дети с с задержкой психического развития
статья по коррекционной педагогике

Усачёва Елена Сергеевна

дети с с задержкой психического развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_s_zaderzhkoy_psihicheskogo_razvitiya.docx50.88 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        2

1 ПРИЧИНЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОО РАЗВИТИЯ        4

1.1 Понятие задержки психического развития и основные причины ее возникновения        4

1.2 Классификация задержки психического развития (ЗПР)        6

2 НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИИ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ        9

2.1 Особенности памяти внимания и восприятия при ЗПР        9

2.2 Коррекционная работа с детьми с ЗПР        14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        18


ВВЕДЕНИЕ

Необходимого  уровня для обучения в школе  к шести годам достигают менее 50% детей, а  отставание  познавательных способностей отмечается у каждого 10-го ребенка школьного возраста (Т.Я.Сафонова, А.Д.Фролова). Переход  школ на новые усовершенствованные программы,  обострил  проблемы систематически  не успевающих учащихся. В конце ХХ века специальными психологами и педагогами проведены исследования, посвященные изучению психологических особенностей детей с задержкой психического развития (ЗПР)[6].

По данным Министерства труда и социальной защиты  Российской Федерации в  2017 году суммарный коэффициент рождаемости   детей  составил 1,777, что выше  соответствующего показателя по сравнению с 2008 годом.  Всемирная организация здравоохранения опубликовала   сведения о том, что среди новорожденных, только 48% детей являются условно  здоровыми, остальные дети по показателям психофизического или физического  развития занимают пограничное состояние с нормой здоровья, либо имеют выраженные   недостатки.

Важно отметить, что на фоне повышения уровня  рождаемости, также увеличивается число детей с недостатками  в психическом  развитии. У  наибольшего числа  таких детей  диагностируется задержка психического развития.  ЗПР – это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов[3].

В одних случаях  наиболее ярко проявляется задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а  в интеллектуальных способностях нарушение  выражено слабо. В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.

Таким образом, тип аномалии развития будут иметь  свои качественные особенности, обусловленные незрелостью эмоциональной сферы и недоразвитостью познавательной деятельности.


1 ПРИЧИНЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1.1 Понятие задержки психического развития и основные причины ее возникновения

Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой перенасыщаемости в интеллектуальной деятельности.

Анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме возникновения ЗПР,  позволяет сделать вывод, что единого определения причин этого явления нет.

Отечественные ученые (М.С.Певзнер, К.С.Лебединская, Г.Е.Сухарева, Т.А.Власова, В.И.Лубовской), учитывая многогранные аспекты этой проблемы, позволили выделить особые критерии психического развития этих  детей.  У большинства детей с ЗПР  наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, замедление целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, нарушение работоспособности. Патогенетической основой этих симптомов является перенесенное ребенком органическое поражение ЦНС и ее недостаточность (Т.А.Власова, М.С.Певзнер, К.С.Лебединская, В.И.Лубовский, И.Ф.Марковская, и др.)[5]. Другой причиной, может быть функциональная незрелость ЦНС. Данные работы заложили основы дифференциальной диагностики.

Факторы внешней среды, когда  они  являются неблагоприятными,  приводят к изменению темпа развития более сложных процессов нервной системы. Главной отличительной чертой детей с задержкой  психического развития   от умственно отсталых детей – является  обратимость (в большинстве случаев) и восстановление всех дефектных психических функций.

Специальная психология,   выделяет две большие группы факторов, которые  могут  привести  к  возникновению ЗПР.

Первая группа – эндогенные факторы:

  • соматические заболевания матери на разных сроках  беременности (тяжелые формы осложнений после гриппа, хронические заболевания,  порок сердца,  болезнь щитовидной железы, туберкулез,  нарушение нормальной деятельности органов пищеварения и др.);
  • патологии беременности (тяжелая интоксикация, резус-конфликт, эндокринные нарушения);
  • использование для лечения гормональных или дающих побочные эффекты препаратов;
  • злоупотребление матери  алкоголем, наркотиками, противопоказанными медицинскими препаратами во время беременности;
  • недоношенность ребенка;
  • асфиксия плода;
  • родовая травма.
  • Вторая группа  – экзогенные факторы:
  • социальная депривация (отлучение ребенка от матери, агрессивное отношение взрослых к малышу,  скудность межличностностных отношений   в семье,  содержание  ребенка в детском доме);
  • не соответствие вида деятельности ребенка на определенном возрастном этапе (дефицит предметной, игровой деятельности, а также  общения с взрослыми и т.д.);
  •  нарушенные формы отношения к ребенку в семье (гипоопека, гиперопека, смешанный тип и т.д.).

В изучение причин  задержки психического развития внесла вклад Л.О.Бадалян. Она включает  в число причин задержки психического развития такие факторы как:

- педагогическая запущенность (недостаточность педагогического воздействия в целом, и особенно в периоды сензитивного развития  психических функций организма);

- слабая информационная обеспеченность  (ограниченность зрительных и слуховых раздражителей,  недоступность  ярких эмоциональных и других впечатлений).

Н.Н.Данилова указывает на острый и хронический стресс как на возможную причину ЗПР, так как он способен тормозить и деформировать развитие и протекание когнитивных процессов[4].

Таким образом, в  основу  развития  ЗПР заложено взаимодействие биологических (эндогенных) и социальных (экзогенных) причин. Учитывая  этот факт,  требуется  более тщательное  и своевременное  взаимодействие с ребенком со стороны воспитателей, педагогов, психологов и самое главное семьи.

Особо остро встает проблема ранней диагностики детей с   ЗПР и дальнейшей коррекционно-профилактической работы по развитию полноценной личности ребенка в условиях взаимодействия разных социальных институтов. Дети с ЗПР, без правильно построенной психолого-педагогической помощи,  не достигают соответствующего уровня для школьного  обучения не только к шести, но и к семи годам.

1.2 Классификация задержки психического развития (ЗПР)

Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР.

ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом. При психическом инфантилизме ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; при психо-физическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы.

ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяжелыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. В анамнезе детей с соматогенной задержкой психического развития часто встречаются бронхиальная астма, хроническая диспепсия, сердечно-сосудистая и почечная недостаточность, пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию. ЗПР соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом, низкой работоспособностью ребенка, меньшим объемом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности, гиперактивностью или заторможенностью при переутомлении.

ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением). Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интеллектуальном развитии. Повышенная забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсутствие целеустремленности.

ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности: отсутствием живости и яркости эмоций, низким уровнем притязаний, выраженной внушаемостью, бедностью воображения, двигательной расторможенностью и т. п.


2 НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИИ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

2.1 Особенности памяти внимания и восприятия при ЗПР

Память. Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР при обучении в школе. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти.

Наблюдения педагогов и родителей за детьми с ЗПР, а также специальные психологические исследования указывают на недостатки в развитии их непроизвольной памяти. Многое из того, что нормально развивающиеся дети запоминают легко, как бы само собой, вызывает значительные усилия у их отстающих сверстников и требует специально организованной работы с ними.

Одной из основных причин недостаточной продуктивности непроизвольной памяти у детей с ЗПР является снижение их познавательной активности.

Н.Г.Поддубная отмечает, что наглядный материал запоминается лучше вербального и в процессе воспроизведения является более действенной опорой. Автор указывает на то, что непроизвольная память у детей с ЗПР страдает не в такой мере, как произвольная, поэтому целесообразно ее широкое использование при их обучении.

Т.А.Власова и М.С.Певзнер указывают на снижение произвольной памяти у учащихся с задержкой психического развития как на одну из главных причин их трудностей в школьном обучении. Эти дети плохо запоминают тексты, таблицу умножения, не удерживают в уме цель и условия задачи. Им свойственны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного.

Специфические особенности памяти детей с ЗПР:

- Снижение объема памяти и скорости запоминания,

- Непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме,

- Механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме,

- Преобладание наглядной памяти над словесной,

- Снижение произвольной памяти.

- Нарушение механической памяти.

Внимание. Причины нарушенного внимания:

1. Оказывают свое влияние имеющиеся у ребенка астенические явления.

