Консультация для воспитателей «Воспитательный потенциал использования фольклора в детском саду»
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Зубковская Елена Павловна

Консультация для воспитателей

«Воспитательный потенциал использования фольклора в детском саду»

           Наблюдая за своей работой и коллег, мы сделали вывод, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у дошкольника остается совсем мало времени, а ребенок должен играть и все новое должно постигаться только через игру.

Работая с дошкольниками не первый год, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью – умеет реализовать себя в любом виде деятельности.

И лично для себя я вывела правило: «Если речь воспитателя будет красочной, образной, насыщенной сравнениями и эпитетами, а все это мы черпаем у истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!». И я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет очень большое значение в развитии ребенка, как в воспитательном процессе, так и в образовательном».

Проведя анализ работы, по использованию детского фольклора - сделала вывод, что именно детский фольклор необходим в работе педагога, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений.

В работе с детьми 2 – 6лет я использую следующие виды фольклора:

  1. Потешки – игры взрослого с ребенком (с его ручками).
  2. Считалки – коротенькие стишки, которые служат для справедливого распределения ролей в играх.
  3. Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
  4. Скороговорки и чистоговорки – незаметно обучающие детей чистой и правильной речи.
  5. Прибаутки, перевертыши – забавные песенки и шутки, которые своей необычностью веселят детей.
  6. Заклички – обращение к явлениям природы (к ветру, дождю, снегу).

И они у меня красной нитью проходят во всех режимных моментах и во всех видах деятельности, а именно:

  1. В обучении правильному произношению;
  2. В инсценировках;
  3. В приобщении детей к русской национальной культуре;
  4. В театрализованной деятельности;
  5. В беседах, наблюдениях, в подвижных играх;
  6. В играх на развитии мелкой моторики.

Я бы хотела остановиться на использовании фольклора в играх с детьми. В игре дошкольники приобретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Самые любимые игры для детей – подвижные. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки – это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают ловкость, сообразительность, быстроту движений. Например, в игре «Стадо» мы используем закличку:

Пастушок, пастушок, заиграй во рожок!

Травка мягкая, роса гладкая,

Гони стадо в поле, погулять на воле!

Очень любят дети игры, которые требуют фантазии, творчества, выдержки. В игре «Молчанка» мы используем попевочку:

Первенчики, червенчики,

Летели  голубенчики по свежей росе, по чужой полосе.

Там чашки, орешки, медок, сахарок –

Молчок!

  Дети любят играть в такие игры, так как в них они самореализуются, то есть показывают себя. А для меня такие игры ценные еще и тем, что позволяют развивать речь детей.

Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор – игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем такие движения:

  1. Самомассаж.
  2. Сжимание пальцев в кулак и разжимание.
  3. Шевеленье пальчиков.
  4. Разведение пальцев и их сведение.
  5. Вращение кистей - «фонарики».
  6. Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем - и без помощи другой руки.
  7. Хлопки.
  8. Помахивание кистями - сверху вниз и  к себе и от себя.

Вместе с движениями произносим слова:

У бабы Фроси пяток внучат,

У бабы Фроси пяток внучат,

(показывают сначала одну руку с растопыренными пальцами, потом - другую).

Все каши просят,

Все криком кричат:

(всплеснуть руками, а затем, схватившись за голову, покачать ею).

Акулька - в люльке,

Аленка - в пеленке,

Аринка - на перинке,

Степан - на печке,

Иван - на крылечке.

(Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца. Можно поочередно шевелить пальчиками, начиная с мизинца, что будет потруднее).

Помимо прибауток,потешек я учу их на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям.

Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах.

Свой показ дети сопровождают выразительными пантомимическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки

Я рыжая лисица

Я бегать мастерица,

я по лесу бежала,

я зайку догоняла.

И в ямку - бух!

Дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.

Планируя игры, детский фольклор подбираю разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы).

Детский фольклор использую и для развития навыков выразительной речи детей. Тут-то в помощь мне приходят скороговорки:

Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей;

Две мыши поплоше

Несли по два гроша.

Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности, где используем с детьми инсценировки разных видов.

Например, дети, в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка - это целая живая картина.

На материале детского фольклора составляю тематические игры-инсценировки, состоящие из произведений разных жанров на одну тему.

Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, завела папку «Учите вместе с нами». В нее я записывала потешки, поговорки, считалки, и родители дома могли повторить этот материал со своим ребенком. Чтобы пополнить копилку детского фольклора, который я могла бы использовать в играх, я давала родителям творческие задания: «Отправиться в фольклорную «экспедицию» той местности, где они родились, и пополнить нашу копилку новыми народными играми, потешками, пословицами, поговорками».

Так как у нас родители почти все молодые, и большинство из них не знают обычаев своих предков, то им приходилось созваниваться со своими родственниками, или же привозить с отпуска.

Таким образом, у нас появились новые игры, а также богатый материал потешек, пословиц и поговорок из разных уголков России. Он вызывает большой интерес у детей. Они наперебой предлагают игры своих дедушек и бабушек для обыгрывания. И все с удовольствием принимают участие.

Я хотела бы обратить внимание на то, что детский фольклор помогает в работе не только воспитателям.

Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, т. к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.

А игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Воспитательный потенциал использования фольклора в детском саду»

           Наблюдая за своей работой и коллег, мы сделали вывод, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у дошкольника остается совсем мало времени, а ребенок должен играть и все новое должно постигаться только через игру.

Работая с дошкольниками не первый год, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью – умеет реализовать себя в любом виде деятельности.

И лично для себя я вывела правило: «Если речь воспитателя будет красочной, образной, насыщенной сравнениями и эпитетами, а все это мы черпаем у истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!». И я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет очень большое значение в развитии ребенка, как в воспитательном процессе, так и в образовательном».

