Познавательное развитие детей с ОВЗ посредством применения игрового набора "Дары Фрёбеля"
консультация по коррекционной педагогике

Харитоненко Светлана Сергеевна

Формирование качественного развивающего взаимодействия со сверстниками и взрослыми происходит в образовательном учреждении, где педагог, является главным организатором детских развивающих игр. Именно игра, как основной вид детской деятельности является источником и стимулом формирования навыков общения. Любая правильно организованная игра позволяет решать задачи развития познавательных навыков, а тем более если это специальная игра, способствующая развитию того или иного элемента общения. Именно такие игры с игровым набором «Дары Фрёбеля» и используются нами в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_razvitie.docx194.53 КБ

Предварительный просмотр:

«Познавательное развитие детей с ОВЗ посредством применения игрового набора «Дары Фрёбеля»»

Формирование качественного развивающего взаимодействия со сверстниками и взрослыми происходит в образовательном учреждении, где педагог, является главным организатором детских развивающих игр. Именно игра, как основной вид детской деятельности является источником и стимулом формирования навыков общения. Любая правильно организованная игра позволяет решать задачи развития познавательных навыков, а тем более если это специальная игра, способствующая развитию того или иного элемента общения. Именно такие игры с игровым набором «Дары Фрёбеля» и используются нами в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

Нашу группу посещают дети с интеллектуальными нарушениями. У этих детей наблюдается отставание во всех видах деятельности, включая игры, рисование, конструирование.

Умственно отсталый ребенок проявляет крайне слабый интерес к окружающему миру. У таких детей страдает внимание, память, речь. Им свойственна эмоциональная незрелость.

Так же в нашей группе обучаются дети с РАС. Все мы знаем, что аутизм это серьезное нарушение психического развития. Эти дети тяжело идут на контакт, им свойственны однообразные повторяющиеся действия. При обучении такие дети испытывают трудности при организации в пространстве. У них западает умение классифицировать, внимание, речь, образное мышление.

И дети с РАС, и дети с умственной отсталостью испытывают стойкие трудности в обучении и коммуникации. У них практически не развито воображение и при знакомстве с новым предметом им важно не только, увидеть, но и осязать его. А это значит потрогать, подержать в руках.

Отсюда следует, что обучение у таких детей должно быть не образным, а осязательным. Такое осязательно - игровое обучение возможно при помощи развивающей технологии использование игрового набора «Фребеля» в основе которой лежит игра:

  • Позволяет превратить занятие в игру, сказку, и одновременно решить поставленные коррекционно-развивающие задачи.
  • Использование игрового набора развивает у детей способность наблюдать, развивает пространственное мышление, сенсорное восприятие. А также способствует развитию творческих способностей, развитию речи и зрительно моторной координации. 
  • У детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательная деятельность, формируются элементарные математические умения.
  • Содействует проявлению и развитию в игре необходимых для подготовки к школе качеств: произвольного поведения, ассоциативно-образного и логического мышления, воображения, познавательной активности.

В непосредственно образовательной деятельности с детьми с ОВЗ мы используем элементы данной методики. Любая совместная деятельность педагога с ребенком обязательно сопровождается речевым оформлением со стороны педагога: беседой, объяснением, рассказом, пением, чтением стихов, сказок и скороговорок и т. п. 

Ознакомившись с набором «Дары Фребеля» мы стали создавать картотеку игр и внедрять в свою работу, используя разнообразные формы работы с детьми: самостоятельные манипуляции, игры по схеме, по образцу, задания на основе показа педагога, дидактические и подвижные игры, творческое конструирование. Применяя «Дары Фребеля» в своей работе, мы учитываем не только особенности возраста, но и возможности каждого ребёнка, а так же их желания и интересы.

Начинали свою работу в познавательном развитии детей с ОВЗ со знакомства с первым набором «Дары Фребеля» – это 7 разноцветных вязаных мячиков на веревочке, казалось бы, просто мячи, а сколько можно придумать игр и упражнений. Мяч используется как заместитель большого количества объектов окружающей среды, предметов, животных. В процессе игр мячи можно покатать, потрогать, покружить, поднять, опустить во что-нибудь, подбросить и поймать и многие другие упражнения.