2. Несформированность механизма произвольности у детей.

3. Несформированность мотивации, ребенок проявляет хорошую концентрацию внимания, когда интересно, а где требуется проявить другой уровень мотивации – нарушение интереса.

Исследователь детей с ЗПР Жаренкова Л.М. отмечает следующие особенности внимания, характерные для данного нарушения:

- Низкая концентрация внимания: неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость. В исследовании Н.Г. Поддубной ярко проявились особенности внимания у детей с ЗПР: в процессе выполнения всего экспериментального задания наблюдались случаи колебаний внимания, большое количество отвлечений, быстрая истощаемость и утомляемость.

- Низкий уровень устойчивости внимания. Дети не могут длительно заниматься одной и той же деятельностью.

- Узкий объем внимания.

Более сильно нарушено произвольное внимание. В коррекционной работе с этими детьми необходимо придавать большое значение развитию произвольного внимания. Для этого использовать специальные игры и упражнения («Кто внимательней?», « Чего не стало на столе?» и так далее). В процессе индивидуальной работы применять такие приемы, как: рисование флажков, домиков, работа по образцу и т.д.

Восприятие. Причины нарушенного восприятия у детей с ЗПР:

1. При ЗПР нарушена интегративная деятельность коры головного мозга, больших полушарий и, как следствие, нарушена координированная работа различных анализаторных систем: слуха, зрения, двигательной системы, что ведет к нарушению системных механизмов восприятия.

2. Недостатки внимания у детей с ЗПР.

3. Недоразвитие ориентировочно-исследовательской деятельности в первые годы жизни и, как следствие, ребенок недополучает полноценного практического опыта, необходимого для развития его восприятия.

Особенности восприятия:

- Недостаточная полнота и точность восприятия связана с нарушением внимания, механизмов произвольности.

- Недостаточная целенаправленность и организованность внимания.

- Замедленность восприятия и переработки информации для полноценного восприятия. Ребенку с ЗПР требуется больше времени, чем нормальному ребенку.

- Низкий уровень аналитического восприятия. Ребенок не обдумывает информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю».).

- Снижение активности восприятия. В процессе восприятия нарушена функция поиска, ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно.

- Наиболее грубо нарушены более сложные формы восприятия, требующие участия нескольких анализаторов и имеющих сложный характер – зрительное восприятие, зрительно-моторная координация.

Задача дефектолога заключается в том, чтобы помогать ребенку с ЗПР упорядочить процессы восприятия и учить воспроизводить предмет целенаправленно. На первом учебном году обучения взрослый руководит восприятием ребенка на занятии, в более старшем возрасте детям предлагается план их действий. Для развития восприятия материал детям предлагается в виде схем, цветных фишек.

Мыслительная деятельность детей с ЗПР

Эту проблему изучали У.В. Ульенкова, Т.В. Егорова, Т.А. Стрекалова и другие. Мышление у детей с ЗПР более сохранно, чем у умственно отсталых де-тей, более сохранна способность обобщать, абстрагировать, принимать помощь, переносить умения в другие ситуации.

На развитие мышления оказывают влияние все психические процессы:

- уровень развития внимания;

- уровень развития восприятия и представлений об окружающем мире (чем богаче опыт, тем более сложные выводы может делать ребенок).

- уровень развития речи;

- уровень сформированности механизмов произвольности (регуляторных механизмов). Чем старше ребенок, тем более сложные задачи он может решить; к 6-7 годам дошкольники способны выполнять сложные интеллектуальные задачи, даже если они ему неинтересны (действует принцип: «так надо» и самостоятельности)

У детей с ЗПР все эти предпосылки развития мышления в той или иной степени нарушены. Дети с трудом концентрируются на задании. У этих детей нарушено восприятие, они имеют в своем арсенале довольно скудный опыт – все это определяет особенности мышления ребенка с задержкой психического развития.

Та сторона познавательных процессов, которая у ребенка нарушается, связана с нарушением одного из компонентов мышления.

У детей с ЗПР страдает связная речь, нарушена способность планировать свою деятельность с помощью речи; нарушена внутренняя речь – активное средство логического мышления ребенка.

