Консультация "Особенности построения коррекционно-развивающей среды для детей с нарушением зрения в соответствии с ФГОС ДО".
консультация на тему

Соболева Кристина Владимировна

Консультация про особенности построения коррекционно-развивающей среды для детей с нарушением зрения в соответствии с ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_konferentsiyu.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности построения коррекционно-развивающей среды для детей с нарушением зрения в соответствии с ФГОС ДО.

К.В. Соболева,

г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская обл.

                  Дошкольное детство – короткий, но важный, уникальный период жизни человека. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

        Поэтому, необходимо создавать такие условия, которые способствовали бы наиболее полноценному развитию детей по всем психофизиологическим параметрам, то есть организации предметно-пространственной среде.

        Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

        Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

         Немаловажное значение в решении проблемы интеграции ребёнка с нарушением зрения в условия дошкольного образовательного учреждения имеет организация коррекционно - развивающей среды в учреждении.

Основной задачей МБДОУ № 42 является создание специальных условий для успешного воспитания и обучения детей с различными нарушениями зрения в период дошкольного возраста.

        При организации коррекционно-развивающей среды в групповых помещениях педагоги МБДОУ № 42 учитывали всё, что способствует становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка, развитию его способностей и интересов.

        Коррекционно-развивающая среда в МБДОУ № 42 является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с нарушением зрения и имеет существенное отличие от предметно-развивающей среды дошкольных учреждений общего вида, так как она решает задачи коррекционной помощи и организации условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с нарушением зрения.

        При организации коррекционно-развивающей среды в группе для детей с нарушениями зрения реализуется ее коррекционная направленность по следующим направлениям:

- создание оптимальных условий для деятельности глаз с целью повышения зрительной работоспособности;

- профилактика появления зрительного утомления и связанных с этим расстройств зрения;

- вовлечение всех сохранных анализаторов в процесс восприятия и формирования предметных и пространственных представлений, а так же в овладение способами познания окружающего мира и самостоятельной жизнедеятельности.

        В нашем ДОУ создана целостная педагогическая система коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями зрения, которая постоянно совершенствуется, в соответствии с ФГОС ДО.

        Большое внимание уделяется созданию специальной коррекционно-оздоровительной среды во всем пространстве детского сада:

• использование с детьми с нарушением зрения компьютерных программ для лечения и коррекции;

• специальные гимнастики, игры для развития и тренировки зрения;

• технологии В.Ф. Базарного;

• зрительно-координаторные тренажёры и схемы;

• пособия для профилактики плоскостопия – «Дорожки здоровья»;

• закаливание.

        На современном этапе встаёт необходимость в модернизации коррекционно-развивающей среды в соответствии с новыми требованиями в образовании с учётом особенностей детей с нарушением зрения.

        Поэтому цель   работы МБДОУ является совершенствование коррекционно - развивающей среды для детей с нарушением зрения.

        На сегодняшний день важными задачами коррекционной работы являются развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций, пространственной ориентировки, мелкой моторики, развитие представлений об окружающем мире при использовании информационно-коммуникативных технологий.

        Учитывая потребности детей с нарушением зрения находящихся на разных этапах лечения, педагоги проявляют креативный и творческий подход при организации коррекционно-развивающей среды.

        В каждой группе созданы благоприятные условия для развития детей с нарушением зрения: достаточная освещенность помещения, удобное размещение детей за столами, расположение наглядного материала на уровне глаз детей и на доступном расстоянии, соответствующая длительность зрительных нагрузок, организация во время занятий разнообразных коррекционных упражнений для зрения.

        Формируя предметную среду групп, исходили из особенностей зрительного восприятия детьми окружающего мира, так как цветовая гамма имеет существенное значение для здоровья, обучения и развития детей с нарушениями зрения.

        В группах имеются дидактические игры для коррекции зрения,  картотеки зрительной гимнастики, пальчиковых игр, кукольные театры, макеты по обучению правилам дорожного движения, классификации предметов по разным темам: транспорт, овощи, одежда и т.д. Все это помогает концентрировать внимание и тренировать память.

        Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

Литература

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

2. Плаксина Л.И. Концептуальные основы предметно-развивающей среды ДОУ / Л.И. Плаксина // Коррекционно-развивающая среда ДОУ компенсирующего вида как условие социализации детей дошкольного возраста. – Челябинск, 2006.
3. Плаксина Л.И., Сековец Л.С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебно-методическое пособие. / Л.И. Плаксина, Л.С. Сековец // – М.: ЗАО «Элти-Кудиц», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия "Грамотейка" для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)

Представлен конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения. Задания предполагают развитие у детей зрительно-пространственного в...

Коррекционно-развивающее пособие"Бабочки"для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста.

Коррекционно-развивающее пособие для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста....

Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий). Составила Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В.

Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий)Составила: Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 к...

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени и  об осенних изменениях в природе....

Модель коррекционно-развивающей работы в дополнительном образовании для детей дошкольного возраста с нарушением зрения в соответствии с ФГОС ДО

Дети с проблемами зрения испытывают определённые трудности и задача педагогов не упустить сензитивный период в развитии ребёнка....

Консультация для воспитателей «Построение предметно-развивающей среды в подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация для воспитателей «Построение предметно-развивающей среды  в подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС ДО»...

«Организация развивающей предметно-пространственной среды как средство реализации адаптированной образовательной программы для детей с нарушением интеллекта в соответствии с ФГОС»

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ (далее – РППС) на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательно...