Картотека игр и упражнений с Блоками Дьенеша для детей средней группы
картотека по математике (средняя группа)

Дёмина Ксения Юрьевна

Картотека игр и упражнений с Блоками Дьенеша для детей средней группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений с Блоками Дьенеша для детей средней группы

Дидактическая игра « Найди не такую»

Цель: выделяет существенные признаки, называет их.

Материал: набор логических блоков Дьенеша.

Ход игры.

Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).

Дидактическая игра «Что изменилось»

Цель: замечает изменения в расположении предметов, отражает в речи эти изменения.

Материал: набор логических блоков Дьенеша.

Ход игры.

Перед ребенком на стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: находит геометрические фигуры, узнает форму.

Материал: мешочек, набор логических блоков Дьенеша.

Ход игры.

Все фигуры складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые). Затем все квадратные, прямоугольные, треугольные.

Дидактическая игра «Найди»

Цель: Знакомиться с логическими блоками. Называет геометрические фигуры, основные цвета, понятия «большой – маленький», «толстый – тонкий». Умеет сравнивать геометрически фигуры между собой, выявляет общий признак и находит фигуру по заданному признаку.

Материал: набор логических блоков Дьенеша.

Ход игры.

Педагог дает детям задания – Найди все фигуры (блоки), как эта по цвету (по размеру, форме). Найди не такую фигуру, как эта по цвету (по форме, размеру). Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету). Найди не такие фигуры как эта по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру; по цвету, форме и размеру). Найди такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера, или такие же по размеру, но другого цвета. Найди такую же, как предъявляемая фигура, по цвету и форме, но другие по размеру (такие же по размеру и цвету, но другие по форме; такие же по форме и размеру, но другого цвета).

Дидактическая игра « Этажи»

Цель: развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

Материал: набор логических блоков Дьенеша.

Ход игры.

Предлагаем выложить в ряд 3 фигуры в соответствии с карточками. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы).

Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета).

Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру.

     

                 

                 

                 

                 

Дидактическая игра «Рассели жильцов»

Цель: классифицирует и обобщает геометрические фигуры по признакам.

Материал: набор логических блоков Дьенеша, «домик для блоков».

Ход игры.

В группе детского сада жили – были блоки. И домом для них была одна общая коробка, в которой блокам было темно и тесно.

И дети вместе с воспитателем решили поселить их в большом и просторном доме. Для каждой фигуры определен этаж, номер квартиры. Дети, расселяя блоки, называют номер квартиры, этаж.

4

3

8

6

9

7

2

5

1

Знакомство детей с символами свойств



Предварительный просмотр:

Выявление и абстрагирование свойств

Игры и упражнения этой группы помогут развить у малышей умение выделять в предметах от одного до трёх свойств: (цвет, размер, форму), абстрагировать одни от других, называть их. Следовать определенным правилам при решении практических задач.

Игра: «Дружат – не дружат»

Цель: Развитие умений находить сходства и различия.

Материал: Карточки-символы свойств.

Описание игры: В игре используются карточки-символы. Каждый ребёнок выбирает одну карточку. Выделяя одинаковые свойства в своих блоках дети определяют, что блоки дружат, не дружат, если свойства разные.

По свойству «форма» дружат:

По свойству «цвет» не дружат:

По свойствам «форма», «цвет» не дружат:

Игра: «Построй дорожку»

Цель: Развитие умений выделять свойства предметов, абстрагировать их от других, следовать определённым правилам.

Материал: Карточки с правилами построения дорожек, логические блоки.

Описание игры: Перед детьми на полу блоки правила построения дорожек записаны в таблице. В ней стрелки показывают, какой за каким по цвету блок должен идти. Вместе с детьми разбираем правило построения дорожки. Решают, с какого блока начнут дорожку, и строят её.

Блоки выкладывать можно по очереди, когда каждый ребёнок подходит к блокам и выбирает нужный и прикладывает его к дорожке. Или работает самостоятельно, можно в паре.

Сначала дети строят дорожки по готовым правилам, потом могут придумать их сами.

Сравнение.

Игры и упражнения этой группы помогут развивать у детей умения сравнивать предметы по одному, двум и трём свойствам, видеть в них общее или различное. Они помогают ребёнку овладеть этим умением в разных ситуациях: когда в его поле зрении находятся не только сравниваемые предметы, но и другие.

Игра: «Две дорожки»

Цель: Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам.

Материал. Логические блоки.

Описание игры: Играющие делятся на пары. Каждый участник берёт из набора 5 разных блоков, перемешивает их и складывает стопкой. Игроки по очереди строят дорожки из своих блоков. Сначала первый игрок выкладывает все блоки перед собой в ряд, начиная с верхней в стопке. Получается дорожка.

Второй игрок по порядку к каждому блоку соперника приставляет свой, начиная с верхнего блока в стопке. Если он находит какое-то одно общее свойство между своим блоком и блоком соперника (цвет, форма, размер или толщина), то забирает себе его блок. Побеждает тот, у кого окажется больше блоков.

Игра: «Поймай пару»

Цель: Развитие восприятия, внимания, умения анализировать и сравнивать предметы по самостоятельным выделенным свойствам.

Материал: Логические блоки.

Описание игры: В игре участвуют 5-7 человек. Один набор блоков у ведущего, второй игроки делят поровну между собой. Ведущий выкладывает на стол один блок. Игроки должны найти ему пару – приложить рядом блок, похожий по каким-либо двум свойствам (цвет и форма; размер и толщина). Тот, кто первым составит пару, забирает её себе. Если играющий неправильно выложил блок, ведущий берёт его себе и выкладывает следующий. Выигрывает тот, кто соберёт больше блоков.

Классификация, обобщение.

Игры и упражнения этой группы помогут развивать у детей умения, классифицировать и обобщать предметы по одному, двум, трём, четырём свойства. При этом малыши освоят умения классифицировать и обобщать предметы по заданным свойствам. Они постепенно перейдут от классификации и обобщения предметов по отдельным свойствам к выделению закономерностей.

Игра: « Угадай фигуру»

Цель: Развивать логическое мышление, внимание, умения кодировать и декорировать информацию о свойствах.

Материал: Логические блоки. Карточки с изображением фигур, но с пустыми окнами.

Описание игры: У каждого ребенка карточка с пустым окном, куда нужно положить недостающий блок. Используются карточки, которые требуют выделения одного, двух свойств.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша для детей средней группы, «Подарки для Барбоскиных».

Логические блоки Дьенеша - игра, которая ненавязчиво, но серьезно развивает математические способности ребенка....

Конспект комплексного занятия по логико-математическому развитию на основе развивающих игр «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша» для детей средней группы (4-5 лет)

Конспект занятия по познавательному развитию. На основе примерной образовательной программы дошкольного образования "Детство"....

Интегрированное занятие с использованием универсальных средств обучения- блоков Дьенеша для детей средней группы компенсирующей направленности с ТНР

Занятие разработано для детей с тяжелым нарушением речи в группе компенсирующей направленности. Проводится совмесно учителем-логопедом и воспитателем....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша для детей средней группы, «Подарки для Барбоскиных».

Цель: Способствовать развитию математических представлений на основе использования блоков Дьенеша.Задачи:формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельност...

Картотека дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста

Важнейшая задача детского сада — интеллектуальная подготовка ребёнка к школе. На современном этапе в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) используются всевозможные развивающие игры, одна...

Картотека дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста.

Цель данного пособия – помочь педагогу в формировании и развитии у детей предпосылок логического мышления в интересной для детей форме....

Картотека дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста...