особенности развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Подлеснова Нэля Михайловна

опыт работы с детьми с нарушением зрения

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Особенности развития зрительного восприятия

 у детей с нарушением зрения

 

  Составлено тифлопедагогом:

Подлесновой Н.М.

Важнейшим органом восприятия информации окружающего нас внешнего мира являются органы зрения - глаза. Благодаря зрению человек различает детали предметов и сами предметы, правильно определяет их местонахождение в пространстве, воспринимает богатейшую гамму цветовых оттенков.
В последние годы наблюдается выраженная тенденция к увеличению числа детей,  имеющих зрительную патологию. При этом заболевания глаз занимают первое место в нозологической структуре детской инвалидности и составляют 9,67 на 10 тысяч детей в возрасте до 15 лет.

Зрительная система детей с нарушением зрения наиболее подвержена неблагоприятным воздействиям,  особенно в сенситивный период развития,  к которому относится дошкольный и младший школьный возраст.                               При нормальном зрении дети уже в дошкольном возрасте воспринимают огромное количество предметов и явлений действительности. Практически мозг отражает все, что видит, что слышит, осязает… ребенок. Но восприятие не механическое отражение.  Многое из воспринимаемого не осознаётся остается, как бы за порогом чувствительности, многое не переходит в адекватные представления. М.Н. Скаткин по этому поводу заметил, что даже хорошо видящие дети не всегда видят в предмете то, что нужно, и так, как нужно. Пожалуй, сказанное особенно характерно для восприятия детей с нарушением зрения. При нарушении зрения происходит сокращение и ослабление функций зрительного восприятия.

У слабовидящих детей наблюдается также нарушения двигательных функций глаз: неустойчивость фиксации взора и неравномерность движения глаз, нарушение прослеживающей функции, изменение амплитуды движений глазных яблок, некоторые ограничения в повороте глаз. Недоразвитие или нарушение функций двигательного аппарата глаза при неполном зрении затрудняет восприятие предметов и изображений, а также глазомерную оценку пропорций, протяжённости.
          Проблема развития зрительного восприятия у слабовидящих детей затрагивалась и разрабатывалась в той или иной степени многими педагогами, психологами, офтальмологами. Т.А.Подугольникова и Г.И. Рожкова отмечали, что при расстройствах бинокулярного зрения нарушается адекватность восприятия ребёнком окружающего мира. Это выражается в формировании обеднённых зрительных образов, в искажённом восприятии пространственных отношений, неточной оценке скорости и направления движения, в затруднении при определении цветовых оттенков, в нарушении зрительно - моторной координации.

В специальных работах по развитию зрительного восприятия было установлено, что у детей способность использовать остаточное зрение может быть развита, только в результате обучения, по соответствующим программам и методикам (А.И.Каплан, 1981г). Тренировочные занятия в течение 3-6 месяцев способствовали улучшению состояния тех или иных функций. Однако через некоторое время после прекращения занятий «зрительная эффективность» снова снижалась до исходного уровня. Это говорит о том, что необходима система коррекционно – педагогических занятий по развитию зрительного восприятия.

Большое внимание по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения уделяла Л.И.Плаксина, которая для развития зрительного восприятия, активизации зрительных функций предлагала использовать все виды детской деятельности.

Реальная необходимость кардинального решения проблемы также подвержена психологическим исследованиям. И.П.Сеченов, С.В.Кравков, С.Л.Рубинштейн, И.М.Соловьёв говорили об особой роли восприятия в становлении мышления, внимания, речи, памяти и других психических процессов.

Что такое восприятие?

Восприятие – психический процесс отражения в сознании человека совокупности свойств, предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В восприятии отражаются предметность, целостность, осмысленность предмета. Наиболее значительное нарушение зрительного восприятия наблюдается при остроте зрения 0,2 и ниже. Однако участие остаточного зрения в формировании зрительного образа продолжает оставаться ведущим в некоторых видах деятельности и в ориентировке в пространстве.

Современными научными исследованиями доказано, что снижение функций зрения, неизбежно приводящее к снижению скорости и точности восприятия, обусловливает фрагментарность, искаженность восприятия единичных предметов и групповых композиций, затрудняет установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями, замедленность и нечеткость их опознания, нарушает одновременность, дистантность восприятия. Кроме того, у детей, испытывающих зрительную депривацию, наблюдается ослабление некоторых свойств восприятия. Так, избирательность восприятия выражается в сужении круга интересов, снижении активности отражательной деятельности, что в свою очередь приводит к снижению количества и качества представлений о явлениях и предметах окружающего мира.