Проведя анализ работы, по использованию детского фольклора - сделала вывод, что именно детский фольклор необходим в работе педагога, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений.

В работе с детьми 2 – 6лет я использую следующие виды фольклора:

  1. Потешки – игры взрослого с ребенком (с его ручками).
  2. Считалки – коротенькие стишки, которые служат для справедливого распределения ролей в играх.
  3. Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
  4. Скороговорки и чистоговорки – незаметно обучающие детей чистой и правильной речи.
  5. Прибаутки, перевертыши – забавные песенки и шутки, которые своей необычностью веселят детей.
  6. Заклички – обращение к явлениям природы (к ветру, дождю, снегу).

И они у меня красной нитью проходят во всех режимных моментах и во всех видах деятельности, а именно:

  1. В обучении правильному произношению;
  2. В инсценировках;
  3. В приобщении детей к русской национальной культуре;
  4. В театрализованной деятельности;
  5. В беседах, наблюдениях, в подвижных играх;
  6. В играх на развитии мелкой моторики.

Я бы хотела остановиться на использовании фольклора в играх с детьми. В игре дошкольники приобретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Самые любимые игры для детей – подвижные. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки – это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают ловкость, сообразительность, быстроту движений. Например, в игре «Стадо» мы используем закличку:

Пастушок, пастушок, заиграй во рожок!

Травка мягкая, роса гладкая,

Гони стадо в поле, погулять на воле!

Очень любят дети игры, которые требуют фантазии, творчества, выдержки. В игре «Молчанка» мы используем попевочку:

Первенчики, червенчики,

Летели  голубенчики по свежей росе, по чужой полосе.

Там чашки, орешки, медок, сахарок –

Молчок!

        Дети любят играть в такие игры, так как в них они самореализуются, то есть показывают себя. А для меня такие игры ценные еще и тем, что позволяют развивать речь детей.

Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор – игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем такие движения:

  1. Самомассаж.
  2. Сжимание пальцев в кулак и разжимание.
  3. Шевеленье пальчиков.
  4. Разведение пальцев и их сведение.
  5. Вращение кистей - «фонарики».
  6. Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем - и без помощи другой руки.
  7. Хлопки.
  8. Помахивание кистями - сверху вниз и  к себе и от себя.

Вместе с движениями произносим слова:

У бабы Фроси пяток внучат,

У бабы Фроси пяток внучат,

(показывают сначала одну руку с растопыренными пальцами, потом - другую).

Все каши просят,

Все криком кричат:

(всплеснуть руками, а затем, схватившись за голову, покачать ею).

Акулька - в люльке,

Аленка - в пеленке,

Аринка - на перинке,

Степан - на печке,

Иван - на крылечке.

(Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца. Можно поочередно шевелить пальчиками, начиная с мизинца, что будет потруднее).

Помимо прибауток,потешек я учу их на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям.

Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах.

Свой показ дети сопровождают выразительными пантомимическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки

Я рыжая лисица

Я бегать мастерица,

я по лесу бежала,

я зайку догоняла.

И в ямку - бух!

Дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.

Планируя игры, детский фольклор подбираю разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы).

Детский фольклор использую и для развития навыков выразительной речи детей. Тут-то в помощь мне приходят скороговорки:

Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей;

Две мыши поплоше

Несли по два гроша.

Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности, где используем с детьми инсценировки разных видов.

Например, дети, в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка - это целая живая картина.

На материале детского фольклора составляю тематические игры-инсценировки, состоящие из произведений разных жанров на одну тему.

Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, завела папку «Учите вместе с нами». В нее я записывала потешки, поговорки, считалки, и родители дома могли повторить этот материал со своим ребенком. Чтобы пополнить копилку детского фольклора, который я могла бы использовать в играх, я давала родителям творческие задания: «Отправиться в фольклорную «экспедицию» той местности, где они родились, и пополнить нашу копилку новыми народными играми, потешками, пословицами, поговорками».

Так как у нас родители почти все молодые, и большинство из них не знают обычаев своих предков, то им приходилось созваниваться со своими родственниками, или же привозить с отпуска.

Таким образом, у нас появились новые игры, а также богатый материал потешек, пословиц и поговорок из разных уголков России. Он вызывает большой интерес у детей. Они наперебой предлагают игры своих дедушек и бабушек для обыгрывания. И все с удовольствием принимают участие.

Я хотела бы обратить внимание на то, что детский фольклор помогает в работе не только воспитателям.

Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, т. к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.

А игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для детей.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Физкультурные праздники и досуги в детском саду"

В детском саду ребенок получает всестороннее воспитание. В процессе разнообразной деятельности под руководством педагогов он развивается умственно, воспитывается эстетически, физически, нравственно. П...

Консультация для воспитателей : "Сохранение психического здоровья детей в детском саду и дома".

Консультация для воспитателей :      "Сохранение психического здоровья детей в детском саду и дома"....

Консультация для воспитателей « Формирование основ математических представлений в детском саду».

Математика - это язык, на котором написана книга природы. (Г. Галилей)В раннем детстве ребёнок знакомиться с совокупностями предметов, множеством звуков, движений, воспринимая их разными анализаторами...

Консультация для воспитателей «Формы работы с семьей внутри детского сада»

Консультация для воспитателей«Формы работы с семьей внутри детского сада»...

Консультация для воспитателей "Формы работы с родителями внутри детского сада"

Консультация для воспитателейФормы работы с семьей внутри детского садаПрезентация дошкольного учрежденияОткрытые занятия с детьми в ДОУ для родителейПедагогический совет с участием родителейПосещение...

Консультация для воспитателей "Воспитательные возможности мини- музея в детском саду"

Музейная педагогика достаточно известное направление  современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятил...