Особенности развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
статья на тему

Скворцова Елена Юрьевна

Материал по ознакомлению с особенностями развития зрительного восприятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Скворцова Е.Ю.

учитель-дефектолог

ГБДОУ детский сад № 82

Компенсирующего вида

Невского района

Статья

«Особенности развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения»

 Зрительное восприятие предметов и явлений окружающего мира осуществляется в результате работы зрительного анализатора, представляющего собой сложную нервно-рецепторную систему. В структуру зрительного анализатора входят: рецепторная часть (сетчатка), проводящие пути (зрительный нерв, зрительные тракты), зрительные центры (подкорковый и корковый). В ходе зрительного восприятия зрительный анализатор  воспринимает и анализирует световые раздражители. Возникающий в рецепторах сложный фотохимический процесс способствует трансформации световой энергии в нервное возбуждение, передающиеся  через проводящие пути от сетчатки в кору головного мозга. В коре головного мозга осуществляется анализ и синтез  зрительных ощущений  и восприятия, осуществляются ассоциативные связи органа зрения с другими анализаторами, в результате чего и происходит восприятие человеком зрительной картины мира.

В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира с помощью зрения, мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении, степени их удаленности. Данную информацию мы получаем с помощью  различных функций зрения: остроты зрения ( визуса), цветоразличения, поля зрения, глазодвигательной функции.

Снижение любой из этих функций неизбежно влечет за собой нарушения как в ходе самого процесса, так и в результате зрительного восприятия.

 Например, нарушение функции остроты зрения снижает разрешающую способность глаза, точность, полноту и скорость восприятия, что затрудняет и замедляет узнавание предметов и изображений. Нарушение остроты зрения может быть вызвано нарушением преломляющей силы оптической системы глаза ( рефракции) и проявляется в виде миопии (близорукости), гиперметропии (дальнозоркости), астигматизма (преломляющая система глаза отличается в различных меридианах). Нарушения остроты зрения может быть вызвано и функциональным расстройством зрительного аппарата. Такое нарушение зрения, связанное с ослаблением остроты зрения происходящим без видимых анатомических причин, называется амблиопией.

     Нарушения функции цветоразличения обуславливают возникновение трудностей восприятия,  невозможность различения  одного из трех цветов (красного, синего, зеленого) или приводит к смешению зеленого и красного цветов.

     Наличие нарушения функции поля зрения затрудняет целостность, одновременность, динамичность восприятия, что приводит к возникновению трудностей в пространственной ориентировке.

      Нарушение бинокулярного зрения приводит к снижению способности видеть двумя глазами одновременно и восприятия рассматриваемого предмета как единого целого, искажает пространственное, стереоскопическое восприятие окружающего мира.

      Нарушение глазодвигательной функции характеризуется отклонением одного из глаз от общей точки фиксации и приводит к возникновению косоглазия. Наиболее часто у детей встречается содружественое косоглазие, которое характеризуется постоянным или периодическим отклонением одного из глаз от совместной точки фиксации и нарушением функции бинокулярного зрения. Часто косоглазие может являться причиной снижения работоспособности косящего глаза, вследствие чего глаз перестает участвовать в акте зрительного восприятия и характер зрения из бинокулярного становится монокулярным (т.е. восприятие осуществляется одним глазом) или альтернирующим (восприятие осуществляется попеременно то одним, то другим глазом) Наличие косоглазия обуславливает ограничения в восприятии внешнего мира, снижение скорости, правильности оценки пространственных отношений.

      Современные достижения офтальмологии, физиологии, психологии изменили понимание охраны нарушенного зрения. В настоящее время охрана трактуется не как пассивное неупотребление зрения, а как широкий комплекс лечебно-гигиенических и психолого-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение дальнейшего снижения зрения и его развитие. Работа коллектива медиков и педагогов нашего детского сада и направлена  на охрану и восстановления зрительных функций у детей с нарушенным зрением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения посредством использования схематизации и моделирования в различных видах деятельности»

Нарушение зрения у детей отрицательно влияет на развитие всех познавательных процессов (зрительного ощущения и зрительного восприятия, образное мышление, речь, память, внимание). Поэтому обучение и во...

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения

Девиз: "Слепой и слабовидящий специально должны быть обучены тому, что зрячий постягает сам."Л.С.ВыготскийОсновные направления моей работы:тифлопедагогическое обследование дитей;проведение специальных...

Дидактический материал по развитию зрительного восприятия для детей с нарушениями зрения.

Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения У детей с патологией зрения отмечается специфичность формирования зрительных образов. В этой связи возникает необходимость разви...

Консультация для воспитателей "Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения "

Основные задачи развития зрительных функций у детей с нарушением зрения...

Статья "Особенности развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения с помощью игровой системы обучения"

Окружающий человека мир – это мир предметов и явлений, поэтому целостное восприятие предметов позволяет человеку правильно ориентироваться в нем. Умение человека выделить отдельные предметы и их...