Для детей с нарушениями зрения характерным также является более слабый, по сравнению с нормально видящими детьми, уровень эмоционального восприятия объектов внешнего мира и т.д.
Анализ научных данных и результатов наблюдений за практической деятельностью детей этой категории позволяет утверждать, что дети с нарушениями зрения испытывают серьезные трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в овладении практическими навыками, в выполнении практических действий, в ориентировке на своем теле, рабочей поверхности, в пространстве.
Кроме того, недостатки зрительного восприятия, обусловливая формирование нечетких, недифференцированных образов представлений, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.) дошкольников, что значительно затрудняет их познавательную деятельность.  В ходе познавательной деятельности дети с нарушениями зрения испытывают трудности, связанные как с темпом работы, так и с качеством выполнения заданий.

 Для данной категории детей характерными являются:
- низкий уровень умения целостно, детально и последовательно воспринимать содержание сюжетной картины, композиции, включающей большое количество героев, деталей; выделять первый, второй планы;
- низкий уровень умения узнавать предметы, изображенные в различных вариантах (контур, силуэт, модель);
- низкий уровень развития зрительно-моторной координации;
- формирование нечетких, неполных или неадекватных зрительных образов;
- пропуск или появление новых (лишних) элементов в череде однородных предметов.

Ребенок с нарушениями зрения в период дошкольного обучения, находясь в роли субъекта образовательного процесса, испытывает значительные трудности, что, в свою очередь, требует от педагогов образовательного учреждения специальной поддержки данной категории детей.

Отсюда возникает необходимость целенаправленной комплексной коррекционной работы с детьми с нарушением зрения по развитию зрительного восприятия на занятиях и в повседневной жизни, где будут комплексно решаться общеобразовательные, коррекционно-компенсаторные и лечебно-восстановительные задачи, а обучение направлено на развитие зрительно-сенсорного опыта в процессе выполнения предметно-практических действий, развития мыслительных умений и способностей.

Для того чтобы коррекционная работа была успешной,  я провела диагностическое обследование зрительного восприятия, с целью:

1. Выявления уровня развития зрительного восприятия у детей 5 года жизни, имеющих различные нарушения зрения.

2. Выявления умения чётко, целостно воспринимать предметы окружающего мира и их изображения.

3. Разработки системы игр, упражнений, заданий для лучшего развития зрительного восприятия.

Результаты проведённого мною обследования показали: у большинства детей низкий уровень развития зрительного восприятия, снижена полнота обозрения, наблюдается замедленность восприятия.

Вывод: необходима специальная, систематическая медико-педагогическая помощь, позволяющая восполнить недостаточность зрительной информации и улучшить зрительное восприятие.

Изучая эту проблему,  я поставила цель: продолжать развивать зрительные функции глаз, максимально активизировать развитие зрительного восприятия, обеспечить становление психического процесса зрительного отражения окружающего в соответствии с возрастными особенностями.

И определила задачи по развитию зрительного восприятия:

- развивать скорость и полноту зрительного обследования;

- развивать умение анализировать основные признаки предметов (цвет, форму, величину и пространственное положение);

- учить создавать из геометрических фигур узоры, предметные изображения, сложные геометрические фигуры;

- знать основные цвета и оттенки, правильно использовать эталоны цвета при описании, классификации групп предметов;

- создавать узоры, цветные композиции на фланелеграфе, магнитной доске, из мозаики;

- учить замечать величину реальных предметов, зрительно анализировать длину, ширину, высоту предметов; проводить размеры с помощью условных мер;

- учить чтению иллюстраций, заслонённости, зашумлённости изображения;

- стимулировать, упражнять, активизировать зрительные функции глаз.

Степень развития зрительного восприятия зависит от состояния зрения.

Коррекционная работа и комплексный, лечебно-восстановительный процесс осуществляется на основе максимального сближения, поэтому всю работу по развитию зрительного восприятия я построила с учётом рекомендаций врача-офтальмолога, которая постоянно наблюдает за процессом восстановления зрения  у детей, распределяет соответствующие нагрузки для каждого ребёнка.

Я изучила диагнозы по зрению.

 В период плеоптического лечения, направленного на повышение остроты зрения по рекомендации врача-офтальмолога на занятиях детям давала задания по нанизыванию бус, обводке через кальку контурных изображений, выкладыванию из мозаики. Во время индивидуальной работы включала упражнения для развития зрительного восприятия (на выделение формы, цвета, величины, пространственного положения предмета). Использовала игры, в которых дети составляли из частей целое, такие игры заставляют детей активно вглядываться, включать все зрительные функции в процесс рассматривания. Активно влияют на развитие остроты зрения игры-лабиринты. Все дидактические игры и задания подбирала индивидуально для каждого ребёнка, в зависимости от состояния зрения и периода восстановительного лечения. Так при высокой степени амблиопии и их изображения давала более крупные, а по мере повышения остроты размеры пособий уменьшала. При дальнозоркой рефракции рекомендовалась усиленная зрительная нагрузка, поэтому применяла более мелкий материал и пособия,  при близорукости наоборот.

В период ортоптического лечения косоглазия очень важно провести специальную подготовку к лечению на синоптофоре. Для этого использовала такие упражнения, как накладывание одного изображения на другое. В играх на прослеживание движущихся объектов у детей развиваются глазодвигательные функции.  Для этого использовала игры типа «Прокати шар в ворота», «Попади в цель».

В период выработки стереоскопического зрения особенно эффективны настольные игры «Футбол», «Бильярд», «Набрось кольцо», а также игры с разными конструкторами, мозаиками.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми по развитию зрительного восприятия является зрительная гимнастика. Упражнения разнообразны по форме и содержанию, выполняются эмоционально и носят игровой характер, кроме того для проведения упражнений для глаз я использую специальные тренажёры. Детям очень нравится заниматься на тренажёрах: «Стрелоплан», «Что далеко, что близко», «Следи за бабочкой», «Восьмёрка», «Дорожка с препятствиями», «Найди пару», «Лабиринт».

Для осуществления поставленной цели, а также для разрешения одного из условий по развитию зрительного восприятия, изготовила яркий наглядный материал и пособия, помогающие активизировать зрительное восприятие: «Составь предмет, сюжет  из геометрических фигур», «Зашумлённые картинки», «Трафареты», «Сложи квадрат», «Разложи по величине», «Муха».

Для того чтобы работа по развитию зрительного восприятия не носила односторонний характер, захватывала все виды детской деятельности обширную работу я вела с воспитателями и узкими специалистами. Кроме ежедневных мини-бесед, консультаций, рекомендаций, объяснений, уточнений  по теме как лучше  построить работу по улучшению зрительного восприятия, я проводила специальные консультации на медико-педагогических советах, педагогических советах, проводила открытые мероприятия, где рекомендовала специальные методы и приёмы, средства и формы работы, направленные на активизацию и развитие зрительного восприятия, где общими усилиями пришли к выводу о необходимости личностно-ориентированного подхода к детям, с учётом их возрастных особенностей, темпа развития, индивидуальных возможностей, психического, физического и умственного развития, состояния зрительных функций.

Одним из важнейших направлений работы является систематическая и целенаправленная работа с семьями детей с нарушением зрения. В связи с этим проводила индивидуальное консультирование родителей по вопросу развития зрительного восприятия в домашних условиях. Выступала на родительских собраниях по общим вопросам воспитания, обучения, развития детей, а так же по вопросу активизации зрительного восприятия с учётом характера зрения.

Большую помощь в работе мне оказала специальная методическая литература: Е.А. Стребелёвой «Специальная дошкольная педагогика», Л.И.Плаксиной «Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения», М.И.Земцовой «Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения», Л.А. Дружининой «Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения».

В этих пособиях освещены современные теоретические подходы к разработке системы коррекционно-компенсаторных методов и приёмов, средств и форм работы, направленных на активизацию и развитие зрительного восприятия.

Безусловно, развитие зрительного восприятия является приоритетным направлением в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения.

По каждому направлению коррекционной работы я разработала дидактические игры, решающие определённые задачи по развитию зрительного восприятия. Все игры изготавливала с учётом рекомендаций врача-офтальмолога, зрительных нагрузок и цветности.

В игре «Разложи по цвету»  дети по образцу, кто скорее раскладывали фигуры по цветовым оттенкам. Выигрывал тот, кто скорее выполнял работу. В упражнении «От какой бабочки крылья» дети рассматривали крылья бабочек разной величины (5 пар крыльев). Дети ориентировались на размер и цвет крыльев, рассматривали узор на крыльях, составляли  из частей бабочку. В дидактическом задании «Цветное лото» просила детей подобрать предметы соответствующего цвета. Игры, способствующие активизации зрительных функций, это игры на цветоразличение «Найди нужный цвет», «Разложи по оттенкам», «Составь из частей цветок», «Подбери к платьям пуговицы», «Игры в сухом бассейне».

