ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ ФРЕБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ» ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ 5-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ИХ КОРРЕКЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ.
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Лихова Ольга Ивановна

В статье рассмотрены возможность и условия применения парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» при работе с детьми с общим недоразвитием речи для развития интеллектуальных, познавательных, игровых и творческих способностей.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_frebelya_do_robota.docx16.87 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ ФРЕБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ» ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ 5-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ИХ КОРРЕКЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ.

О. И. Лихова

МБДОУ «Детский сад 130» г. Чебоксары  

Аннотация: В статье рассмотрены возможность и условия применения парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» при работе с детьми с общим недоразвитием речи для развития интеллектуальных, познавательных, игровых и творческих способностей. 

Ключевые слова: речевая активность, «Дары Фребеля», конструктор, коррекционное обучение.

Решение проблемы повышения эффективности коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи и формирования у них таких важных свойств личности, как мыслительная и речевая активность, может быть продуктивным только тогда, когда устранение пробелов развитии осуществляется как вид учебной деятельности. Главная задача дошкольной образовательной организации состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития ребёнка, то есть способствовать всестороннему развитию его личности.

В процессе поиска форм усовершенствования организации коррекционно-развивающего процесса наше внимание привлекла система работы по программе «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров».  Основной целью программы является разработка системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования. Исходя из уникальности программы в использовании видов конструкторов, своего рода в эволюционном порядке: игровой набор «Дары Фребеля»- конструкторы- робототехника, она адаптируема для работы с детьми с нарушениями речи, т.к. способна решать множество образовательных задач.

Работа с комплектом методических пособий «Дары Фребеля» создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Дети с большим интересом и с удовольствием играют с игровым пособием «Дары Фребеля», создают композиции, придумывают сюжеты, развивая творческие способности.

Используя программу «От Фребеля до робота» в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, мы учитываем не только особенности возраста и речевого дефекта, но и возможности каждого ребёнка в частности, а также их желания, интересы. При этом у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, речь, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО развивающая предметно–пространственная среда является частью образовательной среды, представленной специально организованным пространством, оборудованием и инвентарём для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа. В качестве такого пространства использовалась Lego-студия, оснащенная различными видами конструкторов (Полидрон, Lego WeDo 2.0, программируемые пчелы Bee Bot и др.)

Программа «От Фребеля до робота» была включена в основную общеобразовательную программу в часть, формируемую участниками образовательного процесса согласно календарно-тематическому планированию по лексическим темам.

Основными формами при обучении являются индивидуальная, самостоятельная, проектная, досуговая деятельность, которые стимулируют развитие творчества и способности каждого ребенка.

В игровые тематические недели включены: артикуляционная, пальчиковая, общеукрепляющая гимнастики; игры с набором «Дары Фребеля» и конструктором, а также   комплекс заданий на развитие фонематического анализа, объединенные одной лексической темой.  Применение данной программы в работе с детьми с ОНР позволило значительно сократить время на формирование коммуникативных навыков, развитие речевых средств (развитие мелкой артикуляционной и ручной моторики, формирование лексико-грамматических категорий, коррекция связной речи, овладение навыками фонематического анализа).

 Подводя итог вышесказанному, с уверенностью можно сказать, что игровой набор «Дары Фребеля», а в частности парциальная программа «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» является эффективной технологией в работе с детьми с ОНР по развитию интеллектуальных, познавательных, игровых и творческих способностей.

Литература.

  1. Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В. Парциальная программа дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»: учебное пособие. Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. 79с.
  2. Смирнова, Е. Фридрих Фребель: система дидактических игр // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 3. — С. 79.
  3. Карпова Ю.В., Кожевникова В.В., Соколова А.В.: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля». «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».  – М.: Варсон, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ ФРЁБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ» «НОВОГОДНЯЯ ГИРЛЯНДА»

Этот конспект составлен в соответствие с ФГОС на основе примерной основной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. Содержание и материал занятия...

Работа с детьми по внедрение парциальной программы "От Фребеля до робота- растим будущих инженеров"

Фридрих Фрёбель, немецкий педагог, теоретик и основоположник общественного дошкольного воспитания. Именно ему принадлежит идея создания детских садов. Он считал, что каждый ребенок – это уникаль...

Апробационный план работы сетевой инновационной площадки МБДОУ д/с № 13 «Звездочка» по теме: «Внедрение парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров».

Апробационный план работы  сетевой инновационной площадки МБДОУ д/с № 13 «Звездочка» по теме:  «Внедрение парциальной модульной образовательной программы дошкольного образо...

2022г. Пояснительная записка к рабочей программе "Развивайка", разработанной на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»

Рабочая программа «Развивайка» разработана на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», Т.В.Воловец...

Статья «Организация ранней профориентации старших дошкольников посредством внедрения в образовательный процесс парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»

Экономика страны сегодня нуждается в модернизации, которая кажется невозможной без высококвалифицированных кадров для промышленности и развития инженерного образования. Очень важно на ранних шагах выя...

Обыгрывание моделей посредством сюжетно- ролевой игры в рамках реализации парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»

Обыгрывание моделей  посредством сюжетно- ролевой игры  в рамках реализации парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеро...

Применение парциальных программ разной направленности в работе с детьми раннего возраста на основе парциальной программы «От Фребеля, до робота. Растим будущих инженеров»

Цель: Обеспечить условия для развития сенсорных эталонов и возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской, творческой деятельности детей раннего возраст...