Статья "Особенности развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения с помощью игровой системы обучения"
статья по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

 Балдуева Галина Геннадьевна

Окружающий человека мир – это мир предметов и явлений, поэтому целостное восприятие предметов позволяет человеку правильно ориентироваться в нем. Умение человека выделить отдельные предметы и их свойства лежит в основе более сложного восприятия, восприятия сложных явлений, таких, как природа, искусство, социальные явления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Балдуева Г.Г., учитель-дефектолог

МДОУ «Детский сад «Журавлик»

г. Абакан

Особенности развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения с помощью игровой системы обучения

Окружающий человека мир – это мир предметов и явлений, поэтому целостное восприятие предметов позволяет человеку правильно ориентироваться в нем. Умение человека выделить отдельные предметы и их свойства лежит в основе более сложного восприятия, восприятия сложных явлений, таких, как природа, искусство, социальные явления.

При нарушенном зрении у детей наблюдаются трудности при опознавании предметов и рисунков: замедленность образа, неточность, пропуск деталей изображения. Рассматривание рисунка по частям затрудняет осмысливание его содержания.

Для процесса восприятия в целом дети должны выделять форму, цвет, величину и другие его признаки.

У детей с нарушением зрения форма имеет главное значение при различении, узнавании предметов. Путем различных способов чувственного обследования (зрительного, осязательного, слухового) ребенок соотносит свои представления с формой воспринимаемого объекта. Важную роль в осознании формы имеют практические действия, такие как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, сопоставление элементов фигур, обведение пальцем контура, ощупывание, рисование.

Для освоения практических действий с детьми с нарушением зрения используются игры на группировку предметов по форме, игры-наложения, комбинирование разных форм, узнавание знакомых форм в рисунке: «На что похожа эта фигура», «Спрятались от дождика», «Обведи карандашом», «Посади на свою скамеечку», «Переверни фигуры», «Найди место треугольнику», «Собери бусы», «Сложи орнамент», «Геометрическая мозаика», «Узнай на ощупь», «Чем похожи и чем отличаются?» и т.д.

В играх дети с нарушением зрения учатся различать основные геометрические фигуры, которые необходимо знать в дошкольном возрасте. У них возникает полноценное зрительное восприятие формы, умение вычленять ее из предмета и соотносить с формой других предметов, давать подробное словесное описание формы предметов.

Важными информативными признаками в предметах и изображениях являются цвет и контрастность. Цвет фиксируется визуально и длительное время остается в сознании ребенка и является сигнальным средством, привлекающим его внимание.

Наличие цветового зрения играет большую роль в опознании предметов и изображений. Известно, что у значительного числа детей с нарушением зрения ослаблено восприятие цветов. Это зависит от клинической формы нарушения зрения, ее происхождения и течения.

Используемые игры постепенно формируют сначала практические действия по цветовому различению, а затем формированию эталонов и умственных действий по восприятию цвета.

В играх дети знакомятся с основными цветами и их оттенками в такой последовательности, которая соответствует возрастным особенностям детей и задачам коррекционной работы по развитию цветового восприятия.

Для различения основных цветов (красного, синего, зеленого, желтого) детям предлагаются игры: «Помоги рыбкам», «Подбери по цвету», «Собери капельки в стакан», «Собери бусы для мамы», «Собери цветной коврик».

Затем дети учатся различать еще несколько цветов (оранжевый, черный, коричневый), приучаясь подбирать похожий цвет по образцу: «Помоги козлятам спрятаться от волка», «Сложи пирамидку», «Сложи радугу», «Разноцветные сарафаны», «Найди цветок для бабочек», «Найди свою пару» и т.д.

С трех до пяти лет дети с нарушением зрения осваивают семь цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), а также белый, коричневый и черный цвета.

С освоением отбора цвета по образцу у детей формируются эталоны основных цветов, с которыми они начинают сравнивать воспринимаемые предметы: «Найди пару», «Разложи правильно», «Найди похожие домики», «Какого цвета не хватает», «Запомни и найди», «Что изменилось?» и т.д.