Развитие представлений о форме и величине предметов у детей с нарушениями зрения обусловлено состоянием зрения. Проведённое обследование уровня развития представлений о форме и величине предметов показало, что у многих детей не сформированы действия дифференциации.

Известно, что тактильно - зрительный способ выделения и анализа формы в сравнении со зрительным способом  даёт возможность детям с нарушениями зрения более успешно анализировать форму и величину предметов. В связи с этим часто использовала игры: «Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь», «Посели фигуры в свой домик». Что даёт возможность включения в процесс зрительного восприятия других видов восприятия: тактильно – двигательного, зрительно – двигательного.

На занятии проводила работу по коррекции зрительных представлений, формированию сенсорных эталонов формы и умению соотносить эти эталоны с формой реальных объектов окружающей действительности. Предлагала следующие задания: «Положи под каждое изображение предмета геометрическую фигуру соответствующей формы», «Соедини линиями геометрические фигуры с предметами соответствующей формы», «Соедини одинаковые фигуры линиями» - на дифференциацию геометрических фигур по трём признакам, а так же на локализацию.

В игре, «Какой геометрической фигуры не стало?» детям предлагала запомнить расположения фигур, а затем одно из них убирала. Следовало угадать,  какую фигуру спрятали. В игре «Составь из частей целое» предлагала из простых форм составить целый предмет, детям нравится эта игра, хотя не все сразу справлялись с заданием.

Многие задания тесно связаны с лечебно – восстановительной работой по исправлению косоглазия и амблиопии.

При обследовании были выявлены затруднения в умении соразмерять различные по величине предметы и объекты окружающей действительности, у детей плохо были сформированы понятия широкое - узкое, длинное - короткое, толстое - тонкое, они их путали. Дети быстро выполняли задания: «Разложи геометрические фигуры от самой большой до самой маленькой и наоборот» и затруднялись в заданиях типа: «Обведи по контуру изображения животных, нарисуй для каждого животного домик, соответствующего размера».

Для лучшего овладения представлениями о форме геометрических фигур давала задания на формирование навыков зрительного анализа и умений видоизменять, преобразовывать геометрические фигуры, составлять из нескольких фигур другие разной величины. Эти задания дети очень полюбили и придумывали впоследствии сложные фигуры – многоугольники. Формирование представлений о величине предметов, умение измерять их длину, ширину, высоту, толщину является важной стороной подготовки детей к обучению в школе.

При обследовании сформированных представлений о величине предметов, умениях измерять предметы и их части с помощью условной мерки путём наложения, приложения пришла к выводу детям сложно ориентироваться при выполнении практических действий. Совместно с воспитателями учила детей приёмам измерения предметов путём наложения, приложения одного предмета к другому, затем после овладения приёмами учились измерять предметы с помощью условной мерки. Это тяжело давалось детям с низкой остротой зрения, с нарушениями глазодвигательных функций.

Во время занятий по изобразительной деятельности заметила, что детям сложно делить лист, геометрическую фигуру пополам, им трудно сделать ровный сгиб, потому что линия сгиба зрительно трудно выделяется. Для лучшего овладения навыком деления геометрических фигур давала такие задания: «Подели квадрат - проведи линию через середину квадрата сверху вниз, слева – направо», «Нарисуй три яблока, первое подели на две части, второе и третье на четыре». Такое деление обеспечило более комфортные условия при зрительном анализе частей квадрата, более того когда дети разделили квадрат на части, нарисованные линии служили им более эффективным зрительным ориентиром. В итоге дети впоследствии неплохо делили геометрические фигуры пополам, на четыре части.

Дети с нарушением зрения показали слабые навыки в рисовании, вырезывании ножницами. Для лучшего овладения зрительно – двигательными действиями использовала трафареты, силуэтные, контурные изображения. Рисование предметных изображений способствует уточнению, конкретизации зрительных образов предметов, их формы, величины, цвета. Рисование, обводка по трафаретам различных линий: прямых, ломаных, прерывистых, волнистых обогащает представления детей о том, как образуются эти линии и как их следует рисовать. На занятиях предлагала детям упражнения на раскрашивание, штриховку по трафарету, что способствовало развитию самоконтроля и саморегуляции  движений руки.

