Конспект комплексного занятия по логико-математическому развитию на основе развивающих игр «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша» для детей средней группы (4-5 лет)
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Яковлева Эля Александровна

Конспект занятия по познавательному развитию. На основе примерной образовательной программы дошкольного образования "Детство".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2.konspekt_zayushkina_izbushka.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                 

                                                                           

Конспект

комплексного занятия

по логико-математическому развитию на основе

             развивающих игр «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша»

            для детей средней группы (4-5 лет)

                                 

                                  на тему:

                   «Заюшкина избушка».

Выполнила:

слушатель курсов ПП по ДПП « Педагогика и методика дошкольного образования»

Яковлева Э.А.

2 группа

                                              Саратов 2015

Образовательная программа: примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство».

Возрастная группа: средняя, дети 4-5 лет.

Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием): «Волшебный мир сказок».

Тема НОД: «Заюшкина избушка».

Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Цель: создать условия для развития познавательной инициативы дошкольников, формирования элементарных математических представлений и умений.

Задачи:

Образовательные: формировать у детей навыки работы с палочками Кюизенера, вызвать интерес к игре с палочками и желание действовать с ними;
формировать у детей представления о форме (треугольная, квадратная, прямоугольная), длине (самая длинная, короче, самая короткая)
; развивать использование в речи слов: столько же, один, много; развивать счет в пределах 5; формировать  ориентацию  в пространстве (слева, справа).

Развивающие: формировать понимание поставленной задачи и развивать умение решить ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки.

Воспитательные: воспитывать у детей чувства заботливости и сопереживания; поощрять желание помочь сказочным героям; воспитывать эмоционально – положительное отношение к сверстникам в игре.

Виды деятельности:  игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.

Формы организации: подгрупповая.

Формы реализации детских видов деятельности: отгадывание загадки, изготовление продукта детского творчества (домик и забор, лавочка из палочек Кюизенера, дорожка из блоков Дьенеша, разукрашивание раскраски «Зайчик»), физминутка «Весело в лесу», пальчиковая игра «Дом на горе».

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, наборы цветных палочек Кюизенера, блоки Дьенеша – по одному комплекту на каждого ребенка, по одному зайчику - раскраске и коробке карандашей на каждого ребенка, игрушка – зайчик, книга «Сказки».

Планируемый результат: развивать у детей знания основных геометрических форм, базовых цветов и оттенков, представлений о длине; понятий «право» и «лево».

Методы и приемы:

Наглядные: показ, рассматривание.

Словесные: беседа, объяснение, обсуждение, сравнение.

Практические: конструирование по заданию воспитателя, физминутка «Весело в лесу», пальчиковая игра «Дом на горе», изобразительная деятельность – разукрашивание карандашами раскраски.

Наглядные средства обучения: слайды с иллюстрациями к сказке «Заюшкина избушка».

Словарная работа: колышки, гостинцы.

Предварительная работа: чтение сказки «Заюшкина избушка».

Структура

I.Вводная часть.

Отгадывание загадки о зайце.

Создание проблемной ситуации.

II.Основная часть.

Конструирование дома и лесенки.

Физминутка «Весело в лесу».

Конструирование забора.

Пальчиковая игра «Дом на горе».

Конструирование  лавочки, дорожек.

III.Заключительная часть.

Подведение итогов.

Разукрашивание бумажных зайчиков.


                                                     Ход занятия.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Вводная часть

Детей встречает воспитатель с книгой «Сказки».

- Здравствуйте, ребята!

- Посмотрите, что это за книжка у меня в руках?

- Дети, а вы любите сказки?

- А какие сказки о   животных вы знаете? Назовите их.

 - А в какой сказке лисичка присвоила себе чужой домик? Как называется эта сказка?

Воспитатель показывает слайды – иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка».

- Верно отгадали, молодцы! К нам сегодня пришел гость из этой сказки, а вот кто это, вы сейчас попробуете отгадать!          

 Загадка:

Что за зверь лесной, 
Встал, как столбик, под сосной, 
И стоит среди травы, 
Уши больше головы? 

По полю скачет - ушки прячет, 
Встанет столбом - ушки торчком. 

Зверь ушастый, летом серый,
А зимою снежно-белый.
Я его не испугался,
Целый час за ним гонялся.

Воспитатель берет игрушку – зайчика.

  - Верно! Давайте поздороваемся с гостем!  

  - Зайчик очень расстроился, потому что лисичка выгнала его из дома, он просит вас о помощи. Его зайчатам негде жить! Скажите, а как мы сможем помочь зайчику и его деткам?

- Давайте построим для зайчика и его маленьких зайчат дома из цветных палочек.

Дети  заходят в группу.

Дети здороваются и садятся на стульчики.

Дети отвечают, что это книга, в которой собраны сказки.

Дети отвечают: «Да!».

Дети перечисляют названия сказок о животных.

Дети отвечают, что это сказка «Заюшкина избушка».

Дети отгадывают (Заяц).

Дети здороваются с героем.

Дети предлагают решение проблемной ситуации (выгнать лису, построить новый дом для зайцев).

II. Основная часть

  Конструирование домика и лесенки.

- Итак, приступаем к строительству. Возьмите две синие палочки и две оранжевые и постройте стену дома. Какой формы получилась стена?

 - Из двух оранжевых палочек постройте крышу дома. Какой формы получилась крыша у дома?

 - Стены и крыша готовы. А что еще бывает у дома?

