"Гиперактивность: как распознать проблему"
консультация по коррекционной педагогике

Молокова Галина Дмитриевна

Раскрывается понятие "Гиперактивность", причины возникновения, виды; принципы лечения и коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giperaktivnost_detey.docx13.29 КБ

Предварительный просмотр:

Гиперактивность — как распознать проблему

Всем родителям знакомо понятие «гиперактивный ребенок», некоторые даже так характеризуют своих малышей. Но это не совсем корректно. Нужно понимать, что сидром гиперактивного поведения – это не синоним здоровой активности у детей, а серьезное заболевание, связанное с нарушением функций головного мозга. Эта болезнь сказывается на жизни ребенка, на отношениях с родителями, со сверстниками, на поведении в социуме. 

Гиперактивность – это повышенная возбудимость у ребенка, которая проявляется излишней речевой и физической активностью. Нередко гиперактивность может сопровождаться нарушением внимания. Такое сочетание симптомов в медицине получило название «Синдром дефицита внимания и гиперактивности», или СДВГ. 

СДВГ представляет собой комплекс нарушений, нехарактерных для определенного возраста, и проявляется такими симптомами, как:

  1. Дефицит внимания. Этот симптом является ключевым во время диагностики гиперактивности. С ним связаны проблемы в социуме (сад, школа, дом, кружки). Выделяют возрастные нормы удержания внимания (фокусирование, переключение и др.). При диагнозе СДВГ эти нормы нарушены, поэтому наблюдается расстройство внимания. То есть ребенок не может долго концентрироваться на одной задаче, переключается на другие объекты, которые его окружают, или в его голове «всплывают» различные события, воспоминания.
  2. Импульсивность. Часто про таких малышей говорят, что они легкомысленные, но это не совсем корректно. Ведь они не могут контролировать свое поведение в определенных ситуациях. У детей с симптомами гиперактивности импульсивность проявляется в:

· невозможности дать адекватную оценку своим поступкам, поэтому такие дети нередко попадают в опасные ситуации;

· нетерпимостью, они не могут дослушать инструкции до конца, начинают решать задачи раньше времени, нередко выполняют их неправильно;

· проблемах с причинно-следственной связью, как результат – дети подвергают себя необоснованному риску, который, как правило, заканчивается травмами, переломами, ушибами.

 Гиперактивность. Часто ее путают с особенностями темперамента, но это не совсем правильно. Гиперактивность – состояние чрезмерной возбудимости и, как следствие, активности, которая не соответствует общепринятым нормам. Нужно учитывать, что ребенок так себя ведет не из-за плохого воспитания. Просто он не может контролировать свое поведение в силу проблем с ЦНС.

Дети с симптомами СДВГ постоянно чувствуют нервное напряжение, которое трансформируют в физическую активность. Они не способны контролировать свои эмоции, поэтому им нелегко адаптироваться в обществе. Для малышей с диагнозом СДВГ являются «нормой»:

·  проблемы в садике (гиперактивные дети очень «неудобные» для воспитателей);

·  конфликты в школе (плохое поведение на уроках, неуспеваемость, проблемы с учителями, одноклассниками);

·  проблемы в коммуникации со сверстниками на кружках, секциях, детских площадках;

·  неспособность к самостоятельному выполнению ряда домашних задач.

Важно, что ребенок не специально идет на конфликты или плохо себя ведет.

По-другому он просто не может в силу своих психоэмоциональных особенностей.

Виды гиперактивности при синдроме дефицита внимания(СДВ)

Как ведут себя гиперактивные дети? Однозначного ответа не существует. Это зависит от типа заболевания.

Самые распространенные виды гиперактивности при СДВ:

·   расстройство внимания, чрезмерная подвижность;

·   дефицит внимания, отсутствие гиперактивности;

·   импульсивность, плохое поведение, неумение концентрироваться и выполнять важные задачи;

·   смешанный тип.

Важно, что поставить диагноз СДВГ и определить вид и признаки расстройства у гиперактивных детей может только специалист.

Причины появления СДВ и гиперактивности

Доказательной медицине неизвестны причины СДВГ. Но считается, что заболевание может возникнуть из-за таких факторов:

  1.  Биологический фактор. Это внутриутробное повреждение центральной нервной системы плода вследствие:

·   гипоксии (во время родовой деятельности или в течение беременности);

·   различных заболеваний матери;

·   ранней (до 18 лет) или поздней (после 40 лет) беременности;

·    преждевременных родов;

·    гипотрофии;

·    вредных привычек матери во время беременности (курение, наркотики, алкоголь);

·    вынужденного приема лекарств.

2. Генетический фактор. СДВГ, вероятней всего, передастся генетически, если:

·       один из родителей или оба родителя имеют диагноз СДВГ;

·       у старших братьев или сестер будущего ребенка диагностировали СДВГ;

·       в роду были случаи СДВГ.

Согласно статистическим данным у 50 % детей диагноз СДВГ является наследственным.

3. Психосоциальный фактор. При диагнозе СДВГ не стоит недооценивать роль ряда психосоциальных факторов:

·  алкоголизм, наркотическая зависимость у одного или у обоих родителей;

·  насилие в семье и по отношению к ребенку;

·  тяжелые психоэмоциональные отношения в семье;

·  низкий социальный статус семьи в обществе.

4. Экологический фактор. Данный фактор тесно связан с пищевыми предпочтениями малышей.

Поэтому в зону риска возникновения СДВГ попадают дети, у которых:

·       дефицит белковой пищи;

·       в ежедневном рационе преобладают «плохие» углеводы (особенно по утрам);

·       дефицит микроэлементов, макроэлементов, витаминов.

