Консультация для воспитателей "Воспитательные возможности мини- музея в детском саду"
консультация (старшая группа) на тему

Манака Людмила Николаевна

Музейная педагогика достаточно известное направление  современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini-muzey_4.docx280.58 КБ

Предварительный просмотр:

       D:\музей Манака\20170210_094905.jpg   

Воспитательные возможности мини-

музея в детском саду

Консультация для воспитателей

Воспитатель старшей группы: Манака Л.Н.

Воспитательные возможности 

               мини музея в детском саду

 

Музейная педагогика достаточно известное направление  современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Понятие «музейная педагогика» заимствовано из немецкой терминологии. Изначально музейная педагогика подразумевала прежде всего сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи различной тематики.В последние годы музейная педагогика значительно изменилась, т.к. дошкольные учреждения стали создавать собственные мини музеи, а организация и использования их рассматриваются как особая форма работы с детьми и родителями.

Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной педагогики коммуникации и направлена на решение задач нравственного, патриотического воспитания и активизации творческих способностей ребёнка при использовании мини музеев в игровом пространстве детского сада. Активное её использование в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению традиций. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к  эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир, обогащать социальный опыт для развития игровой деятельности.

Причин создания мини музеев несколько: во-первых, отсутствие обычных музеев в достаточной близости и отсутствие времени для их посещения. Во-вторых, отмечено, что посещение музеев детьми дошкольного возраста не всегда приносит ожидаемый педагогический эффект. Даже в детских музеях обилие экспонатов, информации, яркие впечатления и эмоции могут утомит ребёнка.

Одна из основоположниц отечественного дошкольного образования в 20 веке профессор Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей  сам приходит  в гости к ребёнку.

Несмотря на то, что мини-музей, как мы выяснили ,несут исключительную пользу (т.е. может охватывать весь программный аспект работы с детьми, развивать игровую среду), при организации  их практики сталкиваются с проблемами, которые условно можно разделить на «детские» и «взрослые»

Детские проблемы заключаются в том, что ребёнок, по природе своей коллекционер, использует свои коллекции исключительно в практических целях. Трудно представить ребёнка только созерцающего  коллекцию  своих машинок, или демонстрирующего её своим друзьям через стекло на полочке. Все детские коллекции – часть развивающей и игровой среды. Восприятие и внимание дошкольников недостаточно сформированы, отличаются непроизвольностью. Яркий предмет занимает его внимание, но если его нельзя трогать и он статичен – интерес к нему угасает.

Взрослые проблемы заключаются прежде всего в стремлении «прописать» музей в определённом месте. Т.к. педагоги ответственно относятся к дизайну и оформлению музея, превращая его в изюминку интерьера, тем самым «замыливая» глаз и постепенно музей теряет возможность воздействия на  процессы, детей за счёт новизны и неожиданности. Поэтому при создании мини музея необходимо следовать выделенным принципам, как то:

  1. Принцип интеграции. Мини музеи должны создаваться с учётом содержания образовательной программы дошкольного учреждения и помогать реализовывать её общие задачи. Музей – это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей жизни, тесно связанные между собой.
  2. Принцип деятельности и интерактивности. При подборе экспонатов необходимо помнить о том, что мини музей должен предоставить ребёнку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу: играть с экспонатами, мастерить, рисовать и т.д. (должен быть выделен уголок для самостоятельной деятельности)
  3. Принцип научности. Несмотря на то, что мини музеи создаются для дошкольников, их экспонаты должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы, явления.
  4. Принцип природосообразности. При организации мини музея необходимо учитывать психофизические особенности детей разного возраста
  5. Принцип культуросообразности. Мини музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям (отношение к природе, к культуре, к людям) через освоение ценностей и норм конкретной национальности и региональной культуре.
  6. Принцип гуманизации и партнёрства. Мини  музей ориентирован на создание условий для всестороннего развития ребёнка, поддержки его инициативы, творчества и создавать условия для новых партнёрских отношений в системе «ребёнок – педагог» (диалоговое общение).
  7. Принцип динамичности и вариативности. Этот принцип связан с принципом интерактивности. Мини музей должен периодически меняться по тематике, экспонатам, содержанием уголков для самостоятельной и игровой деятельности.
  8. Принцип разнообразия. Экспонаты должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам.
  9. Принцип экологичности. В экспозиции должны преобладать экологически безопасные для здоровья детей экспонаты.
  10. Принцип безопасности
  11. Принцип креативности
  12. Принцип непрерывности

Итак, можно выделить основные цели и задачи мини музея. Музейная педагогика в условиях детского сада:

  • Позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
  •  Является действенным модулем развивающей природной среды; средством индивидуализации образовательного процесса
  • Способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской  деятельности;
  • Помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива с родителями. Важная особенность мини музея - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою сопричастность созданию экспозиции мини музея, участвуют в обсуждении темы, сбора экспонатов. В настоящих музеях трогать руками экспонаты запрещено, а в мини музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день. В обычном музее ребёнок пассивный зритель и созерцатель, а здесь он – соавтор, творец. Причем не только он сам, но и его родители. Мини музей результат общения, совместной работы воспитателей, детей и их родителей.

Создание мини музея может стать отдельным проектом одной группы, либо всего детсадовского коллектива. В любом случае удобно разбить организацию такого элемента развивающей среды на несколько этапов.

  1. Подготовительный.
  • Выбор темы
  • Определение путей создания
  • Подготовка к участию в проекте педагогов, детей и родителей (распределение обязанностей между педагогами), педагог-психолог отслеживает влияние мини музея на развитие дошкольников, соответствие возрасту, отношение детей к проблеме), муз. Руководитель организует праздники, семинары, мероприятия.
  1. Трактический. Главная задача – совместная реализация 1 этапа, оформление, изготовление оборудования, сбор экспонатов, их группировка, изготовление игр, макетов.

Работа проводится в трёх направлениях:

  1. Информирование – первичное получение сведений  о мини музеях, составе и содержании его коллекции.
  2. Обучение – передача и усвоение знаний, приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации
  3. Развитие творческих начал. Создание условий для самореализации.

Формы работы в мини музее:

  1. Обзорная экскурсия
  2. Занятие, посвященное 1 экспонату или одной рубрики
  3. Музейные праздники (театральные викторины, конкурсы)
  4. Экспресс выставки семейных коллекций
  5. Детские творческие работы

   Методы и приёмы работы:

  1. Метод парных сравнений
  2. Метод «динамичной автономии» - локальное выделение показываемого образца – педагогический приём концентрации зрительного внимания детей
  3. Проблемные ситуации
  4. Игры – имитации
  5. Воображаемые путешествия
  6. Викторины, конкурсы

Итак, главной функцией мини музея становится:

- образовательная

- воспитательная

- познавательная

- развивающая

Главное в таком мини музее не ценность экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельной деятельности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательные возможности мини музея в детском саду

Материал раскрывает некоторые аспекты воспитательного значения мини музея, возможность использования данной формы работы в различных образовательных областях...

Консультация для педагогов: «Особенности организации мини – музея в детском саду»

Консультация для педагогов:«Особенности организации мини – музея в детском саду» была разработана мною для выступления перед коллегами на педсовете. В тексте данной консультации идет...

Консультация для воспитателей «Создание мини-музеев в детском саду»

Музей (c греч. — Дом Муз) — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры,...

Консультация для родителей: "Создание мини-музея в детском саду".

Использование средств музейной педагогики в воспитании дошкольников....

Консультация для воспитателей «Организация мини – музея в детском саду».

Современные дети живут в эпоху информационных технологий, они любознательны, пытливы, активно познают окружающий мир, но компьютер не даёт в полном объёме представления о предметах, явлениях окружающе...

Консультация "Создание мини -музея в детском саду "Русская изба"

В этой публикации говорится о создании мини - музея в детском саду. О приобщении детей к истокам русского быта....