  - Из четырех розовых палочек сделайте окно, а из двух желтых палочек – дверь.

 - А что может быть на крыше дома? Сделайте из одной красной палочки трубу.  

 - Что идет из трубы? Подумайте, из каких палочек можно сделать дым?

 - Сколько палочек понадобилось?

- Дети, зайчикам очень хочется войти в дом. Что нужно пристроить к дому?

- Давайте построим лесенку из желтой, красной и розовой палочки.

Воспитатель раздает бумажных зайчат детям.

 - А вот и маленькие зайчата! Пустите их в домики. Поставьте зайчика на самую низкую ступеньку лестницы. Молодцы! Поставьте зайчика на самую верхнюю ступеньку лестницы. Поставьте зайчика на ступеньку, которая находится посередине лестницы. А теперь поставьте зайчика на самую длинную ступеньку лестницы, на самую короткую ступеньку. Вы замечательно потрудились, а теперь пришло время отдохнуть. Сейчас зайки научат нас интересной игре.

Дети конструируют по предложенной  воспитателем схеме.

Дети отвечают, что получилась прямоугольная стена.

Дети отвечают – треугольная.

Дети отвечают – окна, двери.

Дети конструируют.

Дети отвечают – труба.

Дети конструируют.

Дети отвечают – дым.

Дети по собственному замыслу конструируют дым.

Каждый ребенок считает, сколько и каких палочек он использовал для конструирования дыма.

Дети отвечают – лесенку.

Дети конструируют лесенку.

Дети выполняют просьбы воспитателя, играя с бумажными зайчиками.

Физминутка «Весело в лесу»

Зайцы утром рано встали,

Весело в лесу играли.

По дорожкам прыг-прыг-прыг!

Кто к зарядке не привык?

Вот лиса идёт по лесу:

Кто ж там скачет интересно?

Чтоб ответить на вопрос,

Тянет лисонька свой нос.

Но зайчата быстро скачут.

Как же может быть иначе?

Тренировки помогают!

И зайчишки убегают.

Вот голодная лисичка

Грустно смотрит в небеса.

Тяжело вздыхает,

Садится, отдыхает.

Дети повторяют движения за воспитателем.

Прыжки на месте.

Ходьба на месте.

Потягивание - руки вперёд.

Потягивание на цыпочках.

Бег на месте.

Ходьба на месте.

Потягивание - руки вверх.

Глубокий вдох и выдох.

Дети садятся отдыхать на свои места.

Конструирование забора.

 - Дети, а как мы можем защитить наших зайчиков от лисы?

- Для того чтобы зайчики были защищены, построим забор из высоких и низких колышек – по вашему желанию.

 - Вот и забор у дома есть. Сколько высоких колышек получилось у каждого из вас? Сколько низких? Какого цвета высокие колышки? Какого цвета низкие колышки?

 - А теперь давайте опять немного отдохнем и поиграем!

Дети предлагают решение проблемной ситуации.

Дети конструируют забор по собственному замыслу, используя палочки разной длины.

Дети отвечают.

Пальчиковая игра «Дом на горе»

На горе мы видим дом.

Много зелени кругом.

Вот – деревья, вот – кусты.

Вот – душистые цветы.

Окружает все забор.

За забором чистый двор.

Мы ворота открываем,

К дому быстро подбегаем.

В дверь стучимся: «Тук-тук-тук!»

Кто-то к нам идет на стук…

В гости к другу мы пришли

И гостинцы принесли!

Дети повторяют движения за воспитателем.

Кисти рук сложить «домиком».

Волнообразные движения кистями рук.

Руками показать «деревья» и «кусты».

Пальцами показать «бутон».

Пальцами показать «забор».

Погладить ладонями стол.

Кистями рук показать «ворота».

Пальцами «пробежаться» по столу.

Постучать кулаками по столу.

Ладонь приставить к правому уху, как будто прислушиваясь.

Вытянуть руки вперед, как будто протягивая что-то.

Конструирование лавочки и дорожек.

 - Чтобы зайчик мог отдыхать возле дома,  построим лавочку из любых палочек слева от домика.

 - Сколько взяли палочек, бревнышек? Какого цвета?

 - Дети, как же зайчики будут ходить друг другу в гости?

 - Может, помогут дорожки?  Выложите справа от домика дорожку из камешков – любых блоков, но так, чтобы одинаковых камешков не было рядом.

Дети садятся на свои места.

Дети конструируют лавочку по собственному замыслу.

Каждый ребенок анализирует, сколько палочек и какого цвета он взял.

Дети предлагают решение – построить дорожки. Если такого ответа не прозвучало, воспитатель подсказывает.

Дети выкладывают дорожки из блоков Дьенеша.

III. Заключительная часть

 - Молодцы, ребята! Давайте поиграем с нашими зайчиками! Зайчик идет по дорожке. Какого цвета и какой формы камешки? Поднялся по лесенке вверх. Спустился вниз, постоял у лавочки, посидел. Как вы думаете, дети, понравились зайчатам ваши домики?

 - Я думаю, что зайчики будут жить в ваших домиках с удовольствием. Вы сегодня замечательно потрудились. Зайчики говорят вам спасибо! А теперь возьмите наши волшебные карандаши и разукрасьте своих зайчат!

Дети играют.

Дети отвечают, из каких блоков они сложили дорожки.

Дети отвечают – да.

Дети разукрашивают бумажных зайчиков.