Требования к организации предметно-развивающей среды для детей с нарушением зрения
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (средняя группа)

Основные требования к организации предметно-развивающей среды для детей с нарушением зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_predmetnoy_sredy_po_plaksinoy.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Направленность

Содержание

Условие

Функциональное помещение

Раздел

программы

1

2

3

4

Зона формирования предметных представ-лений

Социально-
бытовая
ориентировка

Раздевалка:

 Шкафчики для индивидуального пользования.

 Длинная скамья вдоль стены.

 Информационный стенд для родителей:

– рекомендации врача-офтальмолога;

– рекомендации тифлопедагога;

– рекомендации педагога-психолога;

– рекомендации учителя-логопеда.

Игровая комната:

 Игровые модели:

– «Детская кухня» (стол, стулья, плита, холодильник, мойка, посуда, столовая, чайная и кухонная).

– «Спальня» (кровати для кукол разного размера, шкаф для кукольной одежды, постельное белье).

– «Гостиная» (диван, кресла, стол, стулья).

– «Парикмахерская» (столик с зеркалом, пуфик, фен, наборы расчесок, ножницы).

– «Магазин» (касса, витрина, тележки для продуктов, муляжи овощей и фруктов).

– «Больница» (набор детский «Доктор», халаты, шапочки, бинты, вата). 

Туалетная комната:

 Шкафчики для полотенец.

 Стаканчики для полоскания горла.

 Кармашки для индивидуальных расчесок.

 Стаканы для зубных щеток.

 Детская зубная паста.

 Алгоритм умывания (плакат).

 Алгоритм чистки зубов (рисунок).

Доступны для детей в любое время.

Устойчивая, с гладкой поверхностью.

Безопасно закреплен на стене на уровне глаз взрослого человека

Все игровые модели промышленного производства, имеющие сертификат качества.

Предметы из наборов яркие, красочные, безопасные в обращении

Все предметы личной гигиены только
для индивидуального пользования.

Зубные щетки часто меняются

 Зона развития сенсорных
эталонов

Развитие
зрительного восприятия:

цвет

величина

форма

Дидактические пособия:

– Пособие «Цвет и оттенки».

– Игра «Цвет».

– Игра «Играем с цветом».

– Игра «Радуга».

– Игра «Разноцветные поляны».

– Игра «Разложи по цвету и оттенку».

– Матрешки.

– Палочки Кюизенера.

– «Учимся считать».

– «Учимся измерять».

– Счетный набор «Большие и маленькие».

– «Весы».

– «Измеряем объем жидкости».

– Пособия с изображением геометрических фигур
с рельефным контуром.

– Наборы геометрических фигур разных размеров.

– Трафареты геометрических фигур.

– Объемные тела (кубы, шары, конусы, пирамиды,
параллелепипеды (кирпичики) и т. д.).

– Наборы для составления ритмической последовательности.

– Игры: «Форма», «Найди пару, «Составь узор»,
«Строим дом»

Изображения красочные, яркие, желательно
не слишком мелкие.

Пособия подобраны в соответствии с возрастными возможностями детей.

Свободное и доступное использование мате-риалов детьми.

Должны быть в наличии на каждого ребенка.

Пособия подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей

 Зона развития сенсорных
эталонов

Ориентировка в пространстве

Дидактические и наглядные пособия:

– Лабиринт «Как пройти к дому большой и маленькой кукле».

– «Зайкин дом».

– «Кто быстрее пройдет по дорожке».

– «Пройди по следу».

– «Серсо».

– Схемы построек.

– Макеты домов.

– Пособие «Работа с клеткой».

– Пособие «Я и мое тело».

– «Чудесный мешочек».

– «Разложи игрушки по схеме»

Обеспечение санитарно-гигиенических требований при работе с пособиями.

Необходимо сохранять возможность для двигательной активности детей

Развитие
мелкой
моторики

– Аппарат для обводки.

– Трафареты с внутренним и внешним контуром
предметов.

– Набор различных поверхностей для развития тактильной чувствительности.

– Набор «Плетение».

– Набор «Пианино».

– Набор ниток различной толщины для наматывания, скручивания, плетения, распутывания узлов.

– Бусы, семена, крупы.

– Шнуровки, вышивки

Должны быть в наличии для каждого ребенка.

