруктах.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Дидактическая игра «Собери урожай».

Материал: корзинки разной формы (цвета), предметные картинки с изображением овощей и фруктов (груша, слива, яблоко, помидор, огурец, свекла). 

Содержание диагностического задания:

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть корзинки и предметные картинки. Затем предлагает собрать урожай так, чтобы в одной корзинке были фрукты, а в другой - овощи. 

II. Знания о жизни диких и домашних животных в природных условиях.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Дидактическая игра «Где чей дом?». 

Материал: иллюстрация леса с изображением жилища животных (берлога, нора, логово, дупло). Набор предметных картинок с изображением диких животных. Картинки, на которых изображено, чем питаются животные (рыба, грибы, ягоды, мышь, орехи и т. д.). 

Содержание диагностического задания:

Воспитатель объясняет правила игры. 

На картинке с изображением леса найди жилище для каждого из животных и рассели их. После того как ребенок найдет жилище для всех зверей, воспитатель предлагает «накормить» их. 

2. Дидактическая игра «Охотник и пастух». 

Материал: изображения пастуха и охотника на фланелеграфе. Предметные картинки с изображением домашних и диких животных (корова, коза, лошадь, свинья, собака, курица, кошка, кролик, овца, заяц, медведь, волк, лиса, еж, белка).

Содержание диагностического задания:

Воспитатель на фланелеграфе с одной стороны помещает картинку с изображением охотника, на другой - пастуха. Предлагает ребенку назвать, кто это.

Задает уточняющие вопросы.

- Кто такой охотник?

- Кто такой пастух?

Затем просит ребенка рассмотреть предметные картинки с изображением животных и разместить их так, чтобы рядом с охотником оказались все дикие животные, а рядом с пастухом - домашние. 

3. Беседа по вопросам, 

Содержание диагностического задания:

- Почему человек заботится о домашних животных? 

- :Какие домашние животные дают молоко? 

- Какие домашние животные дают пух и шерсть? 

- Какие домашние животные несут яйца? 

- У каких домашних животных есть рога и копыта? 

- Какие дикие животные впадают в спячку? 

И др.

III. Умение классифицировать деревья, комнатные растения, цветы.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Дидактическая игра - «Заполни клетки правильно». 

Материал: игровое поле (большие три квадрата). Предметные картинки с изображением деревьев (тополь, береза, клен, ель, рябина); цветов (одуванчик, ромашка, колокольчик); комнатных растений (аспидистра, бегония, примула). 

Содержание диагностического задания:

Воспитатель предлагает ребенку игровое поле (с символами: дерево, комнатное растение, луговые или полевые цветы) и просит разложить - все картинки по квадратам, соответственно их принадлежности. 

IV. Знания о гуманном отношении к природе, животным.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Беседа по сюжетным картинкам. 

Материал: различные сюжетные картинки: дети готовят кормушки, ребенок кормит собаку, ребенок рвет цветы, привал в походе и т. п. 

Содержание диагностического задания:

Воспитатель просит внимательно рассмотреть картинки и рассказать, кто поступает правильно, кто неверно. Интересуется, любит ли ребенок наблюдать за растениями и животными. Почему? И т. п. 

Образовательная область «Коммуникация» Развитие речи

I. Словарный запас.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Игра «Опиши предмет». 

Материал: различные предметные картинки.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель показывает по одной картинке, например:шар, шапку, ведро, цветы. 

Просит ответить на вопросы:

- Что это? (Шар.)

- Какой он? (Красный, большой, воздушный.)

- Что с ним можно делать? (Играть, катать по полу, подбрасывать, пинать.)

2. Дидактическая игра «Закончи предложение».

Содержание диагностического задания:

Воспитатель предлагает ребенку поиграть в игру «Закончи предложение».

-Я буду начинать предложение, а ты - подумай, как его можно закончить. 

- Сахар сладкий, а перец ... (горький).

- Дорога широкая, а тропинка ... (узкая).

- Пластилин мягкий, а камень ... (твердый).

- Мачеха злая, а Золушка ... 

- Карабас-Барабас злой, а Папа Карло ...и т. п. 

3. Задание «Расскажи о мальчиках».

Материал: сюжетная картинка с изображением двух мальчиков: один - чистый, аккуратный, веселый, второй - неряшливый, грустный.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку с изображением двух мальчиков. 

Затем организовывает беседу по вопросам: 

- Что ты можешь сказать о мальчиках? У них одинаковое настроение? 

- Один мальчик веселый, а другой какой? (Грустный.)

- Быть неряшливым хорошо? 

- А что нужно делать для того, чтобы быть чистым и опрятным?

- А какой мальчик тебе нравится? Почему? И т. п. 

II. Сформированность грамматической стороны речи.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Дидактическое упражнение «Сервируем стол».

Материал: чайный сервиз (для кукол), предметные картинки с изображением продуктов питания (муляжи). 

Содержание диагностического задания:

Воспитатель предлагает рассмотреть посуду и ответить на вопросы:

- Как можно назвать все предметы? (Обращает внимание на чайный сервиз.) 

- Назови известные предметы посуды. 

- Какие продукты нужны для того, чтобы угостить человека чаем? (Сахар, чай, сухарики…)

- В какую посуду положить сахар?» (В сахарницу.)

- А сухарики? (В сухарницу.) И т. п. 

- Расставь красиво посуду. 

- Где лежит чайная ложка? (Рядом с блюдцем или справа от блюдца.) И т. д. 

2. Упражнение «Закончи предложение».

Содержание диагностического задания: 

Воспитатель предлагает ребенку придумать окончание предложения: 

«Наступила ночь и ... » 

«Мы пошли с мамой в магазин и купили ... ».

«Мне нравится зима, потому что ». 

«Мы делаем зарядку, потому что » и т.п

3.Дидактическая игра «Прятки». 

Материал: наборы игрушечных животных (медвежата, котята, ежата, лисята) или предметные картинки с их изображением. 

Содержание диагностического задания:

Воспитатель расставляет игрушки (раскладывает картинки) и·просит ребенка назвать группы животных. 

- Это лисята. 

- Это ежата.

И т. д. 

Затем воспитатель просит запомнить все группы животных и предлагает ребенку закрыть глаза.

Воспитатель убирает одну группу игрушек. После того как ребенок открывает глаза, воспитатель просит назвать, кого не стало (медвежат, котят и т. д.). 

III. Развитие связной речи.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Дидактическая игра «К нам пришел почтальон».

Материал: сюжетные картинки «Времена года». 

Содержание диагностического задания:

В игре могут участвовать 4 ребенка. Воспитатель подбирает открытки с несложным сюжетом, но так, чтобы было понятно, в какое время года происходит действие. Воспитатель сообщает, что почтальон принес всем детям открытки. Получив открытку, дети не должны показывать ее друг другу. Нужно рассказать о сюжете так, чтобы было понятно, в какое время года происходит действие. 

2. Дидактическая игра «Расскажи об игрушке».

Материал: набор разных игрушек: машинка, мяч, кукла, зайчик и др. 

Содержание диагностического задания:

Воспитатель показывает игрушки и предлагает образец рассказа об одной из них. Повторяет его еще раз, обращая внимание на план описательного рассказа. Затем предлагает описать любую из игрушек по такому же плану.

3. Инсценировка сказки «Петушок и бобовое зернышко». 

Содержание диагностического задания:

Воспитатель достает из сказочного сундучка курочку, петушка, бобовое зернышко. 

- Как ты думаешь, из какой сказки данные герои? 

- Что произошло с петушком? 

- Как ты думаешь, почему петушок подавился? 

- К кому сначала побежала курочка за помощью? 

- Для чего нужно было маслице? 

(Проводится краткая беседа по сказке, для того чтобы вспомнить ее содержание.) Затем воспитатель предлагает ребенку обыграть сказку с использованием настольного театра. 

IV. Звуковая культура речи.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Дидактическое упражнение «Выдели первый звук в слове».

Содержание диагностического задания:

Воспитатель предлагает поиграть в слова. Просит ребенка внимательно слушать, как он голосом будет выделять первый звук. 

ООО-ля, ААА-стра, УУУ-тка и др. 

При повторе слов просит назвать первый звук. 

Образовательная область «Познание»:

Формирование элементарных математических представлений.

I. Знания о количестве, умение считать в пределах 5.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Дидактическое упражнение «Сосчитай кубики». 

Материал: кубики (по 6-7 шт.) разной величины и цвета. Содержание диагностического задания:

Инструкция. 

- Что ты видишь на столе? 

- Сколько кубиков на столе всего? 

- Чем отличаются кубики друг от друга? 

- Посчитай кубики по порядку. 

- Который по счету желтый кубик? (Красный и т. д.) 

- Какого цвета кубик, который стоит на пятом месте? (Втором, третьем.) 

- Покажи 3 красных и 3 зеленых кубика. 

- Что можно о них сказать? 

2. Дидактическое упражнение «Прилетели бабочки».

Материал: у ребенка двухполосная карточка, в верхнем ряду на определенном расстоянии наклеены бабочки (5 штук). Рядом на подносе лежат бабочки (больше 5). 

Содержание диагностического задания:

Инструкция. 

Сколько бабочек в верхнем ряду? 

Возьми с подноса столько же бабочек и разложи их в нижнем ряду так, чтобы было видно, что их столько же, сколько бабочек в верхнем ряду (меньше, чем в верхнем ряду, больше чем в верхнем ряду). 

II. Знания об эталонах величины.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Дидактическое упражнение «Посади елочки». 

Материал: плоскостные елочки, разные по высоте (2 шт.).

Содержание диагностического задания:

Инструкция.

Посмотри, все ли елочки одинаковы по высоте? 

«Посади» елочки в порядке убывания (возрастания), используя слова «выше», «ниже». 

2. Дидактическое упражнение «Сравни дорожки».

Материал: две дорожки разной длины и ширины, теннисный шарик. 

Содержание диагностического задания:

Инструкция. 

Педагог предлагает сравнить дорожки по длине и ширине. 

- Покажи длинную дорожку (короткую). 

- Что можно сказать о ширине дорожек? 

- Покажи широкую дорожку (узкую).

- Прокати шарик по узкой (широкой) дорожке; по длинной (короткой) дорожке. 

III. Знания о геометрических фигурах.

Дидактические игры, упражнения, вопросы.

1. Дидактическая игра «Найди такие же фигуры». 

Материал: два набора (у воспитателя и у ребенка) фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб) разных размеров - большие и маленькие. 

Содержание диагностического задания:

Воспитатель показывает ребенку какую-либо фигуру и просит найти такую же и назвать ее. 

2. Дидактическая игра «Соотнеси форму с геометрической фигурой». 

Материал: предметные картинки (тарелка, платок, мяч, стакан, окно, дверь) и геометрические фигуры (круг, :квадрат, шар, цилиндр, прямоугольник и др.). 

Содержание диагностического задания:

Воспитатель просит соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка - круг, платок - квадрат, мяч - шар, стакан - цилиндр, окно, дверь - прямоугольник и др. 

IV. Ориентировка в пространстве.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Дидактическая игра «Поручение». 

Материал: набор игрушек: матрешка, машина, мяч, пирамидка. 

Содержание диагностического задания:

Ребенок сидит на ковре лицом к воспитателю.

Инструкция. 

Расставь игрушки следующим образом: матрешку - впереди (относительно себя), машинку - сзади, мяч - слева, пирамидку справа. 

2. Дидактическая игра «Назови, что видишь»

Содержание диагностического задания:

По заданию воспитателя ребенок встает в определенном месте группы. Затем воспитатель просит ребенка назвать предметы, которые находятся впереди (справа, слева, сзади) от него. Просит ребенка показать правую, левую руки. 

V. Ориентировка во времени.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Игровое упражнение «Когда это бывает?». 

Материал: картинки с изображением частей суток, потешки, стихи о разных частях суток.

Содержание диагностического задания: 

Инструкция. 

Внимательно послушай потешку, определи время суток и найди соответствующую картинку. 

ПОТЕШКИ

Утром дети просыпаются, 

В детский садик собираются. 

Делают все по порядку: 

Занимаются зарядкой,

Завтракают и играют, 

Все растенья поливают. 

Днем гуляем и играем.

Все листочки собираем. 

Повар сделал нам котлет, 

Приглашает на обед. 

Вечер - солнышко садится, 

Всех зовет угомониться. 

Хочет посмотреть в тиши 

«Спокойной ночи, малыши». 

Ночью дети спят в кроватке. 

Снятся сны им сладки, сладки. 

Звезды светят им в тиши,

Спите крепко, малыши.

Далее воспитатель напоминает ребенку все семь дней недели (при помощи стихотворения). Просит назвать выходные дни. Первый (второй) день недели. 

- Если сегодня вторник, какой день недели был вчера? И т.п.

Образовательная область «Художественное творчество» 

Знакомство с искусством,

Задание: «Украсим группу»

Предложить дымковскую игрушку, филимоновскую игрушку, иллюстрации и картины. Назвать предметы, особенно понравившиеся им. Обратить внима­ние на оформление помещения группы; спросить, куда лучше поместить выбранный предмет оформления.

Рисование

Что изучается?

Умение правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, соотношение по величине; связывать предметы единым содержанием; самостоятельно определять содержание рисунка на заданную тему

Дидактические игры, упражнения

Самостоятельное рисование по мотивам сказки «Колобок».

Материалы: листы бумаги, кисти, краски, иллюстрации к сказке «Колобок»Ребенку предлагается рассмотреть иллюстрации к сказке «Колобок». 

Вопросы: 

- Какие герои есть в сказке «Колобок»? 

- Кого Колобок встретил первым (последним)? 

- Какой герой тебе нравится больше всех? 

Задание: нарисуй рисунок к сказке «Колобок»

Что изучается?

Умение детей создавать узоры по мотивам декоративно-прикладного искусства

Дидактические игры, упражнения

Рисование по мотивам дымковской игрушки.