Формирование приёмов и способов автоматизации движений при использовании трафаретов для рисования и обводки развивает компенсаторные возможности мышечного чувства и учит детей рациональному использованию и развитию неполноценного зрения и зрительного восприятия.

Следует широко использовать сенсорно – двигательные  игры для упражнения на узнавание, классификацию форм, цвета, величин на всевозможные сложные различения по убывающей и возрастающей величине, оттенкам.  Детям предлагала игры – упражнения типа: «Найди знакомые качества в других предметах», сравни, сопоставь (понятие различения), всевозможные игры на сортировку, классификацию, комбинацию форм и цветов. Простейшие  игры – задания развивают у ребёнка способность причислять отдельный предмет к классу предметов.

 Учу детей наблюдать изменения природных явлений, смену времён года, показывать большие и маленькие льдинки, сравнивать их, учу рассматривать и обследовать разнообразный животный и растительный мир в таких играх, как «Назови цвета первых упавших листьев», «Узнай растение по листочку», «Сравни два дерева», «Чьи следы на снегу?», «Рассмотри радугу», «Сравни снежинки». Эти игры способствуют развитию зрительного восприятия, внимания, мышления.

В игре «Выложи такой же рисунок» формировала у детей представление о перспективе. В задании требовалось выложить на фланелеграфе сначала те предметы, которые расположены на переднем плане, затем на среднем и заднем.

В игровом задании «У кого какой малыш?» дети прослеживают по линиям, соединяющим домашнего животного с его детёнышем, называют направление движения: вверх – вниз, влево – вправо, в нижнем правом углу, в середине.

В дидактической игре «Угадай, где позвонили?» предлагала детям на слух узнавать направление звука.

Наряду с играми, где дети имеют общение с предметным миром, для закрепления детских представлений использовала словесные дидактические игры: «Угадай по описанию», «Загадать загадку, описать предмет».

Важным аспектом при подготовке детей к школе является знакомство с тетрадью в клеточку. Это особенно важно в работе с детьми со зрительными нарушениями, так как часто из-за низкого зрения они плохо ориентируются в тетради. Для лучшей ориентации в тетради, для того, чтобы дети лучше видели клетки,  давала им такие задания: «Выложить в большом квадрате пять квадратов разного цвета,   посчитать, сколько квадратов вверху, внизу, в середине», «На листе с разлинованными клетками нарисовать: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, овал», «На листе с разлинованными клетками поставить по углам клеток три точки, соединить точки между собой», «Нарисовать по точкам ёлочки».

Рисование по клеткам, вписывание в клетки геометрические фигуры, использование клетки как условной мерки для изображения предмета соответствующей величины – все эти упражнения способствуют развитию зрительного опыта детей с нарушениями зрения.

Обследование показало, что большинство детей, не воспринимает сразу одну и более сложные инструкции, поэтому сначала дети допускали много ошибок в зрительных и устных диктантах. Параллельно на занятиях и во время индивидуальной работы давала детям задания на развитие слухового восприятия и зрительного внимания: «Сосчитай, сколько раз стукнет молоточек?», «Чей это голос?», «Где колокольчик?», «Чего не стало?», «Расставь фигуры также», «Сосчитай глазами сколько?», «Что изменилось?».

Сложность диктантов ещё заключалась в том, что некоторые дети плохо ориентировались на плоскости. Для развития ориентировки на плоскости использовала игры «Муха», «Разложи на фланелеграфе», «В каких направлениях плывут рыбки», «Нарисуй в правом верхнем углу листа цветок, внизу в углах листа бабочек».

Успешность овладения пространственными представлениями во многом определяется состоянием сенсорных функций, и в первую очередь, состоянием зрения. Сложности зрительно – пространственного восприятия у наших детей обусловлены нарушениями глазодвигательных функций и монокулярным характером зрения, при котором у детей отсутствует информация о глубине, расстоянии между предметами, нарушена стереоскопическая информация. Большие возможности для зрительно – пространственной ориентировки имеются в различных видах деятельности, особенно в игре. Игры типа поиска предметов в пространстве по заданной схеме часто использовала на занятии, они способствуют пониманию и практическому воспроизведению конкретных пространственных представлений, например «Найди игрушку», «Расставь на столе игрушки по схеме», «Расскажи, где находятся предметы, употребляя слова: около, рядом, над, под, в, вверху, внизу».

