Использование камушек Марблз в работе с детьми с ТНР
консультация по коррекционной педагогике

Виноградова Елена Николаевна

Консультация: "Использование камешков Марблз в коррекционной работе с детьми с ТНР"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_marblz.odt19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Использование камешков Марблс в коррекционной работе

с детьми с ОВЗ
учитель-дефектолог Е.Н.Виноградова    

Основным и главным видом деятельности в жизни ребенка является игра.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития ребенка. Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлении, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».                                                                                                  В.А.Сухомлинский

И поэтому процесс обучения должен проходить в игровой форме. Работа с ребенком должна быть игровой, эмоционально приятной, разнообразной. Возникает необходимость использования в коррекции у детей различных способов вариативности традиционных (пальчиковая гимнастика…) и нетрадиционных игровых приемов и средств, например, применение камушек Марблс.
Что же такое Марблс?
Марблс (от английского «marbies» - мраморные) – это созданные человеком разноцветные стеклянные шарики или плоские камешки, имеющие разнообразную окраску, могущие быть ка однотонными, так и сочетающими в себе несколько цветов и даже рисунков.
История игр с этими камешками начинается со времен пещерного человека. В различных археологических раскопках были обнаружены изделия в виде шариков, сделанные из камня, кремня или обоженной глины. В дальнейшем мир познакомился с китайскими керамическими шариками, а позже их стали изготавливать из стекла.
Благодаря современным технологиям изготовления шарики Марблс получаются эффектных расцветок, становясь на уровень художественных изделий. Красота этих камешков настолько завораживает, что и взрослый и ребенок хочет поиграть с ними, подержать их в руках.
При целенаправленном использовании камешков на занятиях развиваются все виды ощущений, повышается мотивация, осознанность, интерес, формируется стремление к самостоятельности. Детям нравится создавать не только картины по шаблону, но и придумывать свои сюжеты и воплощать их на листе бумаги с помощью разноцветных камешков.

При использовании на занятии разнообразных шаблонов, где необходимо наложить камешки на рисунок, совершенствуется зрительно – моторная координация.
Работа с камешками создает условия для развития памяти, мышления, речи воображения, творческой активности, познавательной деятельности.
Использование камешков Марблс возможно и в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, а именно с речевым недоразвитием.
Систематические упражнения для пальцев не только стимулирует развитие речи, но и являются, по мнению М.М.Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Движения пальцев рук стимулируют деятельности ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка.
Выполнение заданий на развитие пальцевой моторики позволяет:
- регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей;
- совершенствовать психические процессы, тесно связанные с речью;
- облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма.

         Важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная устная речь. Но в настоящее время число речевых нарушений, как в дошкольном, так и в школьном возрасте неуклонно растет. Все большему количеству детей требуется коррекционная логопедическая помощь. Среди дошкольников с речевой патологией значительное место занимают дети с общим недоразвитием речи.

Большинство дошкольников с ОНР имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития, не сформированность сенсорных функций, пространственных представлений. У дошкольников наблюдается снижение интереса к обучению, достаточно быстрая утомляемость. Тяжелая структура речевого нарушения при ОНР требует системного комплексного подхода – это коррекция речевого нарушения и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка. И перед нами возникла проблема, как сформировать данные целевые ориентиры у дошкольников с ОНР, как поддерживать интерес на занятиях, какие использовать новые нетрадиционные методы и приемы, которые позволят сделать процесс коррекционно-развивающего обучения наиболее эффективным.

Анализируя возможности нетрадиционных методов и технологий, нас заинтересовал такой инновационный материал, который будет способствовать не только развитию мелкой моторики, а также развитию речи, познавательной активности детей, играя, с которым, дети будут увлечены процессом. Таким материалом для нас стали камешки Марблс.

I этап Подготовительный этап (информационно – аналитический)

Раскрытия смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта.
Задачи:
1. Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике.
2. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей подготовительной группы.

II этап – основной (практический)
Задачи:
1. Разработать и апробировать систему методических мероприятий для участников проекта по вопросам речевого развития дошкольников, посредствам инновационной технологии.
Полученные во время занятий знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни, обогащается предметно – развивающая среда.

Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятиях делает познавательный процесс интересным. С ее помощью поддерживается стойкий интерес к познанию.
В ходе использования камешков Марлбс, была создана игротека:
1. Использование камешков Мардлс при изучение лексических тем
Цель: Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация.
«Выложи по контуру»
«Собери по образцу»
«Заполни картинку
камешками»
2. Звуко — буквенный анализ.

Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза (фишки камешки выкладываем под буквами)
«Волшебный мешочек»
Ребенок достает из мешочка камешек (зеленого, синего и красного цвета) и придумывает слова на соответствующий звук.
«Место звука в слове»
Ребенок определяет место звука в слове с помощью схемы.
«Мягкий /твердый?»

