Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития ребенка с ОНР ( III ур.)
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

Кушнир Татьяна Николаевна

Раскрывается содержание индивидуальной   работы с ребенком с ОНР по каждому направлению коррекции речевого развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития

ребенка с ОНР (II – III ур.)

Направление коррекционной работы

Содержание

Общая моторика

- Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить и удерживать позы, преодоление напряженности и скованности движений).

- Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно воспроизводить серию движений).

- Совершенствовать ритмическое чувство.

- Совершенствовать пространственную организацию (гнозис)

- Объединение отдельных двигательных актов в единый двигательный комплекс, добиваясь плавности переключения движений.

- Статические упражнения с функциональными нагрузками.

- Совершенствование пространственной организации движений.

- Нормализация мышечного тонуса.

Мелкая моторика

- Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить и удерживать позы, преодоление напряженности и скованности движений).

- Совершенствование динамической организации движений.

- Динамические упражнения с функциональными нагрузками в движениях, выполняемых последовательно.

- Совершенствовать динамическую и статическую организацию движений (пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж, шнуровка, работа с мозаикой и конструктором, обводка и штриховка фигур и т.д.)

- Работа по развитию конструктивного праксиса, моделирование букв.

- Формирование графомоторных навыков.

Артикуляционная моторика

- отрабатывать движения языка вверх с одновременным выполнением более тонких движений;

- способствовать растяжке подъязычной связки;

- развивать произвольные движения языка. Укрепить мускулатуру языка и щек;

- способствовать расслаблению мышц языка, усилению кровоснабжения мышц языка. 

- активизировать и совершенствовать движения речевого аппарата.

 

Просодика: голосовые функции, темп речи, интонация, речевое дыхание

- Продолжить работу по развитию речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи.

- Учить соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика.

- Учить произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, умеренно громко, тихо, шепотом.

- Развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать умение изменять высоту тона в играх.

- Учить говорить в спокойном темпе.

- Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.

- Совершенствование музыкально – ритмических способностей.

Мимика

Совершенствовать  умения произвольно принимать мимические позы

(удивление, радость, испуг, грусть, сердитое лицо)

Фонематические процессы

- Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.

- Закрепить представления о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Упражнять в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и по месту образования.

- Познакомить с новыми звуками [c], [c’], [з], [з’ ], [б], [б’], [г], [г’], [ш], [ж], [э], [j], [ц], [ч], [щ], [л], [р], [р’]. Сформировать умение выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками.

 - Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов из трех-пяти звуков.

Звукопроизношение

- Формирование артикуляционного уклада для автоматизации звуков.

- Постановка, автоматизация и дифференциация звуков:

Слоговая структура слова

- Продолжить работу над трехсложными словами со стечением согласных и закрытыми слогами (абрикос, апельсин) и введением их в предложения.

- Работать над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слов (слон, мост) и над двусложными словами с двумя стечениями согласных (планка) и введением их в предложения.

- Работать над трех-, четырех -, и пятисложными словами со сложной звукослоговой структурой (динозавр, градусник, перекресток, температура) и введением их в предложения.

- Закрепить навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.

Словарь. Лексика

Развитие словарного запаса по темам:

 «Деревья осенью. Грибы, ягоды»,  «Насекомые. Подготовка насекомых к зиме», «Перелетные птицы. Подготовка птиц к отлету»,

«Домашние животные и их детеныши»,  «Дикие животные и их детеныши. Подготовка животных к зиме» , «Осенние одежда, обувь, головные уборы», «Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель» , «Посуда, виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда», «Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте»,  «Профессии взрослых. Трудовые действия», «Зимняя одежда, обувь, головные уборы. Знакомство с тканью», «Птицы зимой. Орудия труда», «Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы», «Комнатные растения, размножение, уход», «Животные жарких стран, повадки, детеныши»,   «Ранняя весна. Первоцветы», «Восьмое марта. Семья»,  «Наша Родина - Россия», «Труд людей весной. Профессии», «Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной»

- Учить практическому овладению существительными, образованными от глаголов.

- Обогащать экспрессивную речь сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами.

- Расширять представления о переносном значении и многозначности слов. Учить использовать слова в переносном значении, многозначные слова.

- Обогащать экспрессивную речь прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными; прилагательными, обозначающими моральные качества людей.

- Способствовать дальнейшему овладению приставочными глаголами, глаголами с оттенками значений.

- Обогащать экспрессивную речь за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий.

Грамматический строй речи

- Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

- Формировать умение образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.

- Сформировать умение образовывать и использовать в активной речи сравнительную степень имен прилагательных.

- Закрепить умение образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах, в том числе в форме будущего простого и будущего сложного времени.

- Практическое употребление в речи простых и сложных  предлогов: из- за, с, под, над, из – под, возле, между.

- Образование относительных и притяжательных прилагательных.

- Совершенствовать умение употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже и в косвенных падежах, как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами.

- Закрепить умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным.

- Совершенствовать навыки составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.

- Совершенствовать навыки составления и использования сложносочиненных предложений с противопоставлением и сложноподчиненных предложений с придаточными времени, следствия, причины.

- Закрепить навыки анализа простых двусоставных распространенных предложений без предлогов. Сформировать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений.

- Закрепить знание некоторых правил правописания, с которыми дети были ознакомлены в предыдущей группе.

Связная речь и речевое общение

- Закрепление навыка построения предложений из 3-4 слов

- Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.

- Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения.

- Совершенствовать навыки пересказа знакомых сказок и небольших рассказов.

- Сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика.

- Совершенствовать навыки ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно или кратко.

- Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.

- Совершенствовать навык составления рассказов по серии картин и по картине, в том числе с описанием событий, предшествующих изображенному или последующих за изображенным событием.

Развитие ВПФ

- Игры и упражнения на совершенствование словесно – логического мышления «4-й лишний» ( по лексическим темам)

- Игры и упражнения на развитие зрительного внимания «Что изменилось?»

- Игры и упражнения на совершенствование зрительного восприятия «На что похоже?», серия зашумленных картинок.

- Игры и упражнения для развития памяти («Запомни, повтори», «Найди отличия»)

Обучение элементам грамоты

- Познакомить с буквами C, З, Б, Д, Г, Э,Ш, Ж,  Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ.

- Сформировать умение правильно называть буквы русского алфавита.

- Развивать навыки выкладывания букв из палочек, кубиков, мозаики; «печатания»; лепки их из пластилина.

- Закрепить умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, «допечатывать» незаконченные буквы.

- Совершенствовать навык осознанного чтения слов, предложений, небольших текстов.

- Закрепить знание уже известных правил правописания.

- Познакомить с некоторыми правилами правописания (написание ча-ща с буквой А, чу-щу с буквой У).

- Научить разгадывать ребусы, решать кроссворды, читать изографы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития

Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития...

Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития

Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития...

Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития на 2018 — 201 9 учебный год Логопедическое заключение: ОНР (III уровень речевого развития)

Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития на 2018 — 201 9 учебный год    Козлов Николай...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Индивидуальный маршрут  для коррекционной работы с ребенком ОВЗ...

Индивидуальный образовательный маршрут коррекции речевого развития ребенка со статусом ОВЗ

Подготовка необходимой документации учителя - логопеда, по установленной форме....

Индивидуальный образовательный маршрут коррекции речевого развития ребенка со статусом ОВЗ

Статья о работе с  методической разработкой Индивидуальный образовательный маршрут коррекции речевого развития ребенка со статусом ОВЗ....