Индивидуальный образовательный маршрут коррекции речевого развития ребенка со статусом ОВЗ
статья по коррекционной педагогике

Поспелова Елена Владимировна

Статья о работе с  методической разработкой Индивидуальный образовательный маршрут коррекции речевого развития ребенка со статусом ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pro_individualnyy_marshrut.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Индивидуальный образовательный маршрут коррекции речевого развития ребенка со статусом ОВЗ

Подготовка необходимой документации, по установленной форме – значимая  и важная обязанность учителя – логопеда. Это один из существенных показателей профессионализма.

Актуальной проблемой, при работе учителя-логопеда с документацией, является то, что на законодательном уровне, не закреплены образцы и бланки необходимых документов.

Также необходимо подчеркнуть, что успешность и эффективность работы логопеда зависит от того, насколько организована работа воспитателями комбинированных групп. Ведь насколько тесно взаимодействуют все участники коррекционно-развивающего процесса, настолько положительный будет результат у воспитанников.

Стоит отметить, что одна из важнейших задач в процессе воспитания и обучения, заключается в сотрудничестве семьи и детского сада. В этом союзе необходимо правильно определить роли каждого участника образовательного процесса и с наибольшей эффективностью использовать их возможности.  

В соответствии с Законом «Об образовании», родители являются полноправными участниками образовательных отношений, однако они не всегда уделяют должного внимания тем или иным речевым нарушениям ребенка.

Передо мной, как специалистом, работающими с детьми с ТНР, встала задача сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и  грамотно развивать своего ребенка.

Таким образом, назрела необходимость в создании механизма урегулирования и взаимодействия «треугольника» учитель – логопед, воспитатели и родители, для успешного коррекционного процесса и закрепить документально этот процесс в индивидуальном образовательном маршруте коррекции речевого развития ребенка со статусом ОВЗ.

Данный маршрут позволил систематизировать коррекционный и образовательный процесс, исходя из индивидуальных потребностей и возможностей каждого воспитанника.  

Индивидуальный образовательный маршрут коррекции речевого развития ребенка со статусом ОВЗ составляется учителем – логопедом после поступления в группу воспитанника, который прошел ТПМПК и утверждается на заседании ППк ДОУ, с добровольным участием родителя воспитанника.

Составленная форма документа состоит их 2 частей - общая часть и коррекционная часть.

Общая часть состоит из:

- титульного листа (наименование дошкольного учреждения, резолюция руководителя, № и дата протокола ППК, ФИО ребенка и ФИО учителя –логопеда);

- общих данных о ребенке; (ФИО, дата рождения, домашний адресс, данные о родителях, их ФИО и номер телефона)

- краткого заключения ТПМПК; (основное заключение )

- перечня образовательных условий для обучающегося с ОВЗ; (образователные условия с заключения ТПМПК ребенка)

-цели коррекционно-логопедической работы;  

-задачи индивидуального образовательного маршрута развития ребенка.

Коррекционная часть маршрута состоит из разделов логопедической работы:

- Мелкая моторика; (Развитие точности, ловкости, быстроты движений пальцев рук и т.д..)

- Артикуляционная моторика; (развитие артикуляционного аппарата, при постановки, разных групп звуков).

- Речевое дыхание; (обучение детей правильному речевому диханию)

- Звукопроизношение; (постановка, автоматизация и дефферциация звуков )

- Фонематические процессы; (Формирование процессов фонематического анализа, синтеза)

- Слоговая структура слова; (Развитие слоговой структуры слов на материале автоматизируемых звуков)

- Лексика; (обогащение словарного запаса и т.д.).

-Грамматический строй речи; (развития навыков словообразования).

- Связная речь. (развитие и закрепление умения пересказов, составления рассказов и.т.д.).

Коррекционная работа распределена между тремя участниками образовательного процесса и курируется учителем – логопедом.

Итоговый документ «Индивидуальный образовательный маршрут коррекции речевого развития ребенка со статусом ОВЗ» подписывают участники коррекционного процесса (учитель – логопед, воспитатели, родители), после чего он заверяется руководителем ДОУ.

Действует данный документ на срок действия заключения ТПМПК воспитанника. При повторном прохождении ТПМПК воспитанником, составляется новый индивидуальный маршрут.  

Составление такой формы документа не только положительно повлияла на систематизацию работы и взаимосвязь специалистов, воспитателей и родителей, а и позволила найти индивидуальный подход к каждому ребенку.

С помощью уже готовых, подобранных профессиональных клеше и отсутствия жесткой последовательности перечня рекомендаций, учителю – логопеду значительно облегчен процесс составления документа. Специалист подбирает пункты коррекционной работы, которые необходимы каждому ребенку индивидуально. Это помогает учителю - логопеду более эффективно организовать свою работу и значительно экономит рабочее время.  

Форма представленного документа опубликована на международном информационном образовательном портале «Инфоурок». Маршрут пользуется популярностью по просмотрам и скачиваниям на портале. А это означает, что документ работает не только в нашем дошкольном учреждении, а и в других дошкольных учреждениях нашей страны.

Индивидуальный маршрут коррекционной работы отмечен наградами за участие во всероссийских и международных конкурсах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития ребенка с ОНР ( III ур.)

Раскрывается содержание индивидуальной   работы с ребенком с ОНР по каждому направлению коррекции речевого развития....

Индивидуальный образовательный маршрут по речевому развитию

Образовательный маршрут раздела общеобразовательной программы, усвоенной на низком уровне....

Индивидуальный образовательный маршрут и мониторинг развития ребенка с речевыми нарушениями.

Составление индивидуального образовательного маршрута и мониторинг развития ребенка с использованием конструктора КИМП....

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Индивидуальный маршрут  для коррекционной работы с ребенком ОВЗ...

Модель составления индивидуального образовательного маршрута коррекции речевого развития.

ИОМ взят на просторах интернета и адаптирован.Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) — персональный путь реализации интеллектуального, эмоционального, духовного потенциала личности воспита...

Индивидуальный образовательный маршрут коррекции речевого развития ребенка со статусом ОВЗ

Подготовка необходимой документации учителя - логопеда, по установленной форме....

Индивидуальный образовательный маршрут коррекции речевого развития

Индивидуальный образовательный маршрут - это структурированная программа действий педагога на некотором фиксированном этапе работы....