В играх типа поиска, где дети соревнуются в том, кто скорее найдёт предмет, зрительная ориентация становится более непроизвольной и точной, так как игровые действия стимулируют зрительно – двигательную активность детей, и у них исчезает порой существующая при зрительной патологии боязнь пространства. Бег, ходьба по нарисованным лабиринтам, выполнение различных двигательных упражнений в соответствии со зрительными сигналами: цветовыми, световыми, двигательными способствуют активизации и успешному формированию зрительно – пространственных навыков, ориентировки детей в окружающем мире. Из–за нарушения зрения, возникают сложности формирования двигательных умений. У всех детей в группе отмечалось снижение точности, скорости при координации мелкой моторики рук. Нарушение остроты зрения, прослеживающих функций глаза и локализации взора ведёт к тому, что у детей нет ясного видения того, как они выполняют предметные действия и насколько они качественны.

Результатом коррекционной работы, направленной на познание ребёнком особых свойств предметов, является обеспечение более точной ориентировки во всём многообразии окружающей действительности.

При проведении повторного обследования пришла к выводу: у большинства детей сформировались зрительно – двигательные умения обследования предметов, картинок, дети выделяют главные, существенные признаки предметов. Многие из детей могут самостоятельно создавать из геометрических фигур узоры без помощи и без зрительной опоры. Без труда находят на зашумлённых картинках требуемый предмет, фигуру. Большинство детей стали лучше замечать величину реальных предметов, зрительно анализировать длину, ширину, высоту, толщину, умеют пользоваться условными мерками, сличая размеры разных предметов. В процессе наблюдения называют близкие, далёкие объекты, высокие - низкие, толстые - тонкие, широкие - узкие предметы.

Очень нравится детям собирать разрезные картинки, если раньше они собирали их с трудом, то после проведённой работы самостоятельно, терпеливо собирают картинки из шести, семи, восьми частей. Дети научились сравнивать два схожих предмета, изображения, находить сходства и отличия, группировать предметы по отдельным признакам. Многие умеют считывать пространственные положения предметов на схеме. Все кроме Димы, Леры, Марины, Максима умеют точно обозначать пространственные положения на микро - и  макро -  плоскости. С Димой, Мариной, Лерой, Максимом я буду продолжать индивидуальную работу по обучению ориентировке. С Яной и Максимом надо продолжать работу по развитию слухового восприятия, так как эти дети испытывают затруднения в заданиях на ориентировку в пространстве с использованием словесной инструкции.

С детьми, которые показали неудовлетворительные результаты при повторном обследовании,  буду проводить больше индивидуальной коррекционно – развивающей работы, направленной на развитие зрительного восприятия. Формирование целостного и полного восприятия является важной задачей в развитии познавательной деятельности детей с нарушением зрения. При обучении необходимо больше применять упражнений на формирование способов зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных, пространственно – временных признаков и свойств, являющихся основой элементарных математических представлений. Задания и упражнения на активизацию зрительных функций и развитие зрительного восприятия служат не только формированию перцептивных действий, но и способствуют формированию мышления ребёнка. Комплексность занятий по развитию зрительного восприятия обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении признаков и свойств предметов, и в тоже время у них развиваются зрительное внимание и зрительная память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения посредством использования схематизации и моделирования в различных видах деятельности»

Нарушение зрения у детей отрицательно влияет на развитие всех познавательных процессов (зрительного ощущения и зрительного восприятия, образное мышление, речь, память, внимание). Поэтому обучение и во...

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения

Девиз: "Слепой и слабовидящий специально должны быть обучены тому, что зрячий постягает сам."Л.С.ВыготскийОсновные направления моей работы:тифлопедагогическое обследование дитей;проведение специальных...

Дидактический материал по развитию зрительного восприятия для детей с нарушениями зрения.

Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения У детей с патологией зрения отмечается специфичность формирования зрительных образов. В этой связи возникает необходимость разви...

Консультация для воспитателей "Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения "

Основные задачи развития зрительных функций у детей с нарушением зрения...

Статья "Особенности развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения с помощью игровой системы обучения"

Окружающий человека мир – это мир предметов и явлений, поэтому целостное восприятие предметов позволяет человеку правильно ориентироваться в нем. Умение человека выделить отдельные предметы и их...

Особенности развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения

Материал по ознакомлению с особенностями развития зрительного восприятия...