На занятиях мы предлагаем детям игры с применением определенного набора, объясняем правила и последовательность. Затем все вместе выполняем игровые действия и упражнения. После занятия  детям предлагается игровой набор для свободной игры, при этом мы наблюдаем за ними, за их игровыми действиями. Именно наблюдение за детьми подсказали нам много новых игр и упражнений, а итак же мы заметили, что наши дети с удовольствием играют в эти наборы, когда взрослый сам проявляет интерес к этим играм и подсказывает варианты применения и использования содержимого этих наборов в детских играх.

В процессе обучения игры усложняются с учетом возрастных и умственных потребностей детей. Игры с мячиками помогают познакомить детей с цветом, дать первичное понимание формы, развивают пространственное мышление, мелкую моторику, эмоциональное восприятие, ритм, речь.

Подвижная игра «Мышкин домик»

Цель: Развитие внимания, быстроту реакции по сигналу, закрепление знания цвета,

Материал: Шерстяные мячики из набора №1 и обручи к ним такого же цвета.

Ход игры: на полу раскладываются обручи – это домики для мышек, выбирается кот. Звучит музыка - мышки бегают врассыпную.

Ведущий: Эй, мышки-шалунишки

Бегите все под крышу!

(какой показывает мячик, в такой домик мышки должны спрятаться, а кот их в это время ловит зазевавшихся мышей)

Дидактическая игра «Точки»

Цель: Создание условий для игровых и проблемных ситуаций для укрепления и развития мелкоФй моторики, координации мелких движений, ритмики, общей моторики через выкладывание различных предметов из точек, для формирования сенсорных эталонов (накопление представлений о цвете, форме, величине), развития у детей аналитического восприятия - умения разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.

Материал: набор №10, раскраска – пальчиковая дорожка.

Ход игры: Для этого упражнения понадобится заготовленная дорожка для пальчиков с раскраской. Ребенок проходит путь пальчиками по дорожке, затем выкладывает дорожку и картинку раскраски точками из набора. Например, гусеница не может добраться до дерева с листиками, помоги гусенице, покажи дорогу. Теперь гусеница может добраться до дерева, мы показали ей дорогу. Но наша картинка скучная, на ней нет красок, давай раскрасим ее.

Вариант 2: Со временем ребёнок учится сам придумывать и выкладывать узор из точек.

 Дидактическая игра «Привяжем к шарику ниточку»

Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для формирования навыков и умений группировать предметы по цвету.

Материал: кружки разного цвета из набора №7; карточки с нарисованными ниточками и хвостиками от шариков

Ход игры: Предложить детям рассмотреть шарики. Подобрать к шарикам ниточку, к красному шарику найти красную ниточку, к зеленому шарику зеленую ниточку и т. д.

Дидактическая игра « Ателье»

Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для формирования навыков и умений группировать предметы по цвету и геометрической форме.

 Материал: трафарет барышни, набор № 7, 9, 10.

Ход игры: Предложить ребенку украсить платье для куклы геометрическими фигурами. Ребенок берет любой шаблон платья и методом наложения выкладывает геометрические фигуры по контуру. Игра считается законченной, если все контуры будут закрыты геометрическими фигурами. Со временем игра усложняется и ребенку предлагается самостоятельно создать узор платья.

Системность использования дает потрясающие результаты, поскольку, во-первых, позволяет организовать внимание ребенка, дисциплинирует, создает эффект стабильности. У ребенка вырабатывается определенная привычка, что особенно важно для детей с ОВЗ. А так же это повышает качество усвоения знаний и умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы "«Всестороннее развитие детей дошкольного возраста посредством применения игровых технологий»

В представленном опыте работы описывается результаты применения игровых технологий в образовательном процессе ДОУ...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством игрового набора «Дары Фребеля».

Фридрих Фрёбель – немецкий педагог, теоретик и ведущий создатель дошкольного образования с гуманистической направленностью. Он инициировал в прусском государстве, которое не терпело учреждений, ...

Доклад «Познавательное развитие детей с ОВЗ посредством применения игрового набора «Дары Фрёбеля»»

laquo;Познавательное развитие детей с ОВЗ посредством применения игрового набора «Дары Фрёбеля»»Формирование качественного развивающего взаимодействия со сверстниками и взрослыми пр...

Опыт работы «Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста посредством развивающих игровых технологий»

Опыт работы воспитателя по игровым пособиям Блоки Дьенеша и цветные палочки Кюизинера...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством игрового набора «Дары Фрёбеля»

Перспективное планирование деятельности по теме «Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством  игрового набора «Дары Фрёбеля»...