«Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей младших школьников с ОВЗ (умственная отсталость): палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, кубики и квадраты Никитина»
статья по коррекционной педагогике

Антипова Александра Владимировна

«Игровые педагогические технологии

интенсивного развития интеллектуальных способностей

младших школьников с ОВЗ (умственная отсталость): палочки Кюизенера, блоки Дьенеша,

кубики и квадраты Никитина»

   (слайд 1) Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне развит. Каждый ребенок хочет одного – играть. Десятки развивающих методик совмещают обучение и игру. Специалисты отделения РНОУФВ в своей работе используют авторские методики отечественных и зарубежных педагогов, такие как блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Никитина. Почему именно к этим играм устремлено внимание педагогов?

Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики Никитина- это особенные по своей эффективности пособия, которые помогают сформировать все важные умения, особенно математические и логические. Для занятий с этими пособиями характерен ряд признаков, которые их объединяет:

• к ребенку применяется индивидуальный подход, с учетом его личностного развития;

• в обучении применяется комплексный подход;

• все задачи решаются посредством игры, где присутствует общий сюжет и действует принцип постепенности, от простого к сложному;

• в игре взрослый играет наравне с ребенком;

• взрослый не подсказывает, а побуждает ребенка самому найти решение.

Одним из наиболее популярных и действенных пособий являются блоки Дьеныша (слайд 2). Венгерский математик, психолог, педагог – Золтан Дьенеш (1916- 2014) был настолько влюблен в свою науку, что задал себе вопрос, почему многие люди считают математику трудной? Не из детства ли растут корни этих трудностей? Многие годы Золтан посвятил исследованиям, преподаванию математики детям в разных странах и в итоге выяснил – только задействуя творческий потенциал ребенка, можно привить любовь к математике и добиться реальных успехов в изучении этой науки.

Золтан Дьенеш предлагает использовать для игр «логические блоки» (иногда их называют кубиками Дьенеша) (слайд 3). Логические блоки Дьенеша - это набор из 48 геометрических фигур, причем в наборе нет ни одной одинаковой, все они различаются свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные), цветом (красные, желтые, синие), размером (большие и маленькие) и толщиной (толстые и тонкие). К набору с блоками прилагается инструкция, которая знакомит с методикой Дьенеша и играми достаточно подробно (слайд 4).

Выполняя задания с блоками, дети развивают и тренируют свое логическое мышление, стимулируют познавательные процессы и воображение. Важно также то, что ребенок выполняет эти задачи в уме и одновременно идет предметное действие: выкладывание фигур по определенным правилам, воспроизведение рисунка и др. Такие игры им очень пригодятся во время занятий математикой, и бесспорно влияют на их интеллектуальное развитие (слайд 5).

Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогут игры-исследования, предлагаемые бельгийским учителем начальной школы Джорджом Кюизинером (1891-1976) (слайд 6). Он разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию.

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. Палочки Кюизенера — это набор из 116 разноцветных палочек разного размера, который позволяет ребенку "через руки" понять состав числа, освоить понятие числовой последовательности.

В ходе игры дети усваивают такие понятия: между, длиннее, шире, одна из, неодинаковы, одинаковые, увеличить на, каждый и т.д. (слайд 7). Суть пособия в том, что определенному числу соответствует палочка определенной длины и цвета. Т.е. ребенок может увидеть величину числа и представить его как что-то материальное.

На первом этапе палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала — цвет, размер, форма (возраст 3-5 лет).

На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий (возраст 5-7 лет) (слайд 8).

Педагогическая методика семьи Никитиных известна во многих странах. Борис Павлович и Елена Алексеевна благодаря своим теориям смогли пробудить настоящую революцию в педагогике советских времен. Они стали первыми учеными, которые начали говорить о том, что детям необходимо ранее развитие. Свою методику Никитины опробовали на собственных детях, которых было семеро. Игры Никитина (слайд 9) получили широкое признание, как эффективные пособия действительно серьезно развивающие интеллект ребенка. Это уникальные игры, дающие удивительную возможность развития свободной и творческой личности ребенка.

Методика Никитина замечательна тем, что некоторые задачи под силу деткам с одного года, а с некоторыми непросто справиться даже взрослым.

Кроме того, в этих играх заложен огромный потенциал в развитии творческих способностей детей. Ведь из предложенного набора деталей можно придумать самостоятельно бесконечно много игр (слайд 10).

Например, игра "Сложи узор" состоит из набора в 16 кубиков, грани которых раскрашены в разные цвета, и направлена на формирование элементарных математических навыков. Б.П. Никитин рекомендует начинать играть в нее с полутора лет.

В начале рассматриваем кубики вместе с ребёнком, обращаем внимание малыша на то, в какие цвета они раскрашены. Вот и первые игры с кубиками для совсем маленьких: учим и закрепляем цвета; считаем кубики - учим понятие количества, формируем начальные навыки счета.

Затем показываем, как из кубиков строить дорожки: первоначально одного цвета. Когда ребенок сможет уверенно справляться с этой задачей, предложите ему составлять разноцветные дорожки.

После освоения этих этапов можно приступать непосредственно к составлению узоров из кубиков (слайд 11).

Играя, малыш научится понимать схемы, распознавать реальные предметы в абстрактных рисунках, создавать новые комбинации из имеющихся элементов. Суть всех игр Никитина - формирование у ребенка творческого склада ума, развитие способности создавать что-то новое, решать незнакомые задачи.

Дорастая каждый раз самостоятельно до своего "потолка" ребенок поднимает его все выше и выше. Решение каждой задачи представлено в виде рисунка, узора, сооружения. Это позволяет наглядно сопоставит "задание" с "решением". Самые знаменитые игры Никитина: Сложи узор, Кубики для всех, Уникуб, Сообразилка, Уголки, Кирпичики, Цветняшка, Сложи квадрат.

 Система работы (слайд 12) по развитию логического мышления дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, кубиков Никитина способствует более успешному развитию у детей основных приёмов логического мышления, математических способностей и качества усвоения программного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antipova.docx11.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Игровые педагогические технологии

интенсивного развития интеллектуальных способностей

дошкольников: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша,

кубики и квадраты Никитина»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по математическому развитию на основе развивающих игр "Палочки Кюизенера", "Блоки Дьенеша" "Строим дом для зайчика" в средней группе.

Даннй конспект занятия, построенный на основе развивающих игр, предназначен для детей 4-5 лет, способствует закреплению у детей представления о форме, ориентировке в пространстве и закреплению знаний ...

Конспект комплексного занятия по логико-математическому развитию на основе развивающих игр «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша» для детей средней группы (4-5 лет)

Конспект занятия по познавательному развитию. На основе примерной образовательной программы дошкольного образования "Детство"....

Методические рекомендации для педагогов «Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера»

Цель:  Познакомить педагогов с дидактическим средством – палочками Кюизенера, как орудием профессионального труда и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка одновременно, сти...

«Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, кубики и квадраты Никитина»

laquo;Игровые педагогические технологииинтенсивного развития интеллектуальных способностейдошкольников: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша,кубики и квадраты Никитина»...

Использование специальных дидактических средств – блоки Дьенеша, кубики Никитина, цветные палочки Кюизенера, кубики Зайцева.

Использую специальные дидактические средства – блоки Дьенеша, кубики Никитина, цветные палочки Кюизенера. Изучаю и применяю в работе методику Н.А.Зайцева «Кубики Зайцева»....