Материалы: бумажный силуэт фигурки барыни, гуашь, кисть

Задание: Ребенку предлагается украсить фигурку барыни узором из элементов дымковской росписи (филимоновскую лошадку по мотивам филимоновской росписи)

Освоение детьми сенсорных эталонов (цвета)

Дидактическая игра «Назови цвет». 

Материал: набор карточек 11 цветов (белый, черный, красный, желтый, синий, зеленый, розовый, голубой, оранжевый, коричневый, фиолетовый) Перед ребенком выкладывается набор карточек разного цвета. 

Задание: назови цвет каждой карточки. Покажи карточку синего (белого, коричневого...) цвета

Лепка

Что изучается?Умение лепить предметы, состоящие из нескольких частей, используя приемы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания и примазывания; использовать в работе стеку

Дидактические игры, упражнения

Самостоятельная лепка предметов, состоящих из нескольких частей.

Материал: пластилин, стека, доска для лепки

Задание: Ребенку предлагается вылепить предмет, состоящий из нескольких частей. Примечание. Предварительно можно предложить рассмотреть образцы вылепленных изделий

Аппликация

Что изучается? Умение составлять узоры из растительных и геометрических форм в круге Дидактические игры, упражнения

Аппликация «Узор из растительных и геометрических фигур».

Материалы: 6 зеленых листочков, 6 желтых кругов диаметром 3 см, 6 красных кругов диаметром 1,5 см, шаблон тарелки, клей

Задание: Ребенку предлагается выложить и наклеить узор на «тарелке», используя растительные и геометрические формы

Образовательная область «Познание»Развитие продуктивной (конструктивной) деятельности

Что изучается?

Умение выполнять постройку по схеме

Дидактические игры, упражнения

Конструирование постройки по схеме. 

Материал: схема постройки, конструктор .

Вопросы: 

-Какая деталь лежит в основании постройки? 

- Какая деталь поставлена на основание? 

- Что находится на верху постройки?

Задание: Ребенку предлагается рассмотреть схему постройки. выполни постройку по этой схеме

Что изучается?

Умение строить разные конструкции одного и того же объекта

Дидактические игры, упражнения

Конструирование домов для сказочных героев.

Материалы: мелкий конструктор

Задание: Ребенку предлагается построить дома для сказочных героев: один дом для Колобка, другой дом для Медвежонка (он живет на первом этаже) и для Лисички-сестрички (она живет на втором этаже этого дома)

Что изучается?

Умение складывать квадратные и прямоугольные листы разными способами

Дидактические игры, упражнения

Складывание квадратных и прямоугольных листов разными способами (по диагонали, пополам, вдоль, поперек). 

Материалы: 2 квадрата, 2 прямоугольника

Задание: Ребенку предлагается: 

- сложи квадратный лист от уголка к уголку; 

- сложи квадратный лист пополам; 

- сложи прямоугольный лист пополам вдоль; 

- сложи прямоугольный лист пополам и поперек.

Образовательная область «Социализация»: Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств

Образовательная область «Здоровье» Воспитание культурно-гигиенических навыков

Исследование осуществляется через наблюдение.

Образовательная область «Социализация» : Игровая деятельность

При заполнении этого раздела воспитатель не только наблюдает за ребенком, но и специально организует игры с детьми.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционные игры в средней группе на физкультурном занятии с детьми с общим недоразвитием речи

Игры проводятся, как дополнительные на физкультурном занятии. Тематика игр подбирается с учетом поставленных задач учителем - логопедом. Работа ведется в системе. Решаются следующие задачиСпособствова...

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами гендерной педагогики в средней группе «Девочки и мальчики идут в лес»

«Девочки и мальчики идут в лес"Цель: Дать детям представление о лесе как экосистеме.Учить узнавать и называть деревья и их листья.Создать представление у детей о том, что лес – среда обитания растений...

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами гендерной педагогики в средней группе «Девочки и мальчики идут в лес»

«Девочки и мальчики идут в лес"Цель: Дать детям представление о лесе как экосистеме.Учить узнавать и называть деревья и их листья.Создать представление у детей о том, что лес – среда обитания растений...

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами гендерной педагогики в средней группе «Девочки и мальчики идут в лес»

Дать детям представление о лесе как экосистеме.Учить узнавать и называть деревья и их листья.Создать представление у детей о том, что лес – среда обитания растений и животных.Учить понимать добрые и п...

Внедрение элементов Реджио – педагогики в средней группе «Капелька»

Внедрение элементов Реджио – педагогики в средней группе «Капелька»...

Проект "Музейная педагогика" в средней группе

Паспорт проекта по музейной педагогике для детей средней группы...