Работа с наборами ведется в хорошо освещенном помещении, при необходимости включить настольные лампы.

Соблюдение ТБ при работе с мелкими пред-
метами

 Зона развития познавательной деятельности

Ознакомление с окружающим миром

Уголок природы:

 Лаборатория:

– емкости для исследования воды и песка;

– различный сыпучий материал;

– предметы для проведения опытов;

– шишки, пуговицы, пластины из различного мате-
риала;

– увеличительное стекло;

– магнит.

 Наглядные пособия, иллюстративный материал (альбомы, наборы картин, муляжи, дидактические игры).

 Календарь природы.

 Алгоритм прорастания растений в цветном и чер-но-белом изображении.

 Мини-музей – гербарий цветов и лечебных трав.

 Комнатные растения, палочки для рыхления,
фартуки, лейки

Отдельное, хорошо освещенное место.

Наличие предметов для каждого ребенка.

Использование их с соблюдением ТБ.

Красочные, с яркими картинками и крупным шрифтом, доступные и простые по содержанию.

Удобный, свободный подход, оптимальное освещение.

Растения можно разместить на подоконниках

Зона театрально-художественной деятельности

Приобщение
к художественной литературе

Книжный уголок:

– Открытая витрина для книг.

– Настольная лампа.

– Книги по программе (постоянно меняются) и книжки-малышки.

– Открытки с изображением животных.

– Папки с изображением цветных, контурных и силуэтных изображений.

– Лото, домино, книжки-раскраски.

– Разрезные картинки по сказкам.

– Диапроектор

Расположена в доступном месте на уровне глаз ребенка.

Красочные иллюстративные издания с малым объемом текста, подобраны с учетом возрастных особенностей детей.

Наличие подставок под книги для детей со сходящимся косоглазием

 Зона театрально-художественной деятельности

Приобщение
к художественной

литературе

Театральная деятельность:

– Костюмы, маски, птиц и животных.

– Кукольный театр (ширмы, набор кукол).

– Разнообразные виды театров (бибабо, теневой,
настольный).

– Атрибуты, элементы костюмов, а также материал для их изготовления.

Уголок ряжения и эмоций:

– Одежда (в национальных, исторических, сказочных стилях).

– Головные уборы (мужские, женские).

– Бижутерия.

– Зеркала различной формы и величины.

– Рисунки: разные мимические выражения

В доступном, хорошо освещенном месте с соблюдением санитарно-гигиенических норм,
где есть возможность сохранять двигательную активность детей

Музыкальное воспитание

Музыкальный уголок:

– Музыкальные дидактические игры и пособия
(альбомы, открытки, слайды).

– Детские музыкальные инструменты.

– Музыкальные игрушки

В доступном месте для детей

Конструктивно-игровая
зона

Конструи-

рование, игра

Уголок «Учимся строить»:

– Конструкторы разного размера.

– Наборы строительных модулей разного размера.

– Наборы деталей разных размеров и форм.

– Макеты больших и маленьких домов, деревьев,
кустарников.

– Простейшие схемы построек

Свободное и доступное использование материалов детьми.

Обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм

Спортивная
зона

Физическая

культура

Оборудование:

– Мячи, шары (резиновые, пластиковые, надувные).

– Обручи.

– Кегли.

– Серсо.

– Гимнастические палки.

– Веревки.

– Дуги.

– Кольцебросы.

– Карты пути.

– Звуковые, цветовые, световые ограничители

Спортивный инвентарь должен соответствовать нормативным актам по ТБ.

Возможность безопасного использования
детьми


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к организации предметно-развивающей среды в свете ФГТ.

предметно- развивающая среда в ДОУ является одним из средств развития личности ребенка...

Требования к организации предметно-развивающей среды в ДОУ

Требования к организации предметно-развивающей среды в ДОУ...

Требования к организации предметно - развивающей среды для познавательного развития детей дошкольного возраста

Образовательная  (развивающая) среда, по определению В. А. Ясвина, — это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и п...

Требования к организации предметно-развивающей среды

Требования к организации предметно-развивающей среды...

Организация предметно- пространственной среды в группе с нарушением зрения.

Организация предметно- пространственной среды в группе с нарушением зрения....

«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ» .

Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей, имеющих проблемы зрительного анализатора, волнует специалистов, практиков и родителей.  Для организации развивающей предметно-п...