Последним этапом цветового восприятия у дошкольников с нарушением зрения формируется умение сопоставлять цвета и их сочетания и оттенки: «Сложи узор из геометрических фигур», «Собери красивый букет», «Подбери красивое сочетание цвета», «Нарисуй сказочную лесенку», «Мозаика», «Лимоны», «Перестрой ряд», «Найди ошибку», «Вставь пропущенные элементы» и т.д.

На основе восприятия цвета формируются и представления о цвете. А благодаря этому, дети с нарушением зрения смогут применять его в своей деятельности, в игре, использовать его как сигнал действия в быту.

Формирование представлений о величине предметов, умение измерять их длину, ширину, высоту, толщину является важной стороной подготовки детей к обучению в школе. В процессе формирования измерительных навыков важное место занимает развитие глазомерных возможностей ребенка. Снижение остроты зрения, нарушение глазодвигательных функций, отсутствие стереоскопического (объемного) видения осложняет тренировку при выполнении практических действий.

Восприятие различных параметров величины осуществляется с детьми с помощью таких практических действий, как наложение, прикладывание, измерение, группировка предметов по одинаковому признаку. Игры и упражнения на восприятие величины проводятся параллельно с играми на восприятие формы. Величина имеет разные параметры. Эти моменты учитываются при проведении игр и упражнений. Каждый параметр величины (длина, ширина, высота и толщина) осваиваются детьми на основе предыдущего параметра. При восприятии каждого параметра осуществляются аналогичные действия, которые сначала выполняются с реальными предметами: «Принеси кубик», «Грибочки в лесу», «Сестрички-матрешки», «Расставьте игрушки по величине», «Построй башенку», «Собери пирамидку». Затем с геометрическими фигурами: «Найди фигуру», «Обведи фигуру», «Соедини  большие (маленькие) фигуры», «Разложи квадраты (треугольники) по порядку», «Наложи квадраты» и т.д.

После действий, требующих практического знания величины, дети учатся воспринимать величину зрительно с опорой на рисунок: «Покажи самый большой и самый маленький домик», «Разложи кувшины по высоте с помощью цвета», «Разложи от самой широкой до самой узкой», «Раскрась самое высокое (низкое) дерево», «Что изменилось?», «Обведи предметы по величине».

Таким образом, использование разнообразных игровых и дидактических материалов по восприятию цвета, формы, величины помогает вызвать у ребенка интерес к выполнению предлагаемых заданий и сохранить этот интерес в процессе всего обучения. В свою очередь это способствует формированию целостного и полного восприятия в развитии познавательной деятельности детей с нарушением зрения.

Литература

  1. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М., 2000.
  2. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. – Калуга, «Адель», 1998.
  3. Ремизова Л.А. Играем с цветом. М.: Школьная Пресса, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения посредством использования схематизации и моделирования в различных видах деятельности»

Нарушение зрения у детей отрицательно влияет на развитие всех познавательных процессов (зрительного ощущения и зрительного восприятия, образное мышление, речь, память, внимание). Поэтому обучение и во...

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения

Девиз: "Слепой и слабовидящий специально должны быть обучены тому, что зрячий постягает сам."Л.С.ВыготскийОсновные направления моей работы:тифлопедагогическое обследование дитей;проведение специальных...

Дидактический материал по развитию зрительного восприятия для детей с нарушениями зрения.

Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения У детей с патологией зрения отмечается специфичность формирования зрительных образов. В этой связи возникает необходимость разви...

Консультация для воспитателей "Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения "

Основные задачи развития зрительных функций у детей с нарушением зрения...

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения подготовительного возраста "К нам в гости клеточка пришла"

Коррекционно-образовательные  задачи:1.     Компенсировать  развитие зрительного восприятия детей за  счет  активизации сохранных анализаторов.2....

Коррекционно – педагогическая работа по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения (теоретические подходы)

Современный этап практики и теории тифлопедагогики располагает некоторой научно-практической базой для решения вопросов управления развитием нарушенного зрительного восприятия дошкольников....