Познавательное развитие детей с ОВЗ посредством применения игрового набора "Дары Фрёбеля"
консультация по коррекционной педагогике
Формирование качественного развивающего взаимодействия со сверстниками и взрослыми происходит в образовательном учреждении, где педагог, является главным организатором детских развивающих игр. Именно игра, как основной вид детской деятельности является источником и стимулом формирования навыков общения. Любая правильно организованная игра позволяет решать задачи развития познавательных навыков, а тем более если это специальная игра, способствующая развитию того или иного элемента общения. Именно такие игры с игровым набором «Дары Фрёбеля» и используются нами в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnoe_razvitie.docx | 194.53 КБ |
Предварительный просмотр:
«Познавательное развитие детей с ОВЗ посредством применения игрового набора «Дары Фрёбеля»»
Формирование качественного развивающего взаимодействия со сверстниками и взрослыми происходит в образовательном учреждении, где педагог, является главным организатором детских развивающих игр. Именно игра, как основной вид детской деятельности является источником и стимулом формирования навыков общения. Любая правильно организованная игра позволяет решать задачи развития познавательных навыков, а тем более если это специальная игра, способствующая развитию того или иного элемента общения. Именно такие игры с игровым набором «Дары Фрёбеля» и используются нами в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
Нашу группу посещают дети с интеллектуальными нарушениями. У этих детей наблюдается отставание во всех видах деятельности, включая игры, рисование, конструирование.
Умственно отсталый ребенок проявляет крайне слабый интерес к окружающему миру. У таких детей страдает внимание, память, речь. Им свойственна эмоциональная незрелость.
Так же в нашей группе обучаются дети с РАС. Все мы знаем, что аутизм это серьезное нарушение психического развития. Эти дети тяжело идут на контакт, им свойственны однообразные повторяющиеся действия. При обучении такие дети испытывают трудности при организации в пространстве. У них западает умение классифицировать, внимание, речь, образное мышление.
И дети с РАС, и дети с умственной отсталостью испытывают стойкие трудности в обучении и коммуникации. У них практически не развито воображение и при знакомстве с новым предметом им важно не только, увидеть, но и осязать его. А это значит потрогать, подержать в руках.
Отсюда следует, что обучение у таких детей должно быть не образным, а осязательным. Такое осязательно - игровое обучение возможно при помощи развивающей технологии использование игрового набора «Фребеля» в основе которой лежит игра:
- Позволяет превратить занятие в игру, сказку, и одновременно решить поставленные коррекционно-развивающие задачи.
- Использование игрового набора развивает у детей способность наблюдать, развивает пространственное мышление, сенсорное восприятие. А также способствует развитию творческих способностей, развитию речи и зрительно моторной координации.
- У детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательная деятельность, формируются элементарные математические умения.
- Содействует проявлению и развитию в игре необходимых для подготовки к школе качеств: произвольного поведения, ассоциативно-образного и логического мышления, воображения, познавательной активности.
В непосредственно образовательной деятельности с детьми с ОВЗ мы используем элементы данной методики. Любая совместная деятельность педагога с ребенком обязательно сопровождается речевым оформлением со стороны педагога: беседой, объяснением, рассказом, пением, чтением стихов, сказок и скороговорок и т. п.
Ознакомившись с набором «Дары Фребеля» мы стали создавать картотеку игр и внедрять в свою работу, используя разнообразные формы работы с детьми: самостоятельные манипуляции, игры по схеме, по образцу, задания на основе показа педагога, дидактические и подвижные игры, творческое конструирование. Применяя «Дары Фребеля» в своей работе, мы учитываем не только особенности возраста, но и возможности каждого ребёнка, а так же их желания и интересы.
Начинали свою работу в познавательном развитии детей с ОВЗ со знакомства с первым набором «Дары Фребеля» – это 7 разноцветных вязаных мячиков на веревочке, казалось бы, просто мячи, а сколько можно придумать игр и упражнений. Мяч используется как заместитель большого количества объектов окружающей среды, предметов, животных. В процессе игр мячи можно покатать, потрогать, покружить, поднять, опустить во что-нибудь, подбросить и поймать и многие другие упражнения.
На занятиях мы предлагаем детям игры с применением определенного набора, объясняем правила и последовательность. Затем все вместе выполняем игровые действия и упражнения. После занятия детям предлагается игровой набор для свободной игры, при этом мы наблюдаем за ними, за их игровыми действиями. Именно наблюдение за детьми подсказали нам много новых игр и упражнений, а итак же мы заметили, что наши дети с удовольствием играют в эти наборы, когда взрослый сам проявляет интерес к этим играм и подсказывает варианты применения и использования содержимого этих наборов в детских играх.