Чтобы снизить вероятность возникновения СДВГ у ребенка, нужно наладить его режим питания, обеспечить ему комфортную атмосферу в семье. Это необходимо для правильной работы нервной системы.

Перечисленные выше причины являются лишь факторами риска, если у вас совпадают какие-либо пункты, это не значит, что у вас родится гиперактивный ребенок..

 Напряженность и частые конфликты в семье, нетерпимость и излишняя строгость к детям также вносят свою лепту в развитие этого синдрома. 

Ошибки в воспитании:

  •    Разность подходов в воспитании (бабушки и дедушки, папы и мамы, воспитатели и учителя).
  •   Непоследовательность требований, предъявляемых ребенку (правила постоянно меняются, ребенок не успевает к ним привыкнуть).
  •   Отсутствие знаний и навыков управления агрессией, и неумение привить их детям.
  •    Недостаток эмоционального тепла: гиперактивные дети часто утомляют, раздражают даже самых близких родственников.

Принципы лечения и коррекции

Лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть включать как медикаментозную терапию, так и психологическую коррекцию. В идеальном варианте ребенок должен наблюдаться у врача и психолога, а также ощущать поддержку родителей, их веру в положительный исход лечения. Эта поддержка закрепляет навыки, которые появляются у ребенка в процессе лечения.

Необходимо помнить, что лекарственные препараты надо строго принимать по назначению врача.

1. Психологические особенности гиперактивных детей таковы, что они невосприимчивы к выговорам и наказаниям, но быстро реагируют на малейшую похвалу. Рекомендуется формулировать инструкции четко, ясно, кратко и наглядно. Для того, чтобы такой ребенок выполнил какое-либо указание или просьбу, они должны быть немногословными (содержать не более десяти слов), иначе ребенок не услышит вас. Родители не должны давать им одновременно несколько заданий, лучше дать те же указания, но по отдельности.

2. Родители должны следить за соблюдением режима дня: четко регулировать время приема пищи, прогулок, игр, домашних занятий, сна.

3. Нужно предоставлять малышу возможность расходовать избыточную энергию в физических упражнениях, длительных прогулках, беге.

4. Для коррекции поведения можно использовать, обсудив это с малышом, систему поощрений и наказаний за хорошее и плохое поведение; а также расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе детского сада и дома, а затем просить ребенка вслух проговаривать эти правила. Запрещая что-либо, надо помнить: запретов не должно быть много. Запреты должны быть заранее оговорены с ребенком, сформулированы в четкой форме; ребенок должен знать о последствиях нарушения этих запретов. Наказание должно следовать за провинностями сразу, незамедлительно, т.е. быть максимально приближенными по времени к неправильному поведению, иначе оно не будет правильно понято ребенком.

5. Следует не переутомлять малыша при выполнении заданий, так как при этом может усиливаться гиперактивность. Необходимо исключить или ограничить участие легковозбудимых детей в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей.

6. Если ребенок болен, то ругать его за непослушание не только бесполезно, но и вредно. В таких случаях малыша можно только оценивать, то есть давать положительную оценку личности ребенка и отрицательную – его поступкам. (Например, сказать: «Ты хороший мальчик, но сейчас ты поступаешь неправильно, надо вести себя так…»). Ни в коем случае нельзя проводить отрицательное сравнение своего ребенка с другими детьми («Леша хороший, а ты плохой!»).

7. Рекомендуется сократить время просмотра телепередач и компьютерных игр. Для гиперактивного ребенка существуют ограничения при просмотре телевизионных передач и длительных занятий на компьютере (чем больше времени он проведет за компьютером, тем выше будет его эмоциональное возбуждение, тем труднее будет его успокоить).

8. Необходимо помнить, что завышенные требования и чрезмерные учебные нагрузки ведут к стойкому утомлению ребенка и появлению отвращения к учебе, поэтому рекомендуется щадящий режим обучения – минимальное количество детей в группе, классе, меньшая продолжительность занятий и пр.

9. После того, как ребенок пришел домой, ваше внимание должно быть отдано ему, хотя бы в течение одного часа. За это время ребенок сможет выговориться и поделиться с вами тем, что его беспокоило в течение дня. Необходимо помнить о том, что перед сном (за 2-3 часа) полезно прогуляться, спокойно поговорить с ребенком, выслушать его рассказ. Необходимо регулярно проводить легкий успокаивающий массаж и выполнять упражнения на расслабление с целью снятия избыточного напряжения. Такие дети подвержены страхам. Им необходима ваша поддержка и одобрение.

Часть детей «перерастают» свою гиперактивность, то есть у них в подростковом возрасте исчезают симптомы заболевания. Но у половины детей проявления СДВГ переходят и в подростковый, и во взрослый возраст (особенно, если не заниматься их лечением).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком».

Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком»....

Исследование проблем гиперактивности

Что такое гиперактивность?Диагностика.Как помочь гиперактивному ребенку?Как играть с гиперактивными детьми?...

Проблема гиперактивности детей дошкольного возраста, как одна из самых актуальных проблем современного общества

В данной статье рассмотрена проблема гиперактивности детей дошкольного возраста. Отражены основные аспекты поведения детей с синдромом дефицита внимания гиперактивностью. Выделены основные формы работ...

Исследование проблем гиперактивности

Исследование проблем гиперактивности...

РАС у детей дошкольного возраста, как распознать проблему и как ее разрешить

Часто родители видят, что ребенок ведет себя не совсем обычно по сравнению с его ровесниками, но не могут понять в чем причина. Задача психолога, вовремя сориентировать родителей, направить к нужным с...