«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ» .
консультация (старшая группа)

Синельникова Ирина Радионовна

Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей, имеющих проблемы зрительного анализатора, волнует специалистов, практиков и родителей.  Для организации развивающей предметно-пространственной среды для детей с нарушением зрения необходимы специальные условия образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

По данным некоторых ученых 70% всех сведений человек получает из окружающего мира с помощь зрения, другие полагают, что цифра должна быть увеличена до 90%. Глаза ребенка выполняют значительную зрительную работу. От того,  как соблюдается правила гигиены, зависит и утомление органа зрения, и сохранение его полноценной функции на будущее. Особую актуальность и социальную значимость в последнее время приобрела проблема состояния здоровья и физического развития подрастающего поколения. Одно из важнейших мест занимают вопросы развития личности ребенка, имеющего ограничения здоровья, в том числе с нарушениями зрения. В связи с этим, организация развивающей предметно-пространственной среды для детей, имеющих проблемы зрительного анализатора, волнует специалистов, практиков и родителей. Прежде всего, отметим, что для организации развивающей предметно-пространственной среды для детей с нарушением зрения необходимы специальные условия образования. Условия образования воспитанников, имеющих нарушения зрения, определены санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации

режима работы дошкольных образовательных организаций.

Важное  значение имеет состояние освещенности помещения, в котором находится ребенок. В  группе «Подсолнушек» хорошее освещение Люминесцентные лампы создают не только правильную освещенность, но и позволяют обогатить световой поток биологически активным ультрафиолетовым излучением. Тюль на  окнах прозрачная, короткая, нижняя часть окна открыта. На подоконниках нет  комнатных растений или предметов. Столы в группе расположены близко к окнам. Педагоги, работающие с детьми, имеющими патологию зрительного анализатора, обязательно обращают внимание на осанку каждого ребенка, При неправильной позе за столом (ребенок горбится, низко наклоняется, щурится во время рассматривания мелких изображений или рисования), возникает напряженность  мышц зрительного анализатора, что может спровоцировать спазм аккомодации, способствовать развитию или прогрессированию близорукости. В познавательной зоне группы имеется магнитная доска зеленого цвета.

Пособия и демонстрационный наглядный материал располагается не далее 1 м от глаз ребенка. Возможен дополнительный индивидуальный показ объекта для лучшего ознакомления с подключением активного осязательного восприятия. Предметы, которые часто используются детьми, располагаются на уровне глаз ребенка. . Во время проведения непосредственной образовательной деятельности (НОД) ребёнок не должен получать зрительного утомления. Поэтому длительность непрерывной зрительной нагрузки, особенно на близком расстоянии, не должна превышать 5-7 минут. Обязательно проводится физминутка с использованием  специальных  упражнений для глаз, способствующих уменьшению напряжения аккомодации, снятию мышечного напряжения, активизации кровоснабжения, укреплению глазных мышц.

Для проведения зрительной гимнастики в группе расположены зрительные ориентиры-модули,  метки на стекле по Э.С. Аветисову. Для выполнения упражнения используем оконное стекло и цветную метку на нем. Размер которой составляет 3-5 мм.  Смотрим на метку несколько секунд и переводим взгляд на отдаленный предмет за окном на такое же время.

Проводится индивидуальная гимнастика для глаз с тренажером на конвергенцию (для детей расходящимся косоглазием) и на  отведение (дети со сходящимся косоглазием).

Для преодоления гиподинамии, для   развития координации движений  и  ориентировке в пространстве   в группе оформлен  спортивный уголок, оснащенный мячами, скакалками, мячиками су-джок, кеглями, массажными дорожками и ковриками. Имеются игры «Кольцебросс», бадминтон,

«Пройди по следам», маски-шапочки для подвижных игр. В группе достаточно места для двигательной активности детей.

 На лестничных проемах  начало  и  конец перил обозначены  цветными метками.

В группе для детей с нарушением зрения кроме традиционных уголков есть коррекционный уголок, включающий в себя специальные дидактические пособия и игры, направленные на   развитие  зрительного восприятия, развитие мелкой моторики рук, сенсорное    развитие, развитие тактильных ощущений.

Коррекционные  игры и упражнения.

  • мозаика (всех видов);
  • конструкторы (всех видов);
  • плетение;
  • шнуровка;
  • лото;
  • разрезные картинки
  • работа с мелким материалом
  • нанизывание бус;
  • дидактические игры и упражнения на ознакомление с картинками таблицы;
  • «Выложи узор»;
  • дидактические игры и упражнения на ориентировку на микроплоскости;
  • упражнения на цветоразличение на расстоянии;
  • дидактические игры на слияние и совмещение изображений

обводка: через кальку,  контурных изображений (внешнего и внутреннего); работа с трафаретами

  • лупы и увеличительные стекла;

игры на выделение формы, цвета, величины предметов, соотнесение их с силуэтным, контурным изображением;

  • накладывание одного изображения на другое;
  • сравнение одинаковых предметов;
  • чтение графических изображений;
  • игры на прослеживание движущихся объектов;
  • настольные игры типа: «Футбол», «кольцеброс» и др.;
  • стереоскоп;
  • .Лабиринты;
  • «Угадай на ощупь» (пуговицы, пробки, предметы из разного материала, природный материал) .

Таким образом, правильная организация предметно-пространственной среды в детском саду не только способствует успешному коррекционно-образовательному процессу, но и обеспечивает дошкольникам, имеющим нарушения зрения, комфортные условия пребывания в социуме. 

        

 

                              Консультация

«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ  РАЗВИВАЮЩЕЙ  ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ» (из опыта работы).

                                                             Воспитатель: Синельникова И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Особенности построения коррекционно-развивающей среды для детей с нарушением зрения в соответствии с ФГОС ДО".

Консультация про особенности построения коррекционно-развивающей среды для детей с нарушением зрения в соответствии с ФГОС ДО....

Статья "Особенности развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения с помощью игровой системы обучения"

Окружающий человека мир – это мир предметов и явлений, поэтому целостное восприятие предметов позволяет человеку правильно ориентироваться в нем. Умение человека выделить отдельные предметы и их...

Особенности развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения

Материал по ознакомлению с особенностями развития зрительного восприятия...

Консультация для педагогов коррекционных групп для детей с нарушением зрения. Тема: «Основные особенности адаптации стимульного материала для детей с нарушением зрения»

Материалы данной консультации расскажут о том, какие требования предъявляются к демонстрационному и раздаточному материалу при организации образовательного процесса с детьми с нарушением зрения, а так...

Особенности сюжетно-ролевой игры у детей с нарушением зрения

В статье описаны особенности сюжетно-ролевых игр у слабовидящих детей....