В процессе обучения игры усложняются с учетом возрастных и умственных потребностей детей. Игры с мячиками помогают познакомить детей с цветом, дать первичное понимание формы, развивают пространственное мышление, мелкую моторику, эмоциональное восприятие, ритм, речь.
Подвижная игра «Мышкин домик»
Цель: Развитие внимания, быстроту реакции по сигналу, закрепление знания цвета,
Материал: Шерстяные мячики из набора №1 и обручи к ним такого же цвета.
Ход игры: на полу раскладываются обручи – это домики для мышек, выбирается кот. Звучит музыка - мышки бегают врассыпную.
Ведущий: Эй, мышки-шалунишки
Бегите все под крышу!
(какой показывает мячик, в такой домик мышки должны спрятаться, а кот их в это время ловит зазевавшихся мышей)
Дидактическая игра «Точки»
Цель: Создание условий для игровых и проблемных ситуаций для укрепления и развития мелкоФй моторики, координации мелких движений, ритмики, общей моторики через выкладывание различных предметов из точек, для формирования сенсорных эталонов (накопление представлений о цвете, форме, величине), развития у детей аналитического восприятия - умения разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.
Материал: набор №10, раскраска – пальчиковая дорожка.
Ход игры: Для этого упражнения понадобится заготовленная дорожка для пальчиков с раскраской. Ребенок проходит путь пальчиками по дорожке, затем выкладывает дорожку и картинку раскраски точками из набора. Например, гусеница не может добраться до дерева с листиками, помоги гусенице, покажи дорогу. Теперь гусеница может добраться до дерева, мы показали ей дорогу. Но наша картинка скучная, на ней нет красок, давай раскрасим ее.
Вариант 2: Со временем ребёнок учится сам придумывать и выкладывать узор из точек.
Дидактическая игра «Привяжем к шарику ниточку»
Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для формирования навыков и умений группировать предметы по цвету.
Материал: кружки разного цвета из набора №7; карточки с нарисованными ниточками и хвостиками от шариков
Ход игры: Предложить детям рассмотреть шарики. Подобрать к шарикам ниточку, к красному шарику найти красную ниточку, к зеленому шарику зеленую ниточку и т. д.
Дидактическая игра « Ателье»
Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для формирования навыков и умений группировать предметы по цвету и геометрической форме.
Материал: трафарет барышни, набор № 7, 9, 10.
Ход игры: Предложить ребенку украсить платье для куклы геометрическими фигурами. Ребенок берет любой шаблон платья и методом наложения выкладывает геометрические фигуры по контуру. Игра считается законченной, если все контуры будут закрыты геометрическими фигурами. Со временем игра усложняется и ребенку предлагается самостоятельно создать узор платья.
Системность использования дает потрясающие результаты, поскольку, во-первых, позволяет организовать внимание ребенка, дисциплинирует, создает эффект стабильности. У ребенка вырабатывается определенная привычка, что особенно важно для детей с ОВЗ. А так же это повышает качество усвоения знаний и умений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством применения информационных компьютерных технологий
Компьютерная презентация для педагогов не имеющих опыт работы с ИКТ....
План по самообразованию «Развитие активной речи детей дошкольного возраста посредством применения игровых приемов технологии развития критического мышления»
План по самообразованию...
Презентация опыта работы "«Всестороннее развитие детей дошкольного возраста посредством применения игровых технологий»
В представленном опыте работы описывается результаты применения игровых технологий в образовательном процессе ДОУ...
Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством игрового набора «Дары Фребеля».
Фридрих Фрёбель – немецкий педагог, теоретик и ведущий создатель дошкольного образования с гуманистической направленностью. Он инициировал в прусском государстве, которое не терпело учреждений, ...
Доклад «Познавательное развитие детей с ОВЗ посредством применения игрового набора «Дары Фрёбеля»»
laquo;Познавательное развитие детей с ОВЗ посредством применения игрового набора «Дары Фрёбеля»»Формирование качественного развивающего взаимодействия со сверстниками и взрослыми пр...
Опыт работы «Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста посредством развивающих игровых технологий»
Опыт работы воспитателя по игровым пособиям Блоки Дьенеша и цветные палочки Кюизинера...
Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством игрового набора «Дары Фрёбеля»
Перспективное планирование деятельности по теме «Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством игрового набора «Дары Фрёбеля»...