Ребенок определяет характеристику заданного звука, берет камешек нужного цвета и кладет на картинку.
«Раздели на слоги»

Ребенок делит слова на слоги и выкладывает такое же количество камешков. Сравнивает слова: где камешков больше? Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое.
«Буква»
Выложить букву по контурам, по образцу, или самостоятельно.
«Предложение»
Цель: Развитие связной речи, закрепление предложно-падежных конструкций. Сосчитать сколько слов в предложении выложить камешками схему.
3. Развитие грамматического строя речи(словоизменение и словообразование,
согласование)

«Помоги Дюймовочки»
Построить дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательными суффиксом ИК.
«Волшебный мешочек»
Ребенок достает камешек из мешочка определенного цвета и говорит: Зеленый камешек — зеленый огурец, красный камешек — красное платье и т.д.
4. Работа по профилактике дисграфии
«Зеркало»
Детям предлагается убрать  неправильные отражения.
«Техники»
Ребенок восстанавливает сломанные слоги(АП, КИ,УХ)
«Знакомство с буквой»
Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы.

5. Коррекция звукопроизношения
«Ходилки»
Ребенок называет слово с заданным звуком, кидает кубик и ходит камешком. Эффект соревновательности хорошо помогает. Каждый стремится выиграть.
«Лабиринты»
Цель: Закрепление произношения автоматизированного звука, дифференциация звуков.
6. Формирование элементарных математических представлений
«Знакомство с цифрой»
Цель: закрепить зрительный образ изучаемой цифры, уточнить цифру и закрепить ее образ путем наложения камешков на ее контур.
«Выкладывание геометрических фигур, цифр»
Цель: Учить правильно писать цифры, закрепить название геометрических фигур (нарисовать на листке контур фигуры, а ребенок повторяет контур камешками)
«Порядковый счет и математические термины»
Цель: Закрепить порядковый счет, и понятия «больше», «меньше». Считаем количество камешков в одной группе предметов и в другой, ставим между ними знаки (больше, меньше, равно)
«Поставь камешек на место»
Цель: Выполнять словесные инструкции, развивать мелкую моторику.
Поставь камешек после числа 3(5,2,8) или поставь камешек перед числом.
«Соотношение числа с группой камешков»
Цель: Учить соотносить число с группой предметов, развивать моторику.
7. Развитие сенсорных представлений
«Соотнеси по цвету»
Ребенок достает камешек любого цвета и соотносит цвет с предметом, при этом правильно согласовывать слово — предмет и слово — признак, зеленый камешек — зеленый огурец, лук, крокодил т.д.
«Разложи по цвету»
8. Развитие пространственных представлений.
«Положи правильно»
Педагог дает устные задания: положите красный камешек в центре листа. Синий — в левый нижний угол, зеленый в правый верхней.
«Продолжи ряд»
Педагог предлагает образец разложенных камешков на плоскости, необходимо ребенку повторить рисунок).

Логопедическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения, в которой используются нетрадиционные средства обучения, более динамичная, эмоциональная, разнообразная, а занятия становятся для детей интересными, увлекательными, не утомительными.

Следует отметить, что применение игр с камешками Марблс нельзя рассматривать как самостоятельный метод коррекции. Его использование выступает в качестве вспомогательного средства, которое позволяет стимулировать ребенка, создавать благоприятный эмоциональный фон, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного-воздействия.

Камешки Марблс - это инновационный, универсальный материал, который мы советуем использовать в работе учителя - логопеда, воспитателей. А также это замечательная помощь родителям для организации занятий дома.

Список литературы

1. Башаева Т.В. Развитие восприятия детей 3-7 лет. Ярославль, 2001.

2. Вольнова Л.Н. Движение-мысль-слово. Пермь., 1999.-63.

3. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М.,1986.

4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение 1990.

5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Преодоление общего недоразвития речи. М., 1995.

6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. - Екатеринбург, 1998.

7. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. М.,1973

8. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. М., 1979.

9. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). М.-1997.

10. Платонова О.А. Су-джок терапия для всех; М.; АСТ; СПб.; Сова, 2007,-126с.; ил.

11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения.- М.: Школьная пресса, 2002.

Интернет- ресурсы

1.https://logopeddoma.ru- логопед дома
2.
http://logoportal.ru/
3.
https://infourok.ru





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»

Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти...

Игровая деятельность в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО Использование игровых приёмов в работе с детьми . . Использование игровых приёмов в работе с детьми по развитию речи детей раннего возраста"

Представляю вашему вниманию  развивающие игры на липучках, которые стали для меня  очень актуальными.Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий для ра...

Консультация для педагогов «Использование метода сторителлинга для развития речи и воображения дошкольников. Изготовление и использование «Кубиков историй» в работе с детьми»

Консультация для педагогов «Использование метода сторителлинга для развития речи и воображения дошкольников. Изготовление и использование «Кубиков историй» в работе с детьми»...

Статья на тему: "Использование программы мозжечковой стимуляции с использованием балансировочного комплекса в работе с детьми ОВЗ" для журнала "Мастерская профессионала" Успешные педагогические практики.

Тема: «Использование программы мозжечковой стимуляции с использованием балансировочного комплекса в работе с детьми ОВЗ дошкольного возраста». Аннотация. В статье описан опыт работы в...