Общие недостатки мыслительной деятельности детей с ЗПР:

1. Несформированность познавательной, поисковой мотивации (своеобразное отношение к любым интеллектуальным задачам). Дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент преодоления трудностей (отказ выполнять трудную задачу, подмена интеллектуальной задачи более близкой, игровой задачей.). Такой ребенок выполняет задачу не полностью, а ее более простую часть. Дети не заинтересованы в результате выполнения задания. Эта особенность мышления проявляется в школе, когда дети очень быстро теряют интерес к новым предметам.

2. Отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач. Дети с ЗПР начинают действовать сразу, с ходу. Это положение подтвердилось в эксперименте Н.Г. Поддубной. При предъявлении инструкции к заданию многие дети не поняли задания, но стремились побыстрее получить экспериментальный материал и начать действовать. Следует заметить, что дети с ЗПР в большей мере заинтересованы в том, чтобы побыстрее закончить работу, а не качеством выполнения задания. Ребенок не умеет анализировать условия, не понимает значимости ориентировочного этапа, что приводит к появлению множества ошибок. Когда ребенок начинает обучаться, очень важно создать условия для того, чтобы он первоначально думал, анализировал задание.

3. Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы (дети, из-за поспешности, неорганизованности действуют наугад, не учитывая в полном объеме заданного условия; отсутствует направленный поиск решения, преодоления трудностей). Дети решают задачу на интуитивном уровне, то есть ребенок вроде бы правильно дает ответ, но объяснить его не может.

4. Стереотипность мышления, его шаблонность.

2.2 Коррекционная работа с детьми с ЗПР

Главным периодом коррекции личностного развития  младших школьников с задержкой психического развития является  переход ребенка из детского садика в школу. Для снижения стресса в данное время  необходимо единство психолого-педагогического сопровождения и педагогической поддержки. Это основные направления деятельности психолога и педагога в образовательном процессе.

Работа психолога и педагога с учащимися по профилактике и преодолению трудностей  в эмоционально-личностной и социальной сфере,  может быть достаточно эффективной, если ребенок убедится в искренности намерений взрослого ему помочь[1].

Коррекционная работа с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития   имеет свои особенности. На ранних этапах не рекомендуются групповые формы  занятий, так как  индивидуальная работа более эффективна. Параллельно, необходимо проводить  беседы в семье. Осуществив  диагностику семейных взаимоотношений  и определив  степень их дисгармоничности,  следует проводить психокоррекционную  работу с членами семьи  как индивидуально, так и группах.  На данном этапе приоритет  следует отдать индивидуальной работе с детьми.

Для повышения уровня социализации и адаптации детей, а так же навыков саморегуляции волевой сферы, необходимо создавать ролевые игры в коллективе. Проигрывать разные коммуникативные ситуации.  При этом  ребенку группы риска надо доверить исполнение роли, которая будет требовать от него принятия  определенных  решений,   будет требовать использование речевого общения  с другими участниками игры.

Реализация  коррекционной  программы в дифференцированных условиях образовательных учреждений предполагает следующие направления[1].

1. Обеспечение внеклассных занятий детей для совместного проведения  времени.

2. Параллельное  проведение  индивидуальной коррекционной работы и фронтальной со всем классом.

3. Консультирование родителей и педагогов по взаимодействию с ребенком с ЗПР  вне школы.

4. Построение модели общего и индивидуализированного коррекционно-развивающего психологического процесса для младшего школьника   на основе принципа единства диагностики и коррекции развития.

5.Обеспечение ранней коррекции поведения у детей с задержкой психического развития с целью преодоления  трудностей  в адаптации и реализации себя как личности, предупреждения  возникновения девиантного поведения.

Рекомендации для родителей  и педагогов по улучшению межличностных отношений  у младших школьников  с задержкой психического развития:

1. Установить дружескую  атмосферу среди сверстников.

2. Раскрыть особенные качества ребенка.

3. Оказать помощь  в развитии основ коммуникабельности  в общении.

4. Развить навыки межгруппового взаимодействия.

5.  Создать условия для творческого самовыражения и  выявить  у младших школьников, того  что они могут  делать лучше своих  сверстников в процессе совместной  деятельности.

6.  Вызвать интерес к своим сверстникам.

7.  Научить    понимать и сопереживать  другим людям.

8. Снизить  эмоциональный дискомфорт в семье в связи с особенностями развития  ребенка.

9. Не говорить при ребенке о его проблеме, а во время общения речь должна быть неторопливой.

10. Укрепить уверенность родителей в возможностях ребенка.

11.Включить  в активную деятельность детей-аутсайдеров.

12 .Добиться  спокойной,  дружелюбной обстановки  в школе и дома.

13. Вызвать стремления  к изменению  самооценки, повышению уровня притязаний, чтобы улучшить  положение ребенка в системе межличностных отношений  со сверстниками и членами семьи.

14.Сформировать позитивное  отношение к сфере социального взаимодействия  педагогов, психологов, родителей и ребенка с ЗПР.

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в колледжах и даже ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой перенасыщаемости в интеллектуальной деятельности.

Можно сказать об определённых требованиях к обучению, учитывающих особенности детей с ЗПР:

1. Соблюдение определенных гигиенических требований при организации занятий, то есть занятия проводятся в хорошо проветриваемом помещении, обращается внимание на уровень освещенности и размещение детей на занятиях.

2. Тщательный подбор наглядного материала для занятий и его размещение таким образом, чтобы лишний материал не отвлекал внимание ребенка.

3. Контроль за организацией деятельности детей на занятиях: важно продумывать возможность смены на занятиях одного вида деятельности другим, включать в план занятий физкультминутки.

4. Педагог (в идеале – дефектолог) должен следить за реакцией, за поведением каждого ребенка и применять индивидуальный подход.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Аркти, 2001. 224 с
  2. Дошкольная дефектология: тесты: Учебно-методическое пособие / [Е.С. Гринина, А.Г. Колчина, М.Д. Коновалова, Е.В. Куприянчук, О.В. Кухарчук, Т.Ф. Рудзинская, О.И. Суслова, Л.В. Шипова]; под ред. Л.В. Шиповой. Саратов: ИЦ “Наука”, 2015. 103 с.
  3. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологлв и педагогов. – М.: Владос, 2003. – с.128
  4. Шипова Л.В. Исследование внутренней позиции школьника в психологии//Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 3 (47). С. 37-48
  5. Шипова Л.В. Изучение эмоционального развития детей с задержкой психического развития в психологии // Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение. Материалы V Международной научной конференции. Ученый совет факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского; ответственные редакторы: Ю. О. Бронниковой, Л. В. Мясниковой, Т. Г. Фирсовой. 2016. С. 781-786.
  6. Шевченко С.Г. Организация системы коррекционно-развивающего обучения для детей с ЗПР // Дефектология. -2006. – №5. – С.60.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Сюжетно-ролевая игра по итогам лексической недели с группе детей с выраженной задержкой психического развития сложного генеза (смешанной,1 год обучения)"

Практическому осуществлению проекта предшествовала подробная диагностика каждого ребёна и выработка индивидуального образовательного маршрута. В дальнейшем подготовка к участию в игре осуществлялась с...

Социализация детей дошкольников с задержкой психического развития.

В статье раскрываются направления работы с дошкольниками с ЗПР по направлению "Социализация". Данное направление является важнейшим при реабилитации детей с задержкой психического развития....

Памятка для родителей «Развитие фонематического анализа и синтеза у детей с временной задержкой психического развития»

Прежде чем учить ребенка читать, необходимо сформировать у него навыки фонематического анализа и синтеза....

Адаптированная программа дошкольного образования для детей с ОВЗ (задержкой психического развития)

Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивиду...

Статья "Использование дидактических игр в развитии и обучении детей с ЗПР (задержка психического развития) и УО (умственная отсталость).

В статье вы можете узнать важность использования дидактическких игр для развития детей с ЗПР и  УО....

Подвижные игры как средство развития физических качеств детей дошкольников с задержкой психического развития.

Из опыта работы по развитию физических качеств дошкольников с ОВЗ псредством подвижных игр....